Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения



Сторінка1/5
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.89 Mb.
  1   2   3   4   5
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1. «ИТОРИЯ РАЗВИТИЯ «КОНФЛИКТОЛОГИИ»»



Вопросы для обсуждения:

1.Конфликтология как наука: Объект, предмет, цель, задачи и функции современной конфликтологии.

2.Связь конфликтологии с другими отраслями научных знаний. Отрасли современной конфликтологии.

3. Методологические основы исследования конфликтов. Схема описания конфликта и этапы его анализа.

4. Методы конфликтологии.

***


Конфликтология – «наука о конфликтах» - это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Объект конфликтологии – конфликт как социальное явление.

Предмет конфликтологии – исследование закономерностей генезиса, функционирования, развития, управления и разрешения социальных конфликтов.

Конфликт – биполярное явление, противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, где стороны конфликта выступают в качестве активного субъекта.

Сегодня в понятие конфликта включают три аспекта:



  1. состояние открытой борьбы (война);

  2. состояние столкновения противоположностей (между людьми, идеями, интересами);

  3. борьба взаимно исключающих психических характеристик (чувства, желания).

Ряд авторов практически отождествляют понятия конфликт и социальный конфликт.

Социальный конфликт - наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу.

Цель - выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, и их динамикой, обоснование возможности предвидения тех или иных актов поведения субъектов в конфликтных ситуациях.

Функции конфликтологии:

  • теоретико-познавательная - разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук.

  • аналитическая - исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов.

  • прогностическо-управленческая - изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им.

***

2. Основные направления и тенденции развития современной конфликтологии
Основные направления психологических исследований конфликта:

  • психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);

  • социотропное (У. Мак-Дугал, С. Сигеле и др.);

  • этологическое (К. Лоренц, Н. Тинберген);

  • теория групповой динамики (К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей);

  • фрустрационно-агрессивное (Д. Доллард, Л. Берковитц, Н. Миллер);

  • поведенческое (А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс);

  • социометрическое (Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич);

  • интеракционистское (Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель).
    Современные подходы:

  • теоретико-игровое (М. Дойч);

  • теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон);

  • теория и практика переговорного процесса (Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри).

В теории и практике конфликтологических исследований сложился определенный комплекс понятий и проблем, с которыми связано изучение конфликтов. В частности, Н.В. Гришина выделяет четыре основных тенденции развития конфликтологии: .

1. Доминирование практической ориентации. Здесь сказывается влияние гуманистической психологии, для которой характерно стремление к решению практических задач личностного развития и помощи человеку. «Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а как он осознает свое бытие, его природа никогда не может быть определена полностью» (К Роджерс).



2. Изменение отношения к конфликтам. Гуманистическая психология не рассматривает конфликт как неизбежность, в то же время « ... полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» (Р. Мэй).

3. Признание позитивных функций конфликтов.

  • конфликт - источник развития. В 1990 Г. в «Психологический словарь» впервые был введен термин «конфликт продуктивный»;

  • конфликт - сигнал к изменению (боль неприятна, но это сигнал);

  • конфликт - возможность сближения;

  • конфликт - возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений.

4. Возможность управления конфликтами. Общая практическая позиция в конфликтологии представляет собой решение задачи превращения деструктивных конфликтов в конструктивные.

***

3.Методология конфликтологии: системный подход и его разновидности.

Общенаучные принципы изучения конфликта:

Принцип развития требует выявлять тенденции в эволюции конфликтов (постепенном, длительном, непрерывном развитии конфликта от одних форм к другим, чаще от простых к более сложным.

Принцип всеобщей связи требует исследования максимального количества существенных связей конфликта с другими явлениями и между его подструктурами.

Принцип соблюдения законов диалектики требует учета основных законов парных категорий диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей показывает внутренний источник развития конфликтов: единство и борьбу противоположных сторон, сил, тенденций. Закон перехода количественных изменений в качественные раскрывает способ эволюции и динамики конфликтов, ориентирует на поиск закономерностей, которым подчиняется развитие конфликтного взаимодействия, определение качественных и количественных изменений, происходящих при этом, выявление связей между ними. Закон отрицания отрицания дает возможность прогнозировать направление развития конфликтов: от простого к сложному, от низшего к высшему, от одного к другому. Парные категории диалектики (материальное и идеальное, время и пространство, качество и количество, единичное, особенное и всеобщее, сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и следствие и другие), позволяют определить общий подход к изучению конфликтов, ориентироваться в общей оценке правильности полученных выводов.

Принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики раскрывает диалектику движения знания к истине и определяющую роль практики в процессе познания.

Принцип системного подхода ориентирует в поиске причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного конфликта.

Принцип конкретно-исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения конфликтов всех конкретных условий их развития.

Принцип объективности требует минимизировать влияние личных и групповых интересов, установок, других субъективных факторов на процесс и результаты исследования конфликтов.

Принцип междисциплинарности ориентирует на максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Важнейшей стороной принципа междисциплинарности является принцип равенства всех шестнадцати отраслей конфликтологии. Роль системообразующей науки на данном этапе развития конфликтологии призвана выполнить психология.

Принцип эволюционизма ориентирует на учет основных закономерностей эволюции конкретных видов конфликтов.

Принцип личностного подхода учет личностных особенностей конкретных людей.

Принцип поиска скрытого содержания конфликтов ориентирует на изучение глубинных причин конфликтов, выявления неосознаваемых мотивов поведения людей.

На формирование методологии науки о конфликтах наибольшее влияние оказали такие дисциплины как социология, психология, философия, математика.

По мнению ученых, системный подход ориентирует конфликтолога на исследование конфликта как сложной, иерархически организованной, непрерывно развивающейся, многоуровневой, целостной системы.

Системный подход включает в себя:


  • рассмотрение изучаемого явления как системы, включающей в себя множество отграниченных друг от друга взаимодействующих элементов;

  • определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;

  • выявление внешних связей системы и выделение главных из них;

  • определение функций, места и роли данной системы среди
    других;

  • обнаружение закономерностей и тенденций развития системы

Среди основных видов системного анализа выделяются системно-структурный, системно-функциональный, системно-генетический, системно-информационный анализ, на основе которых выделяются теоретико-прикладные виды анализа: системно-ситуационный, междисциплинарный и системно-описательный анализ конфликта.

Универсальная схема описания конфликтов и этапы его анализа.

Описание конфликта предполагает применение системно-описательного метода его анализа. Важную роль здесь играет разработка собственного понятийно-категориального аппарата. Расширение и углубление существующих понятийных схем описания конфликта обеспечивают развитие общей и частной теорий.

В современной конфликтологии выработана универсальная понятийная система описания конфликта, которая включает 11 основных понятийно-категориальных групп: сущность конфликта; типология; структура; функции; эволюция; генезис; динамика; информация в конфликте; предотвращение; завершение конфликта.

В научном анализе любого конфликта существует восемь этапов. К ним относятся:



  1. Составление программы анализа.

  2. Определение конкретного объекта изучения.

  3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликта.

  4. Пробное изучение конфликтов включает в себя:

  5. Сбор первичной конфликтологической информации.

  6. Качественная и количественная обработка данных.

  7. Анализ и объяснение полученных результатов предполагает
    систематизирование данных.

  8. Обоснование и формулировка выводов и практических рекомендаций являются завершающим этапом процесса исследования.

  1. Психологические методы и методики конфликтологии

  1. Для оценки внутриличностной конфликтности человека применяются следующие методики:

  1. Методика Г. Келлера выявляет различные внутриличностные конфликты в семейной сфере, партнерском общении и производственной деятельности.

  2. Адаптированная Е. Ивановой и А. Светличным методика определения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса выделяет пять типов реагирования человека и дает объяснения. Определение стилей реагирования и их толкование осуществляются следующим образом.

Так как методика основана на принципе выбора, через минимальное количество баллов определяется отвергаемый способ реагирования. По мнению авторов, отвергаемый тип поведения тесно связан с отвергаемой на бессознательном уровне потребностью. Внутриличностный конфликт выявляется через сравнение предпочитаемого и отвергаемого стилей поведения.

  1. Для анализа поведения применяется схема трансактного анализа Э. Берна. На ее основе позиция Родителя проявляется через сопротивление, позиция Взрослого — через сотрудничество, а позиция Ребенка — через избегание и приспособление. Через компромисс реализуется позиция Ребенка и Родителя, т. е. в данном случае разнонаправленные позиции соединяются, и такой стиль реагирования в конфликте имеет большую эмоциональную нагрузку, что, в свою очередь, провоцирует и усиливает существующий внутриличностный конфликт.

Предпочитаемые и отвергаемые стили реагирования анализируются также через соотношение своих интересов и интересов противника. Это помогает выявить конфликт внутриличностных интересов.

  1. Методика определения уровня внутриличностной конфликтности Шипилова выделяет шесть видов внутриличностного конфликта: мотивационный (между «хочу» и «хочу»), нравственный (между «хочу» и «надо»), ролевой (между «надо» и «надо»), адаптационный (между «надо» и «могу»), конфликт нереализованного желания (между 1 Целями данной методики являются:

  • определение степени, уровня внутриличностной конфлик
    тности;

  • выявление наиболее значимых и глубоко переживаемых
    внутриличностных конфликтов;

  • определение основной, ведущей сферы актуальной внут
    риличностной конфликтности: мотивационной, долженствова
    ния или самооценки.

На основании двух методик — методики по определению уровня внутриличностной конфликтности Шипилова и методики «Личностный дифференциал» — исследовалась связь (корреляция) некоторых личностных качеств и уровня внутриличностной конфликтности. Эта связь выглядит следующим образом:

  • при повышении степени напряженности повышается и уро
    вень внутриличностной конфликтности;

  • при высоком уровне развития таких качеств, как решитель
    ность, эмоциональная устойчивость, смелость, независимость,
    уверенность, снижается острота переживания возникающих внут
    риличностных конфликтов;

  • невозмутимость и одержимость свойственны людям с вы
    соким уровнем внутриличностной конфликтности;

  • самостоятельность и нормативность поведения не связаны
    с уровнем внутриличностной конфликтности и не оказываеют на
    него значимого влияния;

  • нейротизм тесно связан с уровнем внутриличностной конф
    ликтности, т. е. между ними имеется положительная корреляция;


  • экстраверсия не связана с уровнем внутриличностной кон
    фликтности, т. е. между ними существует отрицательная корре
    ляция;

  • уровень интеллекта влияет на остроту переживания внут-
    риличностного конфликта: люди с развитым интеллектом под
    вержены более острым переживаниям2.




  1. Для оценки межличностной конфликтности используются:

В психологии отсутствует методика, целью которой является определение уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в исследованиях этого явления используются соответствующие шкалы, входящие в состав уже апробированных и применяемых для диагностики различных личностных сфер человека методик. Эти шкалы ориентированы на выявление выраженности качеств, свойств и состояний, которые являются маркером повышенной конфликтности личности.

Конфликтность личностиэто свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Таким образом, высокая личностная конфликтность человека ведет к постоянному провоцированию им напряженных и конфликтных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблемной ситуации при взаимодействии может не возникать.

Конфликтность личности обусловлена совокупным влиянием следующих факторов:

  • психологических факторов, а именно темперамента, уровня
    личностной агрессивности и психологической устойчивости, уров
    ня притязаний, актуальным эмоциональным состоянием индиви
    да на момент взаимодействия, возможной акцентуацией характера;

  • социально-психологических факторов, среди которых важ
    ное значение имеют социальные установки, ценности, отноше
    ние к оппоненту. Направленность во взаимодействии с партне
    ром «на себя», уровень компетентности в общении;

  • социальных факторов: условий жизни, деятельности, нали
    чия возможности расслабиться, отдохнуть, специфики социаль
    ного окружения, общего уровня культуры, наличия определен
    ных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых по
    требностей.

Наиболее популярными тестами и опросниками, одной из целей которых является диагностика уровня межличностной конфликтности, являются

  1. Опросник А. Басса — А. Дарки определяет индивидуальный уровень (индекс) агрессивности и раздражительности личности, который может быть низким, средним или высоким. Данная методика понимает агрессию как комплексное явление, которое отражается в различных формах агрессивных и враждебных реакций. Ктаким реакциям относятся физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность.

  2. Методика диагностики ДМО Т. Лири позволяет изучить конфликтные отношения в малых группах и выделить преобладающий тип отношения личности к окружающим. Всего существуют восемь типов, из них наиболее высоким уровнем конфликтности отличаются прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический. Высокая конфликтность личности означает наличие более восьми баллов по одному из этих типов.

  3. Личностный опросник Г. Айзенка выявляет уровень конфликтности через соотношение шкал «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность», где высокий уровень нейротизма свидетельствует о возможности конфликтного поведения личности

  4. 16-факторный личностный опросник Кеттелла применяется для диагностики конфликтных личностей, а именно для выявления их психологических особенностей, среди которых преобладают такие качества, как скрытность, практичность, жесткость, суровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие, стремление к лидерству.

  5. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера понимает тревожность как эмоциональное состояние, когда оно обусловлено актуальным напряжением, беспокойством и нервозностью, и как свойство личности, выступающее маркером таких состояний, как опасение и страх по отношению к объективно безопасным ситуациям, которые индивид воспринимает как опасные. Между повышенным уровнем тревожности и высоким уровнем агрессии существует положительная корреляция (взаимосвязь).

  6. Методика «Q-сортировка» диагностирует и измеряет уровень тенденции к зависимости-независимости, общительности-необщительности, стремления к борьбе — избегания неудачи как поведенческих проявлений членов конкретной группы. Высокая конфликтность связывается с высокими показателями по шкале стремления к борьбе, которое рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в данной группе.

  7. Опросник К. Томаса определяет ведущие стратегии поведения в ситуациях конфликта, основными из которых являются следующие пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. Также указывается и оптимальная форма поведения, предполагающая применение в процессе конфликта всех пяти стратегий, но по каждой из них существует оптимальный средний показатель. Ведущей стратегией является именно та, которая преобладает в данном тесте. На выбор стратегии поведения оказывают влияние" различные личностные и социальные факторы — возраст, тип и особенности деятельности, условия деятельности, склонность к нормативному или асоциальному поведению. А ориентация на конкретную стратегию поведения в конкретном конфликте связана с преобладанием определенного отношения к окружающим и участникам конфликта, а также уровнем агрессивности самой личности.



  1. Методы социальной психологии для изучения конфликтных отношений в группе

Методы социальной психологии применяются для выявления и изучения межличностных конфликтов, а также различных групновых конфликтогенных явлений, к которым можно отнести:

  • социально-психологическую напряженность в отношениях,

  • несовместимость,

  • возникновение отрицательно направленных микрогрупп.

В исследовании групповых конфликтных отношений применяются следующие методы социальной психологии: наблюдение, социометрия, опросы, различные проективные методы, ретроспективный анализ конфликтов, изучение документов, эксперимент.

  1. Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, а в конфликтологических исследованиях используется с целью выявления напряженных взаимоотношений и конфликтов в малой группе. Данная методика строится следующим образом: испытуемый должен определить свое отношение к другим участникам группы на основании предложенных критериев. Существует несколько модификаций (методов) применения социометрии.

Таблица

Методы применения социометрии




Название метода

Характеристики и задачи

Координатно-социограммный метод

Выделение конфликтных пар, индифферентных личностей" а также микрогрупп, имеющих положительный и отрицательный статус

Модульная методика диагностики межличностных конфликтов

Четыре базовые измерительные шкалы: ' — отношение к каждому члену группы; — представление об отношениях каждого к нему самому; — качество выполнения должностных обязанностей; — развитость нравственных качеств. Расчет индексов конфликтности всей группы и отдельных ее членов

Пространственная социометрия

Выявление тех членов группы, с которыми у испытуемых ~ налажены близкие, безразличные и конфликтные отношения

Цветовой тест отношений

Выявление скрытых в группе конфликтных отношений ~~ через снижение защитных механизмов группы Рассмотрение конфликтных отношений в их корреляции с цветовой гаммой (цветоассоциациями)

  1. Опросник Б. Кросби и Д. Шерер предназначен для определения уровня конфликтности психологического климата в организации. На уровень конфликтности влияют следующие факторы, которые входят в данный опросник:

  • баланс власти, формирующий субъективное чувство удов
    летворения или неудовлетворения сотрудников ее распределени
    ем в организации;

  • правила открытого выражения негативных чувств и эмо
    ций (существуют ли они в организации);

  • отношение к открытому несогласию сотрудников с приня
    тым в организации решением, а также то, как чувствуют себя вы
    разившие это несогласие сотрудники;

  • типичный для руководителя стиль решения конфликта: из
    бегание открытого разрешения конфликтной ситуации, давле
    ние на подчиненных, сглаживание конфликта, работа с персона
    лом по регуляции и позитивному разрешению конфликта.

  1. Ретроспективный анализ конфликтов часто применяется для анализа конфликтов в семейных отношениях, а также конфликтов на предприятиях и организациях между руководителями и подчиненными. В опросники, направленные на ретроспективный анализ, входят вопросы, ориентированные на выявление наиболее типичных для данной семьи, коллектива конфликтов, изучение причин, которые мешают предотвратить этот конфликт, выяснение типичных стратегий поведения оппонентов в конфликте.

  2. Методика определения внутригрупповой конфликтности (Т. Полозова), представляющая собой опросный метод, основана на методе экспертной оценки. Методика включает в себя: оценку меж-личностных отношений членов коллектива, что дает возможность выделить конфликтные пары в данном коллективе, выявление общих норм и стилей поведения в ситуации конфликта, а также определение образа конфликтного и неконфликтного человека.

  3. Шкала-опросник Ф. Фидлера Ю. Ханша предназначена для оценки психологического климата в коллективе.

  4. Для диагностики семейных конфликтов, консультирования супружеской пары и коррекции отношений применяется методика «Межличностный семейный конфликт» (В.П. Левкович, О.Э. Зуcъкова, 1985). Данная методика состоит из вопросов, направленных на изучение семейных ролей, коммуникативных, познавательных, материальных потребностей, потребности в защите «Я-концепции», культуры общения, взаимной информированности, уровня моральной мотивации, проведения досуга, частоты возникновения конфликтов и способов их разрешения, субъективной оценки удовлетворенности браком каждого из супругов.



  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка