«Конфликтология»



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.51 Mb.
  1   2   3
Институт Психоанализа

Факультет (название факультета)

Кафедра (название кафедры)

Учебно-методический комплекс для студентов по курсу «Конфликтология»

Автор:

Доцент, кандидат психологических наук,

Разумовская Полина Евгеньевна

Москва

2009

Печатается по решению кафедры (название кафедры)

НОУ «Институт психоанализа»

Разумовская П.Е. Конфликтология. – М.: НОУ «Институт психоанализа», 22 с.

© НОУ «Институт психоанализа» 2009 г.

© Разумовская П.Е.

3.Учебная программа

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Однако, возникшая потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Именно на получение такого понимания, навыков и развитие способностей работать с конфликтами, направлен данный учебный курс «Конфликтология».

Целью курса является формирование у студентов знаний об особенностях и формах протекания конфликтов различных типов и их последствиях для эффективности организации, взаимоотношений и психики людей, умений пользоваться современными технологиями и подходами к разрешению и управлению различными типами противоречий, сложных ситуаций, встречающихся как в профессиональной практике, так и в личной жизни.

В преподавании курса используются основные понятия, введенные в таких предметах как психология, философия, культурология, социология.

Полученные студентами знания будут способствовать закладке начала интуитивного «чувства конфликта», повышению конфликтологической компетентности, вооружению их конкретными методами работы по адаптации и совершенствованию организационного поведения в современных условиях.


Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен



знать:

  • основные этапы и тенденции становления конфликтологии,

  • базовые понятия, категории и классификации конфликтов,

  • факторы и условия возникновения конфликтов,

  • этапы развития конфликта, деструктивный и конструктивный пути развития конфликта,

  • технологии и модели управления развитием конфликтов,

  • стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации,

  • технологии профилактики, предупреждения и разрешения различных типов конфликтов.

уметь:

  • Анализировать информацию и определять факторы и условия, вызывающие конфликты,

  • применять основные методы и технологии разрешения межличностных конфликтов,

  • использовать принципы анализа и управления организационными конфликтами.

  • Должны владеть основами диагностики и разрешения конфликтов различных уровней.

  • Применять методы и технологии профилактики конфликтов, и коррекции негативных последствий произошедших конфликтов.


3.1. Содержание курса «Конфликтология».

Раздел первый. Конфликтология как наука и учебная дисциплина.

Тема 1. Объект, предмет и методы исследования конфликтологии.

Определение понятия «конфликтология». Конфликтология как наука о закономерностях возникновения конфликтных противоречий и конфликтах, динамике и формах развития конфликтных ситуаций, способах предупреждения, разрешения и управления конфликтами.

Объект, предмет и методы исследования конфликтологии. Функции конфликтологии как науки и как учебной дисциплины. Задачи и цели конфликтологии.

Тема 2. История развития конфликтологической мысли.

Теоретический анализ социальных и политических конфликтов в VI – IV вв. до н. э. (Конфуций, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и др.).

Социально-политическая мысль в средние века (Августин Аврелий, Фома Аквинский).

Гражданская концепция конфликтологической мысли (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Д. Локк).

Мировоззренческие установки социологического позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Л. Гумплович). «Общая теория конфликта» Кеннета Боулдинга.

Современные концепции конфликта (Т. Парсонс, Э. Мэйо, Л. Козер, Р. Дарендорф).

Отечественная концепция конфликтологии.

Раздел второй. Конфликты и их развитие.

Тема 3. Характеристика и диагностика конфликтов.

Определение конфликта. Функции конфликта: интеграция персонала; активизация социальных связей, сигнализация об очагах социальной напряженности; средство инновации, содействия творческой инициативе; трансформация межличностных и межгрупповых отношений; информация о состоянии организации, качествах людей, занятых совместной деятельностью; профилактика разрушительных противоборств.

Методы диагностики конфликтов: наблюдение, социометрия, изучение документов, опрос, эксперимент, системно-ситуационный анализ, математическое моделирование. Цели диагностики конфликтов.

Тема 4. Развитие конфликта.

Структура конфликтной ситуации. Конфликтное пространство. Модели описания конфликта: структурная и процессуальная. Элементы конфликтной ситуации: непосредственные участники (стороны, оппоненты, субъекты) конфликта и проблема, требующая решения, т.е. предмет конфликта.

Динамика конфликта. Схема возникновения, развития и взаимосвязи элементов конфликта как структуры и процесса. Этапы и фазы конфликтной стадии.

Предупреждение конфликтов. Методы профилактики конфликтов. Примирительные процедуры при трудовых спорах. Забастовка – крайняя форма социально-трудового конфликта.

Стратегия разрешения конфликтов. Стили конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтов. Методика урегулирования конфликтов.

Раздел третий. Классификация конфликтов, особенности их уреглирования и управления ими.

Тема 5. Внутриличностные конфликты.

Определение понятий «человек», «индивид», «личность». Адаптивность и социализация личности. Потребности, интересы, ценности и мотивы поведения личности. Внутриличностный конфликт как борьба двух равных по силе, но взаимоисключающих тенденций в психике человека. Виды тенденций: позитивная-позитивная, негативная-негативная, негативная-позитивная. Причины и источники внутриличностных конфликтов: внешние и внутренние. Формы проявления внутриличностных конфликтов. Стресс и защита от стресса. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Позитивные и негативные последствия внутриличностных конфликтов.



Тема 6. Межличностные конфликты.

Взаимодействие и взаимозависимость людей. Статусы и роли. Проблема доминирования. Социально-психологические проблемы межличностного взаимодействия.

Социально-психологические механизмы межличностного восприятия. Социально-психологическая рефлексия, трансакционный анализ. Типологизация отношений: представления, стереотипы, установки.

Причины и мотивы возникновения межличностных конфликтов и их классификация. Позиционные конфликты. Статусно-ролевые конфликты: вертикальные, горизонтальные, предметные, беспредметные. Особенности семейных конфликтов. Социально-психологическая несовместимость.

Предупреждение межличностных конфликтов. Разрешение межличностных конфликтов. Налаживание коммуникаций.

Косвенные методы урегулирования межличностных конфликтов. Готовность к разрешению конфликта. Децентрация.



Тема 7. Группа и конфликт.

Малая социальная группа и ее отличительные признаки: непосредственность общения, совместность деятельности, общие цели и интересы, разделение труда, общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения, локализация в пространстве и устойчивость во времени.

Виды групп: формальные – неформальные, свободные и обязательные, открытые и закрытые, референтные и эталонные.

Внутригрупповые структуры и функции. Проблемы лидерства и управления в группе. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

Разновидности мотивов конфликтного поведения в группе по Ч. Макклинтоку. Конфликты между формальной и неформальной системами отношений в группе. Персонификация конфликта. Межгрупповая конкуренция и борьба. Основные способы разрешения групповых конфликтов. Функции групповых конфликтов и их последствия.

Тема 8. Конфликты в организации.

Организация как одна из ячеек в структуре современного общества. Понятие и сущность организации, виды организаций, ее структура.

Классификация возникающих в организации конфликтов: горизонтальные, вертикальные, производственные, бытовые, межличностные, межгрупповые, статусно-ролевые, позиционные, открытые, закрытые, конструктивные, деструктивные и др.

Функции конфликтов в упадке и в развитии организации. Причины возникновения конфликтов в организации: объективные и субъективные.

Предупреждение конфликтов в организации. Прогнозирование и моделирование конфликтных ситуаций. Выявление источников роста социальной напряженности.

Урегулирование и разрешение конфликтов в организации. Диагностика конфликта. Установление источников и проблем. Выбор методов и средств урегулирования конфликтов. Управление конфликтами. Развитие систем социально партнерства. Обеспеченность информацией. Развитие коммуникаций. Сопричастный менеджмент.



Тема 9. Социальные конфликты в сфере труда и распределения материальных благ.

Социально- трудовой конфликт как форма борьбы между различными социальными группами за экономические ресурсы в сфере труда.

Основные линии противоречий в социально- трудовых и социально-экономических конфликтах.

Причины возникновения и сущность социально-трудовых конфликтов. Действующие силы конфликта. Внешние и внутренние факторы стимулирования конфликта и динамика его развития. Особенности социально- трудовых конфликтов в России. Способы прогнозирования социально-трудовых конфликтов. Конфликтологический мониторинг как способ прогнозирования социально-трудовых конфликтов. Формы проявления социально-трудовых конфликтов. Опыт урегулирования социально-трудовых конфликтов в разных странах. Система социального партнерства. Роль социально-трудовых конфликтов в развитии общества.



Тема 10. Конфликты в социально-педагогическом процессе.

Понятие и сущность социально-педагогического процесса. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании. Политические, экономические, ценностные, мотивационные, профессиональные, социально-психологические и другие проблемные конфликты в социально-педагогическом процессе. Кризис системы образования и конфликты. Школа и общество.

Генезис, типология и динамика конфликтов в педагогическом процессе. Конфликты в педагогическом коллективе: причины возникновения, структура, классификация.

Основные причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе. Конфликты типа: «учитель-учитель», «учитель-ученик», «учитель-родитель», «ученик-ученик» и др. Сложные конфликты.

Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса и их отношение к конфликтам. Состояние и перспективы конфликтологии образования.

Тема 11. Межэтнические конфликты.

Определение понятия «этничность». Национально-этнические особенности и стереотипы.

Классификация межэтнических конфликтов. Причины возникновения межэтнических конфликтов. Роль национально-этнической элиты в стимулировании обострения межэтнических противоречий.

Особенности развития межэтнического конфликта. Механизм трансформации социальных конфликтов в межэтнические. Идеологическое «обеспечение» межэтнического конфликта. Феномен «мифологического» мышления. Эмоциогенность межэтнического конфликта.

Динамика развития межэтнического конфликта. Образование «воронки противостояния», формирование образа «врага». Возникновение в межэтническом восприятии антидвойников – «одномерных человеков» или «недочеловеков». Принцип «зеркального отражения» или «война двойников».

Способы предупреждения и урегулирования межэтнических конфликтов. Разработка и принятие «общих правил игры» в межэтнических отношениях.

Стадии разрешения межэтнического конфликта. Последствия межэтнических конфликтов. Роль государства в урегулировании межэтнических конфликтов.

Тема 12. Супружеские и семейные конфликты.

Семья как ячейка общества и её социальные функции. Факторы конфликтности в семейных отношениях. Кризисные периоды в развитии семьи. Семейные конфликты: причины возникновения, динамика развития, классификация, функции и последствия. Психотравмирующие последствия супружеских конфликтов. Конфликты в отношениях между родителями и детьми. Причины детско-родительских конфликтов. Предупреждение супружеских конфликтов и их разрешение.

Социально-психологические и ролевые различия супругов. Причины и источники супружеских конфликтов. Функции и последствия конфликтов в семье. Способы разрешения супружеских конфликтов в семье. Диагностика семейного конфликта.

Тема 13. Политические конфликты.

Определение понятия «политический конфликт». Власть как средство и способ управления другими людьми и достижения своих целей. Особенности политического конфликта.

Политический режим и социально-политические, социально-экономические и идеологические противоречия в обществе. Социальная стратификация общества как основной фактор неравенства. Экономическое, социальное, политическое неравенство как факторы социальной напряженности и конфликтности в обществе.

Типология политических конфликтов. Причины возникновения режимных политических конфликтов. Урегулирование и разрешение политических конфликтов. Создание механизмов урегулирования конфликтов. Создание общего правового поля. Силовые методы разрешения политических конфликтов. Революции и гражданские войны. Функции политических конфликтов в обществе.



Тема 14. Юридические конфликты.

Понятие и специфика юридического конфликта. Суть юридического конфликта. Специфика юридического конфликта и причины его возникновения. Способы трансформации обычного конфликта в юридический. Роль третье стороны в юридическом конфликте.



Динамика юридического конфликта. Юридические способы предупреждения и разрешения конфликтов.
3.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА ДЛЯ СТУДЕНТОВ


Тема

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторные занятия:

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел первый. Конфликтология как наука и учебная дисциплина.

1.

Тема 1. Объект, предмет и методы исследования конфликтологии.

6

2

1

3

2.

Тема 2. История развития конфликтологической мысли.

7

1

2

4

Раздел второй. Конфликты и их развитие.

3.

Тема 3. Характеристика и диагностика конфликтов.

8

3

1


4

4.

Тема 4. Развитие конфликта, его предупреждение и стратегия разрешения

8

2

2

4

Раздел третий. Классификация конфликтов, особенности их урегулирования и управления ими.

5.

Тема 5. Внутриличностные конфликты

8

2

2

4

6.

Тема 6. Межличностные конфликты

7

1

2

4

7.

Тема 7. Группа и конфликт

5

1

1

3

8.

Тема 8. Конфликт в организации

6

2

1

3

9.

Тема 9. Социальные конфликты в сфере труда и распределения материальных благ.

5

1

1

3

10.

Тема 10. Конфликты в социально-педагогическом процессе

6

2

1

3

11.

Тема 11. Межэтнические конфликты

6

2

1

3

12.

Тема 12. Супружеские и семейные конфликты

5

1

1

3

13.

Тема 13. Политические конфликты

5

1

1

3

14.

Тема 14. Юридические конфликты

5

1

1

3

Итого по разделу

90

22

18

40

15.

Форма итогового контроля:

экзамен


3.3 Список рекомендуемой литературы

3.3.1 Основной:

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999.

  2. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007

  3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000

  4. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993.

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта.- С-Петербург, 2000.

  6. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций. М., 2000

  7. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Москва, 1996.

  8. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998.

  9. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С.Кармина. С-Петербург, 1999.

  10. Коузер Льюис. Основы конфликтологии.Учебное пособие, СПб, 1999.

  11. Основы конфликтологии под ред. Кудрявцева.М.: Юрист, 1997.

  12. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология: Хрестоматия. Москва, 1999.- С.116-126

3.3.2 Дополнительный:

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент:учеб. Пособие. М., 2005

  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.

  3. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.

  4. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. Изд-во Михайлова,-СПб, 2000.

  5. Лефевр В.Л. Конфликтующие структуры.- М., 1967.

  6. Скотт Дж. Конфликты, пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991.

  7. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика.- М., Тандем, 2000.

  8. Хасан Б.И. Психотехника конфликта: учебное пособие. Красноярский ун-т., 1995-99.

  9. Хорни К. Ваши внутренние конфликты.- СПб.: Лань, 1997.

  10. Шибутани Т. Маргинальный статус и внутренние конфликты. Разд. В кн. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999. С.-489-496.

  11. Юридический конфликт: процедуры разрешения / Под ред. В.Кудрявцева. М., 1995.



4. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Темы для самостоятельного изучения

Изучаемые вопросы

Кол-во часов


Форма самосто-ятельной работы

Литература

Форма отчетности


Кол-во часов для конт. преп.

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Объект, предмет и методы исследования конфликтологии.

  1. Источники и предпосылки возникновения конфликтологии как научной теории и учебно-практической дисциплины.







Анализ учебной литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.




Доклад (реферат)

0,5

Тема 2. История развития конфликтологической мысли.

Особенности становления и развития конфликтологии в России




Анализ учебной литературы

Доклад (реферат)

0,5

Тема 3. Характеристика и диагностика конфликтов.

Конфликт как социальный феномен общественной жизни




Анализ учебной литературы

  1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007




Доклад (реферат)

0,5

Тема 4. Развитие конфликта, его предупреждение и стратегия разрешения

Динамика и структура конфликта.

Основные стратегии разрешения конфликтов.






Анализ учебной литературы

Доклад (реферат)

0,5

Тема 5. Внутриличностные конфликты

  1. Внутриличностные конфликты: причины возникновения и способы урегулирования.







Анализ учебной литературы

  1. Хорни К. Ваши внутренние конфликты.- СПб.: Лань, 1997.

  2. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990.




Доклад (реферат)

0,5

Тема 6. Межличностные конфликты

Межличностные конфликты: причины и мотивы возникновения




Анализ учебной литературы

Доклад (реферат)

0,5

Тема 7. Группа и конфликт

  1. Разновидности мотивов конфликтного поведения в группе.







Анализ учебной литературы

Доклад (реферат)

0,5

Тема 8. Конфликт в организации

Предупреждение и прогнозирование организационных конфликтов.




Анализ учебной литературы

  1. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007




Доклад (реферат)

0,5

Тема 9. Социальные конфликты в сфере труда и распределения материальных благ.

  1. Особенности социально-трудовых конфликтов в современной российском обществе.







Анализ учебной литературы

Доклад (реферат)

0,5

Тема 10. Конфликты в социально-педагогическом процессе

  1. Конфликты в социально-педагогическом процессе.







Анализ учебной литературы

Доклад (реферат)

0,5

Тема 11. Межэтнические конфликты

  1. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.







Анализ учебной литературы

  1. Гришина Н.В. Давайте договоримся. Практическое пособие для тех, кому приходится разрешать конфликты. С-Петербург: Сова,1993.




Доклад (реферат)

0,5

Тема 12. Супружеские и семейные конфликты

  1. Основные факторы конфликтности в семейных отношениях.







Анализ учебной литературы

  1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002



Доклад (реферат)

0,5

Тема 13. Политические конфликты

  1. Типы политических конфликтов.







Анализ учебной литературы

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент:учеб. Пособие. М., 2005




Доклад (реферат)

0,5

Тема 14. Юридические конфликты

  1. Основные причины возникновения юридического конфликта.







Анализ учебной литературы

  1. Юридический конфликт: процедуры разрешения / Под ред. В.Кудрявцева. М., 1995.



Доклад (реферат)

0,5



5.Темы рефератов и курсовых работ:

  1. Источники и предпосылки возникновения конфликтологии как научной теории и учебно-практической дисциплины.

  2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни: понятие, структура, типологизация.

  3. Конфликт как индикатор состояния социальной системы, причина и следствие социальных изменений.

  4. Динамика развития социального конфликта.

  5. Переговоры как способ урегулирования и разрешения социальных конфликтов.

  6. Внутриличностные конфликты: причины возникновения и способы урегулирования.

  7. Позитивные и негативные последствия внутриличностных конфликтов.

  8. Межличностные конфликты: причины и мотивы возникновения.

  9. Семейные «педагогические» конфликты и формы их проявления.

  10. Конфликтогенные факторы в отечественном образовании.

  11. Разновидности мотивов конфликтного поведения в группе.

  12. Конфликты в организации: причины возникновения и формы проявления.

  13. Предупреждение и прогнозирование организационных конфликтов. Диагностика уровня социальной напряженности.

  14. Управление организационными конфликтами: система социального партнерства: сопричастный менеджмент и др.

  15. Конфликты в социально-педагогическом процессе.

  16. Влияние семейных конфликтов на формирование личности ребенка.

  17. Социально-трудовые конфликты: понятие, сущность и формы их проявления.

  18. Забастовка как форма проявления социально-трудового конфликта.

  19. Особенности социально-трудовых конфликтов в современной российском обществе.

  20. Политические конфликты: борьба за власть и властные полномочия в обществе.

  21. Режимные политические конфликты и причины их возникновения.

  22. Конфликтологический мониторинг.

  23. Межэтнические конфликты и причины их возникновения.

  24. Юридические способы предупреждения и разрешения конфликтов.

6. Вопросы к экзамену:

  1. Определите основные социальные функции конфликтологии.

  2. Объект и предмет исследования конфликтологии.

  3. Методы исследования конфликтологии.

  4. Цели и задачи учебной дисциплины конфликтология».

  5. Источники и предпосылки возникновения конфликтологии.

  6. Особенности гражданской концепции конфликтологической мысли.

  7. Назовите основные положения «общей теории конфликта» К. Боулдинга.

  8. Проблема классового конфликта в работах К. Маркса и Р. Дарендорфа.

  9. Особенности становления и развития конфликтологии в России.

  10. Основные черты конфликта и его определение.

  11. Конфликт и другие виды социальных противоречий.

  12. Функции конфликта.

  13. Основные методы, используемые в диагностике конфликтов.

  14. Конфликтная ситуация как явление и основные элементы ее структуры.

  15. Дайте характеристику инцидента.

  16. Этапы и фазы конфликтной стадии.

  17. Сущность циклического развития конфликта на конфликтной стадии.

  18. Методы профилактики конфликтов в организации.

  19. Основные особенности забастовки как крайней формы социально-трудового конфликта.

  20. Стили конфликтного поведения.

  21. Основные виды внутриличностных конфликтов. Что такое неосознанный внутренний конфликт?

  22. Специфика анализа внутриличностного конфликта по З. Фрейду.

  23. Способы разрешения внутриличностных конфликтов. Каким способом можно решить неосознанный внутриличностный конфликт?

  24. Межличностный конфликт, его суть и основные причины.

  25. Структура и особенности межличностного восприятия. Роль стереотипов и установок в межличностном восприятии.

  26. Трансакциональный анализ в межличностном восприятии по Э. Берну.

  27. Виды конфликтов в организации и причины их возникновения.

  28. Способы урегулирования и разрешения организационных конфликтов.

  29. «Сопричастный менеджмент» и «система социального партнерства» и их роль в предупреждении и урегулировании конфликтов.

  30. Основные линии противоречий в социально-трудовых конфликтах и формы, в которых проявляются данные конфликты.

  31. Основные способы урегулирования и разрешения социально-трудовых конфликтов.

  32. Забастовка как форма проявления социально-трудового конфликта.

  33. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе и причины возникновения конфликтов.

  34. Варианты предупреждения и разрешения конфликтов в педагогическом процессе.

  35. Основные причины возникновения этнических конфликтов.

  36. Способы урегулирования межэтнических конфликтов.

  37. Основные факторы конфликтности в семейных отношениях.

  38. Способы предупреждения супружеских конфликтов и их разрешения.

  39. Специфика политического конфликта.

  40. Типы политических конфликтов.

  41. Основные способы разрешения политических конфликтов.

  42. Основные причины возникновения юридического конфликта.

  43. Способы и процедуры разрешения юридического конфликта.

  44. Конфликтологический мониторинг.



7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К семинарам


Вопросы к семинарам. Тема 1. Объект, предмет и методы исследования конфликтологии

    1. Основные социальные функции конфликтологии.

    2. Объект и предмет исследования конфликтологии.

    3. Цели и задачи учебной дисциплины конфликтология».

Ключевые слова: конфликт, конфликтные противоречия, социальные функции конфликтологии, объект конфликтологии, предмет исследования конфликтологии, цели учебной дисциплины конфликтология, задачи учебной дисциплины конфликтология.

Рекомендуемая литература:

    1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. Москва, 1999.

    2. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология. М., 2007

    3. Бабосов Е.М. Конфликтология. Минск. 2000

    4. Вершинин М.С. Конфликтология. Конспект лекций. Изд-во Михайлова,-СПб, 2000.


  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка