Комитет по науке и высшей школе



Скачати 192.27 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір192.27 Kb.
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

Заочное отделение Специальность ___030912 право и организация социального обеспечения.___

(номер название)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № ___

по дисциплине

______________история_________________

(название)

студента группы __12701____

зачетная книжка № ___12-7-108___

ФИО студента ______Шидугова Залина Муратовна_____

Адрес __________________

E-mail: __________________

телефон: __________________

2013_ год

э

Содержание



1 Россия и Китай.

3

История Китая.

3-7

Доминирующая задача всей внутренней политики Китая.

7-8

Стратегическое партнерство России и КНР.

8

2.Приватизация. Пограничное урегулирование

9

Проблемы территориальной целостности КНР

10-11

СССР и Китай. Хронология деления территорий

11-12

Россия и Китай. Восстановление отношений.

12-13

Использованная литература

13



Россия и Китай – две крупнейшие мировые державы, издавна оказывающие большое

влияние на международную обстановку. Изучение истории их взаимоотношений всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований, проводимых историками всего мира. Во-первых, Россия и Китай – это страны, представляющие собой различные цивилизационные типы (славянско-православный и конфуцианский). Во-вторых, отношения, связи и контакты Китая с другими странами мира представляют значительный интерес по причине традиционного радикального

эгоцентризма всех сфер социально-политического развития данного государства. В-третьих, обе страны имеют крайне протяженную границу, в течение длительного времени размытую не освоенностью приграничных территорий. Кроме того, Россия и Китай, являясь крупными региональными военными державами, всегда имели сильные дипломатические школы. Если не только исследователи и политики, но и правительства России и Китая серьезно выступают за строительство российско-китайских отношений нового типа, которые должны лучше, чем раньше вписаться в новую международную систему отношений, то тогда при любом пересмотре отношений следует руководствоваться отнюдь не интуитивными умозаключениями, а точной концепцией, для этого следует отследить перспективы сотрудничества. Цель работы - показать, что стоит за динамикой (изменениями) в межгосударственных отношениях, как инициировались и инициируются эти изменения вообще и в отношениях между Россией и Китаем, в частности и проследить основные перспективы сотрудничества.

Взаимоотношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а в исторической ретроспективе — между государствами, существовавшими соответственно на территории этих стран на протяжении последних 400 лет. На современном этапе российско-китайское взаимодействие характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях (ШОС, БРИКС) и др. Отношения, в истории которых периоды «братской дружбы» сменялись вооружённым противостоянием, в настоящее время характеризуются обеими странами как «стратегическое партнёрство и взаимодействие»



История Китая: Китай - одно из древнейших государств мира. Во 2-м тыс. до н.э. сложилось государство Инь, в XI в. завоёванное племенем чжоу. Чжоуское государство к VII в. до н.э. раздробилось на ряд самостоятельных царств (Ци, Цзинь, Цинь и др.). В VI-III вв. до н.э. сформировались конфуцианство, даосизм и другие философские школы. В III в. до н.э. император Цинь Шихуан объединил под своей властью всю страну. Империю Цинь сменила империя Хань (206 г. до н.э. 220 г. н.э.). В Ханьской империи возникли крупные торговые центры, конфуцианство стало господствующей официальной идеологией и опорой императорской власти. Границы империи значительно расширились. Был проложен торговый путь на запад, в страны Средней Азии и Ближнего Востока (“шёлковый путь”). В III-VI вв. Китай распался на ряд самостоятельных государств. В конце VI в. страна была объединена под властью династии Сун. В XII в. Северный Китай покорили племена чжурчжэней. В XIII в. всю страну завоевали монголы, к власти пришла династия Юань. В результате народной борьбы монгольское иго было свергнуто (1368 г.). В конце правления династии Мин (1368-1644) вспыхнула крестьянская война 1628-45 гг. Династия Мин была свергнута маньчжурскими правителями. Их династия Цин правила в 1644-1911 гг. После поражения Китая в 1840-х гг. в войне с Великобританией Китаю был навязан первый из неравноправных договоров (в частности, в 1842 г. был отторгнут Гонконг). США, Франция и Великобритания помогли Цинам подавить восстание тайпинов (1850-64). В конце XIX в. страна была поделена на сферы влияния иностранных держав. В Китае развернулось революционное движение под руководством Сунь Ятсена. Синьхайская революция 1911-13 гг. свергла Цинскую династию. Революция 1922-27 гг. окончилась установлением власти партии Гоминьдан (основана в 1912 г. Сунь Ятсеном) во главе с Чан Кайши, который стал председателем национального правительства в Нанкине. Остатки войск, руководимых КПК, начали создавать революционные опорные базы. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай.

После капитуляции в 1945 г. японской Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая вооружённые силы (Народно-освободительная армия Китая), руководимые КПК, разгромили гоминьдановские войска. Чан Кайши был вынужден бежать на Тайвань. 1 октября 1949 г. провозглашена КНР. В 1950 г. был занят Тибет, после подавления в 1959 г. китайской армией восстания в этой области Далай-лама бежал в Индию. Политика т.н. большого скачка (1958-60), “культурной революции” (1966-76) оказала негативное влияние на развитие страны (впоследствии она была осуждена в Китае). С 1978 г. проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превратить Китай к середине XXI в. в высокоразвитую державу. Была допущена многоукладность в экономике, расширена хозяйственная самостоятельность предприятий, образованы открытые экономические районы и “специальные экономические зоны” с целью привлечения иностранного капитала. С начала 1990-х гг. определился переход к “социалистическому рыночному хозяйству”, осуществляемый КПК. В 1997 г. по договору с Великобританией (заключён в 1989 г.) Китаю передан Гонконг (Сянган). Религия: в Китае мирно сосуществуют различные религии. Число верующих превышает 100 млн. чел. Основные религии – буддизм (проник в Китай в 1 в. до н.э. распространился в IV в), ислам (проник в Китай в середине VII века), христианство (католицизм и протестантство, распространились в Китае европейскими миссионерами в начале XIX в.), традиционная религия – даосизм. Государственно-политическое устройство: действующая Конституция является четвертой по счету со времени провозглашения КНР, утверждена на пятой сессии ВСНП 5-го созыва 4 декабря 1982 года. Конституция учитывает реальную ситуацию и исходит из перспектив развития страны, поэтому в определенном смысле является конституцией с китайской спецификой, отвечающей требованиям политического, экономического и культурного развития страны в новый период социалистической модернизации. В соответствии с Конституцией КНР, Китайская Народная

Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Конституция подчеркивает, что Китай будет длительное время находиться на начальной стадии социализма. При этом коренной задачей государства является, следуя по пути построения социализма с китайской спецификой, концентрировать силы на осуществлении социалистической модернизации.

Конституция КНР гарантирует каждому гражданину страны основные демократические права и свободы, включая право свободы слова, печати, собраний, создания обществ, шествий и демонстраций; свободу вероисповедания; личную свободу и уважение человеческого достоинства и другие. Конституция имеет высшую юридическую силу в качестве основного закона государства. Глава государства – Председатель КНР Ху Цзиньтао (с марта 2003 года), заместитель Председателя КНР – Цзэн Цинхун (с марта 2003 года). Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), избираемое на 5 лет. Сессии ВСНП проходят один раз в год по 14-15 дней (обычно в марте). Между сессиями действует Постоянный комитет ВСНП (с марта 2003 г. Председатель – У Банго). ПК ВСНП обладает правом принятия законов.

Собрания народных представителей (СНП) создаются до уровня волости. Высшим органом исполнительной власти является Государственный совет КНР (правительство). Премьер – Вэнь Цзябао (с марта 2003 г.). На всех административно-территориальных уровнях действуют народные правительства. Госсовет и народные правительства утверждаются СНП соответствующего уровня.

Госсовету КНР предоставлено право принятия нормативных актов, имеющих силу закона. Высший военный орган КНР – Центральный Военный Совет (ЦВС). Председатель – Цзян Цзэминь. Политические партии: правящей в КНР партией является Коммунистическая партия Китая (около 65 млн. членов). Генеральный секретарь ЦК – Ху Цзиньтао (избран на XVI съезде в ноябре 2002 года). Помимо КПК в Китае существуют еще 8 политических партий, признающих руководство КПК. Политические партии и общественные организации Китая формируют Всекитайский и местные комитеты Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) – органы, имеющие совещательный характер. Всекитайский комитет НПКСК возглавляет член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Цзя Цинлинь (с марта 2003 года). Создание оппозиционных КПК политических организаций в КНР не допускается. Внутриполитическое положение: Суть ключевых направлений внутриполитического курса КНР в целом заключается в ускоренной всесторонней модернизации страны на основе формирования рыночной экономики с высокой степенью государственного регулирования и участия, создании системы социальной защиты населения, активной интеграции в мировой рынок, сохранении жесткой вертикали власти на базе однопартийной системы с ее постепенной подстройкой под требования рынка и открытости внешнему миру. На сегодняшний день ни в правящей элите, ни среди населения не существует сколько-нибудь влиятельной оппозиции этому курсу. Важным этапом в дальнейшем развитии внутриполитического курса Китая стала передача высшей власти следующему поколению руководителей, начавшаяся на XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.), когда преемником Цзян Цзэминя на посту генсека ЦК КПК стал заместитель Председателя КНР Ху Цзиньтао, и на сессии парламента (март 2003 г.), закрепившей смену руководства законодательной, исполнительной и судебной властей. В КНР в основном сформирована рыночная экономика. Доли государственного, коллективного и прочих секторов (индивидуальный, частный, с участием иностранного капитала) в ВВП ныне примерно сравнялись. Сохранение весьма значительной роли государства в социально-экономической жизни, а также однопартийной системы диктуется не только представлениями нынешней правящей элиты относительно общественного устройства, но в еще большей степени – объективной и долговременной необходимостью обеспечения успешного проведения модернизации и преобразований.

Доминирующая задача всей внутренней политики Китая – поддержание высоких темпов экономического и социального развития при сохранении общественной стабильности. Власти страны достаточно эффективно решают ее, умело преодолевая внутренние проблемы и амортизируя негативное влияние перепадов мировой экономической конъюнктуры. В области экономических преобразований на передний план выдвигаются задачи реформы налоговой системы (включая унификацию налогообложения китайских и иностранных предприятий) и госсектора (акционирование крупных и средних предприятий, приватизация мелких), акционирование ведущих государственных коммерческих банков, продолжение либерализации ценообразования, дальнейшая перестройка системы социального обеспечения, приведение внешнеэкономического законодательства в соответствие с правилами ВТО. В политической сфере приоритетом является совершенствование работы КПК и укрепление ее позиций в обществе. Большое внимание уделяется совершенствованию правового регулирования всех сторон общественной жизни. В этом контексте ведется укрепление роли законодательной и судебной властей. Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией в партгосаппарате, которая рассматривается как почти что главный на сегодняшний день фактор подрыва руководящей роли партии и общественной стабильности. Экономическое положение: Несмотря на общемировой экономический спад, Китай на протяжении последних лет демонстрирует стабильные темпы экономического развития.

Показатели экономического роста в 2003 году превзошли прогнозы. Негативное влияние эпидемии атипичной пневмонии было ограниченным, китайская экономика даже ускорила свой рост. Объем ВВП КНР за девять месяцев 2003 г. вырос на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г достигнув 7,9 трлн. юаней (953 млрд. долл.). Рост промышленного производства 16,5%, сельского хозяйства - 2,8%, торговля и сфера услуг выросла на 5,4%. КНР имеет значительное положительное сальдо во внешней торговле (в 2002 г 30 млрд. долл. США), привлекает большой объем прямых иностранных инвестиций (в 2002 г 52 млрд. долл. США). Дополнительным фактором притока капитала стали рыночные ожидания повышения курса юаня, которые вызвали массовый приток ранее вывезенных капиталов. В 2002 г. впервые зарегистрирована репатриация капиталов в размере 7,8 млрд. долл а в первой половине 2003 г. в страну поступило уже 25 - 30 млрд. долл. США. Валютные резервы КНР выросли с 286 млрд. долл. США в конце 2002 г. до 384 млрд. долл. США

Валютные резервы КНР выросли с 286 млрд. долл. США в конце 2002 г. до 384 млрд. долл. США в сентябре 2003 г. (второе место в мире после Японии). Инвестиционная накачка экономики привела к значительному росту промышленного производства, буму в строительстве и на рынке недвижимости. Именно эти отрасли стали основой экономического роста, обеспечив до 70% прироста ВВП. По официальным данным, эффективность экономики улучшается, прибыль в промышленности в этом году выросла на 52%. Однако главный результат промышленного бума – тотальное перепроизводство продукции. По данным Госуправления статистики КНР, наблюдается очевидное превышение предложения почти по 90% товарных позиций. В результате, несмотря на огромные темпы роста денежной массы в экономике, индекс цен вырос лишь на 0,8%, в основном, за счет удорожания производственных материалов. Цены на большинство потребительских товаров снижаются.

В этих условиях производителям очень трудно сохранять рентабельность. Не имея адекватного роста продаж внутри страны, промышленность (за исключением экспортных производств) не может бесконечно наращивать мощности и выпуск продукции без снижения эффективности и последующего кризиса в возврате кредитов банковской системе. Риски от избыточных производственных мощностей лягут на банковскую систему, увеличивая объем “плохих” долгов.

Все большая часть производимой в Китае промышленной продукции поставляется на экспорт, который стал “отдушиной” для экономики страны. Огромная потребность экспортировать произведенное объясняет фантастические темпы роста внешней торговли. В 2003 г. ее объем вырос на треть и достиг 800 млрд. долл досрочно перевыполнив план на всю 10-ю пятилетку (680 млрд. долл. к 2005 г.). Рост китайского экспорта ведет к обострению противоречий КНР с ее основными торговыми партнерами, обвиняющими Китая в экспортной экспансии за счет заниженного курса юаня. На фоне быстрого промышленного развития прирост потребления был ниже и составил 8,6%. Экономическое развитие способствует росту доходов населения, однако они распределяются все более неравномерно. Доходы горожан выросли на 9%, а крестьян - на 3,8%. Таким образом, основной частью благ экономического роста пользуется городское население. При этом в городе также увеличивается социальное расслоение.

В 2004 году объем российско-китайской торговли впервые превзошел рубеж $20 млрд. Это определенный успех, но обе стороны считают, что, с точки зрения потенциала и базы для сотрудничества, этот показатель недостаточен», — отмечал в 2005 году официальный представитель МИД КНР Кун Цюань.

В марте 2006, в ходе очередного визита российского президента Владимира Путина в Китай, было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволят Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы. С российской стороны право экспорта энергоносителей было закреплено за государственными компаниями — «Газпромом», «Роснефтью» и РАО ЕЭС (с 2008 года РАО ЕЭС перестала существовать).

Все меморандумы предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам в КНР газа, нефти и электроэнергии, в результате чего в течение ближайших 15 лет Россия может стать крупнейшим поставщиком энергоносителей в Китай. До сих пор КНР основной упор делала на импорт нефти из стран Персидского залива (в основном из Ирана и Омана), однако в последние несколько лет здесь предпринимались попытки диверсификации источников энергоносителей — в частности, за счёт прокладки континентальных трубопроводов из России и Казахстана.

В то же время, существуют сомнения в том, что российско-китайское экономическое сотрудничество действительно выгодно и перспективно или по крайней мере может стать таковым для российской стороны. Торговые отношения продолжают крепнуть, однако они все больше устраивают интересы скорее Китая, чем России. Эксперт Стивен Дж. Бланк так оценивает перспективы российско-китайских отношений: "Политические и экономические неудачи России по развитию Дальнего Востока подорвали её стремление к стабильному статусу великой державы в Азии и её способность играть эту роль... Если эти тенденции сохранятся в текущем виде, Россия станет младшим партнером Китая и поставщиком сырья, а не самостоятельной державой в Азии. Подобный вывод содержится и в докладе экспертов Европейского совета по международным отношениям: Китай находится в положении «развивающейся супердержавы, которая во все большей степени рассматривает Россию как младшего партнера».

На 2012 год РФ занимает девятое место в списке десяти основных торговых партнеров КНР (в 2011 году – 10-е место), при этом "В отечественном экспорте превалируют товары сырьевой группы, доля машинно-технической продукции незначительна. Обратная ситуация в импорте из КНР, в структуре которого машины и оборудование занимают первое место", - отмечал посол России в КНР Сергей Разов. Оборот китайско-российской торговли в 2012 г. увеличился на 11,2 % по сравнению с предыдущим годом и составил 88,16 млрд долларов США. По темпам роста товарооборота Россия заняла пятое место среди основных торговых партнеров КНР (после ЮАР, Вьетнама, Филиппин и Гонконга)



Стратегическое партнерство России и КНР. Российско-китайские отношения стратегического партнерства характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Основные принципы российско-китайских отношений закреплены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном Президентом В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2001 г. В Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения. Контакты между главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер - встречи проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).

Налажено сотрудничество между центральными законодательными, судебными и практически всеми исполнительными органами власти. Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. Установлена, юридически оформлена и демаркирована российско-китайская граница на более чем 98% ее протяженности. Успешно реализуются подписанные главами пяти государств - России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 г.) и Московское (апрель 1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. На базе “Шанхайской пятерки” создана Шанхайская организация сотрудничества, соучредителем которой наравне с указанными странами стал и Узбекистан. В последние годы существенно активизировалось торгово-экономическое сотрудничество.

Позиции России и КНР по принципиальным вопросам устройства миропорядка и по основным международным проблемам, в том числе таким региональным, как иракская и ситуация на Корейском полуострове, совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел, действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и департаментов.

Пограничное урегулирование.

В 2005 году состоялась ратификация Государственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР — многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.

Дополнительное соглашение определяет линию прохождения границы в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и территории островов Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре. Эти два участка составляют менее 2 % общей протяжённости границы в 4,3 тыс. км. Соглашение предусматривает равное распределение районов общей площадью 380 кв. км., не согласованных при заключении предыдущего соглашения между СССР и КНР о советско-китайской государственной границе на её восточной части от 16 мая 1991. Граница будет зафиксирована по фарватеру судоходных рек, а для несудоходных — по середине реки. Документ был подписан главами государств 14 октября 2004. Подписание и ратификация соглашений с российской стороны была воспринята в штыки российскими патриотически-государственническими политическими кругами, рассматривающими их как уступку Китаю исконно русских территорий. По мнению МИД России, подписание и ратификация этого соглашения не означает ни уступок, ни передачи «российских территорий Китаю, и речь не идёт о каких-то территориальных завоеваниях этой страной нашей территории».

В августе 2005 года прошли первые совместные российско-китайские военные учения.

В августе 2012 года в процессе демаркации между Россией и КНР возникли разногласия по линии прохождения государственной границы на западном участке российско-китайской границы. Китай требует смещения линии государственной границы вглубь территории России. Площадь территориальных претензий КНР к России достигает 17 гектар

Проблемы территориальной целостности КНР

Тайваньская проблема. Россия поддерживает принцип территориальной целостности КНР. После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» президент Путин заявил о своей однозначной поддержке этого закона. При этом акцент делается на необходимость использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая.

МИД РФ высказал «понимание мотивов» принятия данного закона. По словам официального представителя МИД РФ А. Яковенко, «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, не приемлем концепций „двух Китаев“ или „одного Китая и одного Тайваня“». (подробнее см. КНР и Тайвань).

Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, при этом в российско-тайваньских контактах не могут использоваться государственная символика России и символика и название Китайской Республики.

Тибет. Китай установил свою власть над Тибетом в 1950, и с тех пор Тибет для руководства СССР и России всегда представлял собой неотъемлемую часть КНР.

С 2001 по 2004 Россия отказывала в предоставлении въездной визы для Духовного главы буддистов мира и религиозного лидера Тибета Далай-ламы XIV Агвана Лобсана Тенцзина Гьяцо, почитаемого российскими гражданами, исповедующими буддизм (в основном в Калмыкии, Тыве, Бурятии и двух бурятских автономных округах).



До этого Далай-лама в течение 1979—1996 семь раз посещал российских буддистов. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай-ламе попасть в Россию. Лишь в конце ноября 2004 ему вновь было разрешено побывать в Калмыкии с одним условием — отказа от каких-либо контактов с официальными лицами. С тех пор в визе вновь отказывают под разными предлогами.

СССР и Китай

1922 — После революции из России в Китай поступают беженцы. Русское население Харбина, Шанхая и других китайских городов увеличивается.

1929 — До 1925 года советское правительство оказывало поддержку Гоминьдану и Чан Кайши, который провёл несколько месяцев в Москве. Однако по мере продвижения Чан Кайши к власти возник острый конфликт между его сторонниками и коммунистами. В Китае продолжается серия войн и конфликтов, один из которых — Конфликт на КВЖД — задевает интересы СССР.

1932 — Между Китаем и СССР на Дальнем Востоке Японией создаётся государство Маньчжоу-го, враждебно настроенное по отношению к СССР.

1938 — С территории Маньчжоу-го в СССР вторгаются японские войска. В ходе операции в районе озера Хасан они разбиты советскими войсками. Конфликт повторяется в 1939 году на территории Монголии, возле реки Халхин-Гол.

1937—1942 — Советские специалисты, лётчики, военные советники оказывают содействие Китаю в войне против японских захватчиков.

1945 — СССР наносит поражение японской Квантунской армии на территории Маньчжурии.

1945—1949 — При советской поддержке к власти в Китае приходит Мао Цзэдун и КПК.

2 октября 1949 — Советский Союз первым из стран мира признаёт Китайскую Народную Республику на следующий день после её учреждения.

1949—1956 — Расцвет советско-китайских отношений. Советско-китайский «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи». Китаю оказывается помощь в строительстве государства, армии, обучении специалистов. Китаю вновь переданы Далянь, КВЖД. Генерал КГБ Николай Леонов отмечал, что по принятому руководством СССР решению КНР была отдана вся советская разведывательная агентура, заведенная на территории Китая к тому времени[24]. "Мы должны всемерно укреплять вечную, нерушимую братскую дружбу Советского Союза с великим китайским народом", - отмечает в своей речи на траурном митинге в день похорон Сталина председатель Совета министров СССР Г. М. Маленков

1956 — После прихода к власти Хрущёва и XX съезда отношения между двумя странами ухудшаются. Мао Цзэдун обвиняет советское правительство в ревизионизме и уступкам Западу (в частности, во время Карибского кризиса).

18 августа 1960 года СССР отозвал из КНР всех специалистов и аннулировал ранее заключенные торговые договоры.

1963 — Обмен письмами между ЦК КПСС и ЦК КПК, выражающие различие между их идеологическими позициями.

1964 — Мао заявляет, что в СССР победил капитализм. Практически полный разрыв отношений между КПСС и КПК. (см. также Советско-китайский раскол)

1969 — Вооружённые пограничные конфликты между СССР и Китаем возле острова Даманский (Приморье), реки Тасты и озера Жаланашколь (Казахстан).

1989 — восстановление межпартийных связей, визит М. С. Горбачёва в Китай, нормализация отношений.

В КНР придается значение созданию «Историй взаимоотношений Китая и России». «Принципиальное содержание всех этих „Историй“ одинаково. Суть его состоит в том, чтобы у читателей складывалось представление об истории как о практически непрерывных войнах или как о борьбе Китая против „агрессии“ и „неравноправия“ со стороны России с начала наших отношений в XVII в. до конца ХХ в

В китайских исторических учебниках и атласах части Сибири и Дальнего Востока часто окрашены в «китайские» цвета на картах соответствующих периодов. По мнению политолога, президента Института Стратегических оценок Александра Коновалова, Китай — в будущем серьёзная головная боль для России.

Россия и Китай.

1991 — после распада СССР начинается новая эра отношений между Россией и Китаем, поддерживаются официально хорошие отношения. Начиная с периода 1991-1996 гг., когда отношения между двумя государствами перешли от простой нормализации к добрососедскому партнерству, а в 1996 г – к стратегическому взаимодействию. 16 июля 2001 г. по инициативе Цзян Цзэминя - Председателя КНР, был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве[31]:

2001 — заключение Российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, создание Шанхайской организации сотрудничества.

2005 — ратифицирован договор об урегулировании спорных пограничных вопросов между двумя странами. Проводятся первые совместные военные учения. На саммите ШОС принята декларация с призывом к США определить сроки вывода американских военных баз из бывших советских республик в Центральной Азии.

Как отмечает к. п. н. Елена Подолько: Россия и Китай впервые в истории двусторонних отношений провели в 2006 г. Год России в Китае и в 2007 г. – Год Китая в России, а в 2005 и в 2007 гг. – беспрецедентно масштабные военные антитеррористические учения поочередно в Китае и России с участием стран – членов ШОС[32].



2007 — антитеррористические учения ШОС.

2006 — год России в Китае.

2007 — год Китая в России.

2009 — Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР до 2018 гг [1]

2009 — год русского языка в Китае[33].

2010 — год китайского языка в России, завершение строительства ответвления на Китай нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

2012 — год российского туризма в Китае. (По статистике российской стороны, количество китайских туристов, побывавших в России в 2012 году, увеличилось на 47 % по сравнению с предыдущим годом[34].)

2013 — год китайского туризма в России.

Россия стала первой страной, которую посетил глава КПК Си Цзиньпин в качестве главы государства — председателя КНР. Вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян раннее отмечал, что это свидетельствует о том, что новое китайское руководство придает большое значение развитию отношений с Россией.



Использованная литература.

История России. 3-е изд., перераб. и доп. учебник. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".

П. В. Густерин. Архимандрит Аввакум (к истории Тяньцзиньского трактата 1858 года) // Новая и новейшая история. 2008, № 6.

Наземцева Е.Н. Русская эмиграция в Синьцзяне (1920–1930 гг.). Барнаул, 2010.



Невельской Г.И.. Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России 1849—1855, ОГИЗ, Москва, 1947.



База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка