Клуб общения



Скачати 310.86 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір310.86 Kb.
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Унечский индустриальный техникум имени Героя России А.В. Рассказы»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«Клуб общения» как форма воспитательной работы с обучающимися

Воспитатель:



Емельяненко Е.Г.

г. Унеча, 2015год



Содержание
Введение

Глава 1. Психолого-педадогическая характеристика контингента старших подростков.

1.1. Типичные психологические особенности «трудных» подростков.

1.2. Психологические особенности субкультуры обучающихся, проживающих в общежитии.

1.3. Выводы

Глава 2

2.1. Содержание работы клуба

2.2. Цели и задачи клуба

2.3. Обоснование выбора формы работы

2.4. Формы работы

2.5. Принцип работы клуба

2.6. Требования к ведущему

2.7. Участники встреч

2.8. Характеристика программы

2.9. Структура программы

2.10. Мониторинг

2.11. Анализ результативности образовательной программы

2.12. Досуговая деятельность

2.13 Взаимодействие

Список используемой литературы



Введение

Социально-экономические преобразования в России последнего десятилетия затронули все сферы жизни взрослых и детей. Наряду с позитивными изменениями, стимулирующими развитие многих сфер жизнедеятельности человека, в обществе усилились такие негативные тенденции как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков.

Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и социально-биологической экологии обусловила рост опасных для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков омоложение преступности, в том числе среди девочек подросткового и юношеского возраста. Эти проявления стали особо актуальными проблемами нашего времени.

Социальные факторы усиливают недостатки семейного воспитания.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и
совершенствования воспитательной и социально-профилактической деятельности государства и общества в целом.

В процессах определяющих нравственное благополучие общества, значительное место принадлежит социально- педагогической деятельности учреждений дополнительного образования детей и юношества, общеобразовательных школ. Однако в сложившейся массовой практике педагогические коллективы этих учреждений не в полной мере владеют информацией о конкретной ситуации развития подростка и его проблемах, недостаточно хорошо знают условия семейного воспитания. Нередко отношения государства и педагогов с «трудными подростками» сводятся к запретительным мерам и не устраняют причины, вызывающие отклоняющее поведение подростка.

В некоторых случаях подростки преждевременно уходят из школы. Плохо образованные и слабо подготовленные к жизни они сталкиваются с непреодолимыми трудностями при включении в трудовую жизнь, становятся группой риска, что порождает целый ряд новых проблем, подрывает уверенность подростка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности. И, как следствие всего выше перечисленного, у ребенка получается неблагоприятный вариант личностного развития (НВЛР). Внешне это чаще всего проявляется в девиантном поведении подростков и молодежи.

Как помочь таким детям? Каковы их возрастные особенности? Как правильно организовать воспитательную работу с ними? Какие формы работы приемлемы? Ответы на эти вопросы руководитель программы искала в литературе.


Глава 1

Обзор литературы. Психолого-педагогическая характеристика

контингента старших подростков
Поскольку в данной программе мы рассматриваем формы воспитательной работы с обучающимися и студентами техникума, проживающими в общежитии, необходимо подробнее рассмотреть психолого-педагогические особенности этой группы молодежи.

Обычно это юноши и девушки в возрасте от 15-до 20 лет, в большинстве своем они имеют неблагоприятный вариант личностного развития (НВЛР).



Психологическое содержание юношеского возраста .

В работе И.С. Кона «Психология ранней юности» дается развернутая характеристика всех аспектов развития личности в этом возрасте. В книге приведен исторический экскурс, показывающий изменения взглядов и ожиданий, взрослых в отношении молодежи в разные эпохи. Особенно важна приведенная автором характеристика современного общества и задач воспитательной работы в современном динамично развивающемся мире. Взрослым на этом этапе впервые в истории человеческой цивилизации предстоит готовить подрастающее поколение к жизни и работе в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения.

Эти же обстоятельства предъявляет к личности молодого человека весьма противоречивые требования: с одной стороны устойчивость и стабильность, с другой гибкость и способность усваивать новую информацию.

Требования времени меняются и по отношению к деятельности педагогов и педагогических систем. Современные средства обучения, как и современная технология и образ жизни, принципиально несовместимы с авторитарными методами воспитания. Они требуют равенства, демократии и свободы. Новое общество требует новой системы социализации, новых форм работы с молодежью.

Юность автор рассматривает как фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой стороны - достижение социальной зрелости. Этот возраст представляет собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции.

Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества.

В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы предполагающие дисциплину и самоконтроль еще не сложились.

Очень важна данная И.С.Коном характеристика педагогических и психологических условий возникновения у подростков девиантного поведения, а также рассмотрения их взаимосвязи. Одной из главных причин он называет - пониженное самоуважение и непринятие себя.

В сборнике под ред. А.Б. Афансьевой «Воспитание «трудного» ребенка» даются ответы на вопросы, связанные с организацией воспитательной работы с обучающимися, требующими дополнительного педагогического внимания, обосновываются факторы влияющие на поведение подростков, развитие и проявление у них различных форм отклоняющегося поведения, определяются основные направления совершенствования воспитательной работы с «трудными детьми».

В техникуме накоплен большой опыт воспитательно-профилактической работы с подростками, имеющими склонность к девиантному поведению. В нем сочетаются различные педагогические подходы. В то же время изучение данной сферы показывает, что работа идет часто по стандартной схеме: постановка воспитанников на учет, формальный контроль, встречи с родителями, включение подростков в работу различных кружков. Такая схема, к сожалению, малоэффективна и рассчитана на усредненный подход ко всем учащимся. Педагогами и другими специалистами обычно проводится не воспитательно-профилактическая работа, а скорее карательная, что увеличивает вероятность появления отклоняющихся форм поведения.

Сегодня такой подход не отвечает требованиям принципа индивидуализации педагогической работы, который отражает гуманистические тенденции реформирования образования.

Обучающиеся техникума являются особой социальной группой молодежи. С одной стороны главным видом их деятельности является учение, а с другой - включение в профессиональную деятельность. Здесь и возникает сложность и противоречивость той социальной роли, которую должен принять обучающийся техникума.

Мы также можем говорить об обучающихся техникума как особой социальной группе, потому что они не только имеют особый вид деятельности, но и особое социальное положение в обществе (зависимость от семьи, слабое материальное положение, зависимость от учебного заведения или государства). И как следствие - у обучающихся преобладают иждивенческие настроения, нередко встречается «комплекс сироты».

Именно поэтому так важно на сегодняшний день развивать социально-педагогическое направление в воспитательной работе в системе НПО.



Типичные психологические особенности «трудных» подростков

В работе известного психолога Л.М. Зюбина Учебно-воспитательная работа с «трудными учащимися» рассматриваются психологические основы индивидуального подхода к обучающимися, приводятся методы воспитательной работы с педагогически запущенными обучающимися. Автор выявил типичные особенности «трудных подростков», связанных с деформацией их сферы общения и приводит следующие данные исследования:



- замкнутость, необщительность, критическая настроенность к другим, скептицизм, избегание других, склонность работать в одиночестве, негибкость в оценках окружающих, склонность к жестокости были отмечены у 49% обследуемых;

- подозрительность, большое самомнение, отсутствие заботы о людях, плохая работа отмечены у 48% обследуемых;

- самоуверенность, агрессивность, упрямство, конфликтность отмечены у 19 % опрошенных.

В то же время им выявлено что наблюдается:



- застенчивость, робость, нежелание находиться среди людей у 40% опрошенных;

- эмоциональная неустойчивость, раздражительность, избегание трудностей у 30%

-приспособляемость, беспринципность, подверженность случайному влиянию

у 25 %.
Приведенная выше статистика послужила поводом для выдвижения гипотезы рассматриваемой программы, о том, что причины девиантного поведения подростков кроются в неразвитости у них коммуникативных способностей, низком уровне рефлексии собственных проблем и социальной ситуации, неадекватной самооценке своих способностей и возможностей, личностной и социальной незрелости. А также, предположения о том, что для их коррекции требуются особые формы внеклассной воспитательной работы, которая позволяла бы ликвидировать данную запущенность, а отдельных случаях и просто позволяла бы осваивать молодым людям новые формы общения и взаимодействия.

Одной из таких форм автором называются клубы разной направленности - спортивные, технические, музыкальные и пр.

В системе профтехобразования общежития, где проживают обучающиеся, являются важным звеном всего учебно-воспитательного процесса. В общежитии обучающиеся проводят значительную часть суток: отдыхают, решают свои бытовые вопросы, готовятся к занятиям, овладевают культурой межличностного и межгруппового взаимодействия. Там действуют свои нормы, ценностные установки, традиции, своя специфическая субкультура.

Общежития всегда были зоной повышенной криминогенности, особых видов аморального поведения (пьянства, наркомании, токсикомании, половой распущенности и пр.). С кризисом, переживаемым нашим обществом, спадом в экономике, субкультура общежитий получила мощный дальнейший толчок в сторону криминализации. Преодоление влияния этой особой субкультуры на поведение личности или группы, её декриминализация, формирование гуманистической субкультуры молодежи, проживающей в общежитии - таковы задачи, которые должны быть решены. Важно также и понимать, что для проживающих в общежитии эта субкультура создает специфическую ситуацию развития. Ситуация закрытости сообщества усугубляет негативные последствия её воздействия на учащихся, прибывших с периферии, с детских домов и пр. По сравнению с общей подростковой субкультурой, субкультура обучающихся, проживающих в общежитиях, легче поддается криминализации, что определяется как фактором закрытости, так и составом носителей этой субкультуры (дети из неблагополучных семей, выпускники детских домов и приютов). Именно они являются носителями и распространителями норм и ценностных установок и других атрибутов среди законопослушной части учащихся, проживающих в общежитии.

Уникальными являются результаты экспериментального исследования субкультуры учащихся, проживающих в общежитиях. Оказалось что она включает 27 компонентов, из которой 12 можно отнести к молодежной, а 15 к криминальной субкультуре. Выходит, что компоненты молодежной субкультуры занимают в субкультуре общежития 44.4%, а криминальной 55.6%. Основными механизмами криминализации являются:

- жесткое деление на своих и чужих

- дедовщина, как система взаимоотношений «стариков» и «новичков»

- прописка, как обязательный элемент дедовщины, заключающийся в изощренных испытаниях новичков)

- землячества, они характеризуются отсутствием дедовщины,

- жесткая иерархия

- постановка должника на «счетчик»,

- стадность, чрезвычайная конформность, инстинкт подражания,

- специфические формы проведения досуга (дискотека, телевизор, свидания - до отбоя, и алкогольное застолье - после, причем алкоголь выступает как средство объединения),

- наркомания

- секс в общежитии характеризуется особым сексуальным поведением (многие имели до общежития богатый сексуальный опыт в замкнутом пространстве общежития этот опыт быстро приумножается). Сюда же можно отнести и моду на проституцию. Так же характерен и групповой секс (из обследованных 81 беременных девушек 45, 7% не могли сказать кто отец ребенка).

Признание всех этих особенностей в качестве реального факта не означает, что с этим надо мириться.

Психологической основой оздоровления этой субкультуры является:

- своевременная и всесторонняя диагностика

- прогнозирование развития,

- своевременное выявления группировок

- разобщение и переориентация их членов

- поиск форм воспитательной работы, влияющих на установки и ценности обучающихся, развитие их коммуникативной культуры

- создание психологической службы в каждом общежитии

- повышение коммуникативной культуры воспитателей общежития, включая педагогическую и психологическую компетентность, профессионализм, гуманность коллективный тип отношений, лежащий в основе сотрудничества воспитателя и воспитанников.

Таким образом, мы видим, ярко выраженную потребность в новой, особой форме воспитательной работы в общежитии, которая должна быть психологизирована и личностно ориентирована. «Клуб общения» как форма работы как раз и может способствовать оздоровлению атмосферы в общежитии. Но для этого необходимо провести

Обоснование выбора формы работы

В книге А.Л. Венгера «На что жалуетесь?» доказывается, что в работе с подростками и юношеством, направленной на предупреждение и преодоление НВЛР, ведущее место занимают групповые методы педагогической, и психологической работы. Подробно освещаются механизмы возникновения неблагоприятных вариантов личностного развития (НВЛР)

Автор отмечает, что психологическая работа, способствующая адаптации подростков предполагает:

- предоставление подросткам и юношеству условий для полноценной реализации своих способностей и потенциальных возможностей.

- коррекцию неблагоприятных психологических особенностей, приводящих к трудностям в межличностном общении.

У подростков особенно высока потребность в межличностном общении. Неудовлетворенность этой потребности - самый частый источник отрицательных переживаний в этом возрасте.

В связи с этим автор считает основным типом психологических групп для подростков - группы развития средств общения.

Далее он выделяет три основных типа групп:

4) Подростки со средней и высокой социальной успешностью

5) Молодежь с низкой социальной успешностью. Для этих юношей и девушек характерно осознавание стоящих перед ними проблем, но непонимание имеющихся психологических трудностей.

6) Социально неблагополучные подростки и юноши (реже девушки) с
девиантным поведением. Для большинства их них затруднено адекватное осознание не только психологических, но и бытовых проблем, поскольку асоциальное поведение воспринимается ими как вполне нормальный и естественный способ разрешения этих проблем.

В своей книге автор рассматривает деятельность подростково-молодежного клуба с психологической группой, работающей на его базе, как модель коррекционной и профилактической работы сданным возрастом.

Важны практические выводы Венгера А.Л. относительно оценки результатов работы клуба общения в приведенных выше группах подростков.

Наибольший успех достигается в группах первого типа (подростки с высоким общекультурным уровнем и высокой социальной успешностью).

В группах второго типа у большинства подростков достигалось осознание своих психологических проблем, но для преодоления их только работы в клубе оказывалось недостаточно.

В группах третьего типа (с выраженными девиантными тенденциями) достижения были довольно поверхностны. За пределами клуба подростки из этих групп сохраняли прежние модели поведения. Однако при длительной работе клуб уже выполнял функцию коррекционного механизма.

В целом опыт сочетания работы психологической группы и подростково-молодежного клуба оказался достаточно успешным. Это условие приводило к появлению у старшеклассников более или менее развернутых форм деятельности, направленной на социальное самоопределение.

В книге А.Г. Лидерса «Психологический тренинг с подростками» мы находим современный взгляд на особенности работы со старшими подростками в тренинговой форме.

Очень важна выраженная автором мысль о том, что «взрослость» не может вырасти сама из себя, это не продукт механического созревания, а продукт социального научения. Основным механизмом взросления является социальное подражание. Для формирования «взрослости» нужны образцы. (Не секрет, что подростки часто не имеют таких образцов - их семьи неблагополучны). Роли, проигрываемые в процессе тренинговых занятий, дают подросткам возможность примерить на себя взрослые формы поведения.

Большую практическую ценность имеет приведенная типология упражнений, методические рекомендации, ведущему программу, освещение особенностей действий тренера, в тренинге личностного роста. Все это дает возможность выработать свой продуктивный стиль общения ведущего с группой.

Интересные подходы к клубной групповой психологической работе можно найти в книге Н.И.Козлова «Формула личности». Данное издание интересно, прежде всего, конкретными разработанными и проверенными на практике сценариями занятий.

Автор является лидером в организации клубной психологической работы с молодежью в России. Его программа «Синтон клуба» взята на вооружение многими психологами в разных городах. В рассматриваемой программе «Клуб общения «Я+ТЫ» широко используются отдельные элементы синтоновских сценариев, адаптированные к реальным возможностям аудитории и ведущего. Удачно идут предлагаемые им игры из разных разделов: командно-соревновательные, экстремальные, ролевые, на новый сенсорный опыт, на телесные ощущения. Очень важно, что вполне серьезные психологические темы Н.И. Козлов трактует с легкой иронией и юмором, что улучшает восприятие этого материала молодежью. В предлагаемых им программах «социальная адаптация происходит не за счет натаскивания, а за счет душевного роста».

Правильность выбора руководителем объединения данной формы работы подтверждает и материалы Интернета о деятельности коллег педагогов в других регионах.

Так, в работе Шапочкина Алексея Васильевича «Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в XXв» проведен анализ эволюции девиантного поведения и клубной деятельности. Доказано, что в условиях переходных этапов в развитии общества при усилении процессов социальной дезадаптации детей и подростков именно клубы активизировали свою деятельность и обеспечивали социально-педагогическую реабилитацию; выявлен реабилитационный потенциал детских и подростковых клубов.

В данной работе раскрыты новые для отечественной педагогики факты, характеризующие социально-педагогическую реабилитационную деятельность отдельных подростковых клубов. Кроме того, в ней охарактеризованы социально-педагогические подходы к подростку с девиантным поведением в условиях клубной деятельности, которые могут стать теоретическим основанием для разработки современных концепций социальной реабилитации.

Большой теоретический и практический материал был найден об опыте коллег из Санкт-Петербурга. Понятие "специализированный подростковый клуб" было введено санкт-петербургскими исследователями С. А. Алексеевым, Ф. С. Маховым, М. С. Ошеровым, которые первыми описали практический опыт перевоспитания "трудных" в условиях временных коллективов.

При этом подростковые военно-патриотические клубы, специализирующиеся на работе с трудновоспитуемыми подростками, было предложено называть «специализированными». Однако, как показала экспериментальная работа С. А. Алексеева, наиболее эффективно воспитательные функции временных коллективов осуществляются в том случае, когда соотношение "трудных" и благополучных составляет 1:3.

Очень важным для рассматриваемой программы оказались выведенные авторами из Петербурга временные периоды адаптации «трудных» подростков в клубе.

Так, изучение ими процесса ресоциализации социально дезадаптированных подростков в коллективе клуба показывает, что этот процесс складывается из трех этапов, которые характеризуются различными по содержанию задачами, разной степенью включенности несовершеннолетних в систему коллективных отношений, разным уровнем социального развития, социальной активности подростков.

"Трудный", попадая в новый коллектив, первоначально переживает довольно болезненный процесс адаптации, от которого в значительной степени зависит судьба его пребывания в клубе, взаимоотношение с новыми товарищами. Адаптационный период в первую очередь предполагает ломку стереотипа "трудный" подросток, то есть в собственных глазах подростка должна быть развенчана вся атрибутика той уличной субкультуры, которая до сих пор для него имела исключительную значимость. Эта ломка происходит в процессе включения подростка в коллективную деятельность, путем замены ложной романтики уличной компании на романтику здорового коллектива, эстетику дисциплины, замена круговой поруки на истинное товарищество.



I период, таким образом можно назвать периодом адаптации. Основными проблемами этого периода являются, во-первых, вовлечение "трудных" в клуб, во-вторых, их адаптация и предотвращение отсева, который, учитывая, что занятия в клубе целиком строятся по принципу добровольности, практически неизбежно возникает в такого рода внешкольных объединениях по интересам., В этот период важно, опираясь на первоначальные мотивы, приведшие подростков в клуб, приобщать их к различным коллективным делам и нормам коллективной жизни. Период адаптации проходит в клубе как карантинный период в течение 2 - 3-х месяцев.

Основная опасность этого периода заключается в том, что далеко не все подростки адаптируются и остаются в клубе в дальнейшем. В это время часть из них (16, 7%) отсеиваются, поэтому в период адаптации нужна особо тщательная индивидуальная работа, выявление тех индивидуальных причин, которые, затрудняют адаптацию, а также организация жизнедеятельности подростков в клубе с учетом тех мотивов, которые побудили их стать членами клуба,



II период - период частичной неустойчивой ресоциализации,
характеризующийся активным включением несовершеннолетнего в коллективную деятельность клуба, принятием коллективных норм, отказом от асоциальных форм поведения. Однако в это время еще возможны рецидивы асоциальных отклонений, которые чаще всего провоцируются инерционностью прежних социальных экспектаций, стереотипных оценок, инерцией общественного мнения, которое сложилось о "трудных" в коллективе класса, у учителей.

Преодолению этой довольно опасной инерции общественного мнения, стереотипных оценок педагогов способствует тесная связь клуба со школой, семьей. Педагогические воспитательные усилия учителей, руководителей клуба, родителей должны направляться и действовать единым фронтом.



III период - период полной ресоциализации - характеризуется практически завершением процесса ресоциализации, когда у юноши складываются достаточно твердые взгляды, убеждения, социальные ориентации, осуществляется профессиональное самоопределение, формируется самосознание, способность к самоанализу, самовоспитанию, появляется стремление участвовать в общественной жизни, в общественно-полезном труде.

Описанные авторами временные периоды дают возможность распределения видов деятельности в зависимости от стадии формирования клуба. Примерно такие же процессы наблюдались руководителем программы и в течение первого года работы объединения «Клуб общения» Я+ТЫ». Полученный теоретический материал позволит программу второго года работы объединения сделать более сбалансированной.

Итак, в результате обзора литературы мы познакомились с психологическим содержанием юношеского возраста, узнали типичные психологические трудности старших подростков, а также психологические особенности субкультуры обучающихся, проживающих в общежитии. Изучив особенности традиционных форм воспитательной работы, пришли к необходимости поиска, и обоснования новых личностно-ориентированных форм работы обучающимися, проживающими в общежитии.

Выводы
Опираясь на проведенные исследования литературных источников можно сделать предположения о том, что:

1) Наиболее более эффективной, успешной способствующей социальной адаптации и формированию личностной зрелости старших подростков и юношей (девушек) является клубная форма работы.

2) Личностная зрелость поможет молодежи находить впоследствии более
конструктивные, толерантные формы взаимодействия в социуме. И вследствие этого позволит им более успешно реализоваться на рынке труда и в семейной жизни в условиях экономической и нравственной трансформации общества.

3) Одной из оптимальных форм работы с обучающимися проживающими в общежитии, является «Клуб общения» данная форма соответствует возрастным, психологическим, культурным особенностям указанной категории молодежи.

4) Процесс ресоциализации подростков проходит в три этапа, причем
нормальным является отсев контингента на каждом этапе.

Глава 2


  1. Содержание работы клуба

Это создание условий для самоопределения участников, осознания ими личной ответственности в выборе своего места и роли в жизни общества, а также формирования событий своей жизни, формирование нравственных ориентиров и эталонов межличностного общения.

Проведение психокоррекционных упражнений и развивающих игр, целью которых является психологическое оздоровление молодежи, личностное развитие и адаптация молодежи в новых социально-психологических условиях.

Проведение теоретических занятий, включающих тестирование и беседы по результатам тестирования.

Встречи с интересными людьми-гостями клуба.


  1. Цели и задачи клуба

Создать условия для



  • Адаптации подростков в новых условиях.

  • Пропаганды общечеловеческих ценностей.

  • Выработки навыков эффективного общения.

  • Выработки навыков стрессоустойчивости и саморегуляции поведения.

  • Расширения кругозора и словарного запаса.




  1. Обоснование выбора формы работы

Клубная форма работы позволяет развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между людьми. Этому способствует доброжелательная обстановка, и условие свободного посещения. Выбор тем для обсуждения осуществляется с учетом общих интересов и общего уровня развития участников.

Кроме того, программа предусматривает традиционную форму общения чаепития когда происходит нерегламентированное общение участников встречи.

Эмоционально доброжелательная атмосфера в клубе притягательна для молодежи. Обмен жизненным опытом, мнениями и позициями в клубе происходит более открыто, без опасения за возможные социальные или профессиональные последствия. Эмоциональным и содержательным лидером в таком клубе выступает ведущий (тренер), желательно имеющий психологическое образование. В открытой клубной атмосфере у него появляется возможность не учить психологии, а «транслировать» психологию в том ритме и содержании, к которым готовы члены клуба и сам психолог.

Клуб является той территорией, где может состояться содержательное общение обучающихся всех курсов, а также приглашаемых гостей. Это весьма актуально, так как для данной возрастной категории посещение практически всех досуговых учреждений является платным и малосодержательным. Досуг в таких заведениях носит в основном потребительский характер. Клуб общения удачно сочетает в себе творчество, отдых и развитие.



  1. Формы работы

В программе данного объединения используются разные формы работы.

Часть занятий в клубе проходит в форме дискуссий, развивающих игр и упражнений. На них общение строится по принципу психотренинга. Встреча состоит из двух частей: регламентированного общения и произвольного. Регламентированная часть - это игры и упражнения, чаепитие - время нерегламентированного общения.

Часть занятий - теоретические, включают в себя тестирование и беседы по результатам тестирования, ответы на вопросы.

Во второй половине курса была опробована еще одна форма занятий - «Встречи с интересными людьми». Она вызвали большой интерес у девушек.


  1. Принципы работы клуба


A) Принцип неформальных отношений, участие без принуждения, выбор
тем для обсуждения с учетом интересов и пожеланий группы.

Б) Принцип безопасности, открытость искренность, эмоционально доброжелательная атмосфера, в которой без опасения быть оцененным, непонятым и непринятым идет обмен опытом, мнениями и позициями.

B) Принцип регулярности: клуб открывает двери каждый четверг. Тема
каждого занятия обозначается заранее с согласия участников и в соответствии с имеющейся программой.

Г) Принцип проживания. В клубе не учат «психологии», а проживают ситуации, тем самым психотехнически транслируется психологические знания в том ритме и содержании, к которым готовы члены клуба и тренеры- психологи. Программа клубных встреч складывается в результате взаимодействия психологов и участников, с учетом интересов и возможностей сторон.

Д) Принцип доступности и открытости. Клуб является пространством, куда можно прийти самому, привести свою девушку или парня, друга, соседа и т.д.


  1. Требования к ведущему (тренеру)

Занятия будут эффективными только в том случае, если тренер (ведущий) будет находиться на позиции фасилитатора, то есть человека, сопровождающего процесс обучения и общения, а не руководящего им.

У ведущего занятия должен быть опыт ведения групповой работы, желательно психологическое образование.

Шестакова О.М. имеет сертификаты, дающие право вести такую работу. В

разные годы она проходила подготовку на семинарах.

Часто такая работа проходит с участием психолога техникума - Братяковой Н.В.




  1. Участники встреч

Количество участников встреч в клубе обычно непостоянно и варьируется


от 15-до 30 человек.

Возраст от 15 до 20 лет. Больше половины из них – подростки из неполных, неблагополучных семей и подростки-сироты.

На занятиях желательно присутствие юношей для выработки нового опыта тендерного общения. На тематические встречи клуба были приглашены работники библиотеки, врач-гинеколог (венеролог).


  1. Характеристика программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Тип программы - обучающая, адаптированная.

Уровень реализации - среднее профессиональное образование.

Содержание программы является актуальным. Используются самые современные методики ведения групповой работы. Построена она с учетом возрастных культурных и социально-психологических особенностей обучающихся техникума. Содержание программы отвечает требованиям целенаправленности, педагогической значимости и системности.

При проведении занятий используются различные формы подачи материала: игра, тест, беседа, дискуссия, соответствующие возрасту, интересам и потребностям обучающихся.

Данные формы отвечает возрастным и социально-психологическим особенностями обучающихся техникума. Являются оптимальными средствами для достижения поставленных целей.


Возраст обучаю-щихся

Интересы и потребности

Применяемые формы образовательного процесса

Применяемые

средства образовательного процесса

Применяемые методы образовательного процесса

15-17лет

Самопознание, самовыражение, полоролевая идентификация, проба социальных ролей, поиск идеала, эталона. Выбор форм поведения.

Тренинговая,

игровая

дискуссионная,

тестирование,

анкетирование,

рефлексия.

Клубное

пространство,

построенное по

правилам, создающим безопасное

общение.

Словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, индуктивные дедуктивные.

18-20лет

Самопознание, самовыражение, поло-ролевая идентификация, проба социальных ролей, поиск идеала, эталона. Выбор форм поведения. Профессиональное самоопределение. Личностный рост

Тренинговая, игровая, дискуссионная, тестирование, анкетирование, рефлексия, беседа о профессиях

Расширение представления о качествах личности для той или иной профессии

Беседа




  1. Структура программы

Программа имеет постоянную и переменную составляющие. Постоянная - это блоки программы, составленные ведущим.

Переменная - вносится то, что запрашивают участники встреч и дополняет ведущий на основе собственной рефлексии развития группового процесса.



  1. Мониторинг

Мониторинг в процессе работы проводится на нескольких уровнях, позволяет отслеживать и оценивать эффективность работы. Поэтапность наблюдений дает возможность корректировки программы.



Виды мониторинга:

Визуальный или качественный. Проводит тренер (ведущий). На основании его осуществляется коррекция содержания программы.

Обратная связь или рефлексия. Дается участниками клуба в завершении каждого занятия.

Цветопись – графическое (цветовое) выражение эмоциональной «температуры» занятия. Проводится выборочно на отдельных встречах.

Анкетирование. Проводится в завершении учебного года.


  1. Анализ результативности образовательной программы

Главным результатом программы на первом году реализации стало:

- создание клуба, то есть территории безопасного общения для обучающихся

- создание ритуала и традиций встреч

- формирование актива клуба

- установление доверительных отношений между взрослыми (педагоги, психолог, гости) и участниками клуба.

- опробование клуба, как формы работы.

Еще один видимый результат - посещаемость клуба, она составляла в учебном году 70-80% от основного списочного состава. Но поскольку занятия происходят в общежитии, то всегда были люди - «заглянувшие на огонек» и ставшие участником только одной встречи.

Кроме того, результатом является анкета «Завершая первый год» и заключения воспитателей общежития и зам директора по УВР.


  1. Досуговая деятельность

Поскольку программа является социально-педагогической, то формы досуговой работы носят особый характер. Главной цель этой деятельности автор считает расширение жизненного опыта участников. С этой целью проводятся встречи с интересными людьми. (Авторами-исполнителями, журналистами, психологами, юристами, врачами и пр.) по желанию участников клуба.

Кроме того, пожеланию участников проводятся вечера «Мое хобби», где можно поделится своими успехами и достижениями.


  1. Взаимодействие.

В процессе работы осуществляется взаимодействие с администрацией техникума: с методкабинетом центра в части обеспечения периодической литературой;


С педагогами - воспитателями общежития в части организационной работы с проживающими и гостями (информирование, контроль режима посещения территории гостями-юношами и т.д.)

Взаимодействие с семьями воспитанников не происходит, так как все они иногородние или сироты. В основном работа ведется с педагогами-воспитателями общежития и мастерами.



Список используемой литературы

  1. Изучение субкультуры обучающихся, проживающих в общежитии. Реферат канд. диссертации Московский городской психолого-педагогический институт 1999.

  2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М., 1999.

  3. Венгер А.Л. На что жалуетесь? М.2000

  4. Воспитание трудного ребенка (Дети с девиантным поведение) под Ред М.И. Рожкова, М, Владос 2003.

  5. Воспитание «трудного ребенка» Под ред. М.И.Рожкова М.., 2003.

  6. Грушин В.В. Лушин П.В. Методики психодиагностики в Учебно-воспитательном процессе М. 1990

  7. Девиантное поведение подростков. Профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М.,1999

  8. Джеральд и Ниренберг «Искусство творческого мышления». - Минск, 1996.

  9. Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1995

  10. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с «трудными учащимися» М.,
    Высшая школа, 1982.

  11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел М., 1989

  12. Игры, обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. - М., Новая школа 1994г.

  13. Клаус Фоппель Как научить детей сотрудничать? 2000г

  14. Клаус Фоппель Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. 2000г

  15. Козлов Н.И.Лучшие психологические игры.- Екатеринбург, 1998.

  16. Козлов Н.И.Формула личности. Питер, 2000.

  17. Кон И.С. Психология ранней юности .М., 1989

  18. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2003

  19. Луховицкий В.В. Права человека. Ролевые игры. 1998г. М.., 1990.

  20. Под ред. Дубровиной И.В. Руководства практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. 1998

  21. Прутченков А.С Социально-психологический тренинг в школе. - М.: Эксмо-прресс,2001.

  22. Психическое развитие воспитанников детского дома под ред. И.В. Дубровиной.

  23. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков. Под ред. Фоминой А.Б. Педагогическое общество России, М. 2003.

  24. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании.

  25. Рудко A.M. Азбука развлечений. С-Пб. 1998г.

  26. Самоукина Н.В. «Первые шаги школьного психолога». - Дубна ,2000.

  27. Селевко Г.К. Селевко А.Г., Социально-воспитательные технологии.М, «Народное образование» «Школьные технологии» 2002.

  28. Смид Р. Групповая работа с детьми. М., 1999

  29. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М. 1998 .

  30. Степанов П.В., Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика., М, 2003.

  31. Шапочкин Алексей Васильевич. Клубная деятельность как средство социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением в России в XX в реферат канд. диссертации Новгородский государственный университет .2000.

  32. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М., 1994

  33. Шмаков С.А. Уроки досуга . М. 1993 г.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка