Кертаева г. М



Сторінка1/14
Дата конвертації18.04.2016
Розмір3.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
КЕРТАЕВА Г.М.

ОСНОВЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕОНТОЛОГИИ



Содержание


Предисловие

5

Информационно-теоретический раздел

6

глава1.

Педагогическая деонтология как наука

7

Тема 1.1

Понятие деонтологии

8

Тема 1.2

Предпосылки возникновения педагогической деонтологии

12

Тема 1.3

Предмет педагогической деонтологии

43

Тема 1.4

Функции, задачи и принципы педагогической деонтологии

48

Тема 1.5

Основные понятия педагогической деонтологии

57

Тема 1.6

Взаимосвязь педагогической деонтологии с другими науками

61

Глава 2
Тема 2.1

Деонтологическая готовность педагога и ее формирование

Сущность деонтологической готовности педагога




66
66

Тема 2.2

Структура деонтологической готовности будущих педагогов

72

Тема 2.3

Формирование деонтологической готовности будущих педагогов

92

Диагностический раздел

125

Заключение

194

Приложение

196

Список использованных источников

235


Предисловие
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» «главная задача системы образования – создание условий для развития, профессионального совершенствования, формирования личности на основе достижений науки и практики на национальных и общечеловеческих ценностях». Школа – общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Задачи, стоящие перед молодой суверенной Республикой Казахстан, заставляют особо заботиться об интеллектуальном потенциале, физическом и психическом здоровье, воспитанности подрастающего поколения. С этих позиций главной задачей педагога становится поиск путей и способов, посредством которых он мог бы помочь человеку стать тем, кем он способен быть, при сохраненном и укрепленном здоровье. Решение данной задачи, по нашему глубокому убеждению, зависит, прежде всего, от готовности педагога выполнять вышеописанные функции в соответствии с профессиональным долгом. Одной из наук, изучающей аспект рассматриваемой проблемы, является педагогическая деонтология. В предлагаемом учебном пособии освещены вопросы ее происхождения, задачи, принципы, функции данной науки, методы исследования и определена сущность деонтологической готовности педагога.

Автор надеется, что теоретический и практический материал, изложенный в учебном пособии, будет полезен всем работникам системы образования, заинтересованным в подлинном развитии ребенка и совершенствовании своей профессиональной деятельности, а также стремящимся к добросовестному выполнению профессионального долга.




Информационно-теоретический раздел




ГЛАВА 1
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

КАК НАУКА

Согласно исследованиям И.П.Фармана [16], доказать существование науки можно по следующим признакам: универсальность, фрагментальность, общезначимость, обезличенность, систематичность, незавершенность, внеморальность, рациональность.

По системной характеристике науки, представленной Я.Х.Закиным, Н.Р.Рашидовым [17], существенными признаками любой науки являются всеобщность, проверенность научных фактов, устойчивость системы знаний.

В исследованиях Маслоу А.Х.[18] И.П.Фармана [16], Я.Х.Закина, Н.Р.Рашидова [17] и ряда других ученых, наука представляет собой систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы, общества и мышления, имеет социальные, исторические предпосылки, предмет исследования, собственный понятийный аппарат.

Основываясь на данном положении, мы считаем, что педагогическая деонтология является наукой, т.к. представляет собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения педагога, имеет предпосылки возникновения, предмет исследования, систему понятий и выполняет определенные функции.

Во всем и везде мне достаточно своих

собственных глаз, дабы исполнить как

подобает мой долг, и нет на свете

другой пары глаз, которая следила

бы за мной так же пристально.

М. Монтень

1.1 Понятие деонтологии
Понятие деонтологии в словарях имеет определенный спектр толкований:


  • в словаре «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней» деонтология « (греч. от deon, ontos – необходимое; logos – слово) – это мораль, наука нравственности» [1];

  • в словаре «иностранных слов, вошедших в состав русского языка» деонтология обозначена как «учение о правах и обязанностях человека, учение о его нравственности» [2].

  • в «Словаре иностранных слов» под ред. Н.Г.Комлева деонтология «[< гр. deon (deontos) - должное + logos - учение] - 1) учение о долге, составляющее раздел этики; 2) совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей (по отношению к пациентам и к коллегам-врачам)» [3];

  • в «Новейшем философском словаре» деонтология «(греч. deo – должное и logos – учение, слово) - концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопросы, связанные с понятием долга» [4];

  • в «Оксфордском толковом словаре» деонтология «(deontology) – наука, занимающаяся изучением этики и корректного поведения людей» [5];

  • в «Словаре по этике» деонтология «(греч. Deon – должное и logos – учение; наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний) [6].

Термин «деонтология» впервые был введен Бентамом, который употребил его для обозначения теории нравственности. Джереми (Иеремия) Бентам (Jeremy Bentham) – (1748 г.-1832 г.) английский философ, юрист, один из основателей Лондонского университета. Организатор и экономист, в науке он известен тем, что разработал одно из узких направлений в теории утилитаризма (utilitas – полезный), утверждая, что каждое действие человека должно оцениваться с позиции той пользы, которую оно приносит людям.

Следуя своей теории, в 21 год И.Бентам оставил завещание, в котором наказывал, чтобы после его смерти тело его было передано для анатомических опытов, а после того, как от тела останется один скелет, последний был облачен в собственные И.Бентама одежды, соединен с высушенной головой и выставлен на видном месте, «… дабы напоминать живущим, что каждый должен приносить пользу не только жизнью, но и смертью» [7].

Свою концепцию И.Бентам назвал «деонтология». В СССР об этом направлении стало известно со времен революции 1917 года, когда отвергая все «наследие царского режима», под угрозой наказания правительство запретило существование этики, важнейшей составляющей каждой науки, в том числе и медицины. «Выбросить на помойку пресловутую врачебную этику: только критика и самокритика – вот основа деятельности советского врача», – так утверждал Е.Барштейн в статье «Что должен знать врач-стахановец» (1938 г.) [8]. Людей, имеющих подобные взгляды, в то время было немало в различных областях наук. Но медицина без этики немыслима. И вот в 1946 году основоположник советской онкологии Николай Николаевич Петров пишет книгу о хирургической этике. 70-летний Н.Н.Петров понимает, что в СССР книга об этике издана быть не может и заменяет в рукописи термин «этика» никому не известным термином «деонтология» [7]. Современники и ученики Н.Н.Петрова писали в воспоминаниях: «Николай Николаевич четко понимал, что если подмена будет обнаружена, из лагерей он уже не вернется, но он рискнул. Цензор оказался менее эрудированным, чем Н.Н.Петров, и книга блеснула». Так на территории бывшего СССР появился термин, который используется в настоящее время не только в медицине, но и в других науках, рассматривающих различные аспекты функционирования системы «человек-человек» [7].

Однако предмет деонтологии как учения о нравственном


долге оказался «малообъемным», а понятие «деонтология» стало в этике не очень нужным. Не случайно оно почти исчезло из словаря специалистов по этике. Тем не менее, идея особой науки под названием «деонтология» не умерла, продолжая «тайную» жизнь. «Инкубационный период» продолжался долгие десятилетия, и в конце концов «деонтология» обнаружилась как важный раздел наук, обращенных к различным сферам социальной практики: от медицины до спорта.

Представления о «деонтологии», как особой научной дисциплине в рамках системы знаний о конкретной сфере социальной практики (медицины, судопроизводства, охраны порядка и т. д., потом и журналистики), где рассматривается проблема долга в этой сфере практики и в связи с этим система норм самого разного порядка и характера, выполнение которых обеспечивает оптимальное его выполнение, «тлело» и никак не угасало (а временами и «разгоралось») совсем не случайно [9].

Как известно, для любой науки характерен процесс дифференциации, обусловленный уточнением ее предметной сферы. Происходит она, прежде всего, внутри каждой научной области: медицины, педагогики, психологии, социологии и т.д. Этот процесс характерен и для деонтологии, в которой, в зависимости от содержания профессионального долга людей различных специальностей, можно выделить, следующие отрасли:

- педагогическая деонтология – наука о поведении педагога в соответствии с профессиональным долгом [10] (Е.Н.Жуманкулова, Г.А.Караханова, Г.М.Кертаева, Г.М.Коджаспирова, А.Е.Кудерина, М.Ш.Кунанбаева, К.М.Левитан и др.);



  • медицинская деонтология, означающая совокупность принципов поведения, профессиональных приемов общения врача с обратившимся к нему здоровым или больным человеком [11] (А.Ф.Билибин, Б.Е.Вотчал, Ф.П.Гааз, А.А.Грандо, Н.Н.Пирогов, И.С.Сук, Н.В.Эльштейн и др.);

  • психологическая деонтология, изучающая этические аспекты взаимодействия «помогающий – принимающий помощь» и психологические личностные механизмы, обеспечивающие моральную надежность специалистов помогающих профессий [12] (М.А.Гулина, А.А.Крылов, И.В.Силуянова, А.И.Юрьев и др.);

  • социальная деонтология, изучающая профессионально-этические нормы и принципы поведения и деятельности социального работника [13] (Л.М.Анисимова, Н.Ю.Гуревич, Л.П.Козыревская, Д.П.Котов, Г.П.Медведева и др.);

  • юридическая деонтология, определяемая как отрасль юридической науки, представляющей собой обобщенную систему знаний о кодексе профессионального поведения юриста [14] (Н.М.Блохин, В.М.Горшенев, Ю.А.Романов и др. и др).

  • журналистская деонтология, как «система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ; «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации» [9] (Е.П. Прохоров, Ю. М. Батурин, Я. Н. Засурского, К. Крисченс, М. Трейбер, К. Норденстренг и др.)

Подытоживая вышеописанное, мы в своих исследованиях рассматриваем деонтологию как науку о поведении специалистов системы «человек-человек» в соответствии с их профессиональным долгом.
Вопросы и задания для самоконтроля
Ответьте на вопросы:

1 Что означает термин «деонтология»?

2 Расскажите об истории появления термина «деонтология» на территории постсоветского пространства?

3 Какие отрасли деонтологии Вам известны?

4 В чем состоят отличительные особенности каждой отрасли деонтологии? Что у них общего?

5 Для кого, на Ваш взгляд, важнее изучение профессиональной деонтологии: для будущего медицинского работника или будущего педагога? Ответ обоснуйте.

6 Как Вы считаете, можно ли отнести высказывание Уильяма Джеймса к истории возникновения деонтологии: «На первых порах новая теория провозглашается нелепой. Затем ее принимают, но говорят, что она не представляет собой ничего особенного. Наконец, она признается настолько, что ее бывшие противники начинают утверждать, будто они сами открыли ее». Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 1

Дайте определения понятиям: деонтология, вид, сущность, суть, возникновение, медицинская деонтология, педагогическая деонтология, психологическая деонтология, социальная деонтология, юридическая деонтология, наука, профессионально-этические нормы, профессионально-этические принципы, дифференциация, поведение, долг, обязанность, педагогическая деятельность.

При необходимости обратитесь к толковому словарю.
Задание 2

Подготовьте сообщение об одной из отраслей деонтологии (медицинская, психологическая, педагогическая, социальная и т.д.).

Задание 3

Составьте «дерево» понятия «деонтология» и объясните.

Задание 4

Филемон писал: «Никогда не забывай, что ты человек». В каких случаях, по Вашему мнению, человек способен забыть, что является человеком? Найдите общее между высказыванием Филемона и названием картины великого художника Гойи «Сон разума рождает чудовищ» [15].

Задание 5

Пользуясь тематическим каталогом библиотеки и Интернет-ресурсами, составьте библиографический список литературы по изучаемой дисциплине.


Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка.

И. Бентам


1.2 Предпосылки возникновения педагогической деонтологии
Предпосылкой и существенным фактором становления воспитания как вида деятельности стала эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи, необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от человека к человеку, от поколения к поколению [19].

Стремительное развитие науки и техники повлекло за собой изменение некоторых норм этико-деонтологического реформирования системы образования.

Наше государство нуждается не в узких специалистах, выполняющих отдельные профессиональные функции, а во всесторонне развитых, социально-активных, высоконравственных людях, имеющих фундаментальное научное образование и богатую внутреннюю культуру, осознанно выполняющих свой профессиональный долг. Запросы общества обусловливают особо высокие требования к личности специалиста, работающего в системе «человек-человек», и в частности, к учителю.

В настоящее время любой специалист данной сферы понимает, что для успешной работы недостаточно овладеть профессиональными знаниями и умениями. Необходимо большее: умение слушать и слышать собеседника, смотреть и видеть эмоциональное состояние партнера по общению, устанавливать правильные взаимоотношения. Данную задачу призвана разрешить педагогическая деонтология.

Предпосылок ее возникновения несколько. Охарактеризуем некоторые из них.

Этико-философская предпосылка. В процессе развития общества для сохранения целостности определенных социальных групп возникла объективная необходимость в регулировании взаимоотношений людей, согласовании их действий, поступков. Вступая в отношения с людьми в различных сферах жизнедеятельности, человек руководствуется определенными принципами, нормами, оценками. В качестве инструмента, регулирующего отношения человека с обществом и его поведение, выступает мораль. По определению, данному в «Философском словаре» под редакцией И.Т.Фролова, «мораль – это ценностно-императивная форма регуляции общественных отношений и поведения человека на основе глубоко личной, субъективной, бескорыстной мотивации, базирующейся на уважении к моральным ценностям и долгу» [20]. Параллельно с моралью существует и другая форма регулирования поведения человека и общественных отношений – право. Однако, несмотря на то, что и мораль, и право представляют собой «совокупность относительно устойчивых требований, норм, предписаний и правил, выражающих общественную волю, в которой заключены представления о справедливом, должном порядке вещей» [20], они имеют ряд существенных различий в способах формирования и механизмах реализации. Так, «право устанавливается, санкционируется и обеспечивается государством» [20]. Правовые нормы закрепляются в строго определенных документальных формах. Мораль, в отличие от права, «возникает стихийно в процессе общественной жизни» [20]. Требования и ценности морали поддерживаются, прежде всего, силой общественного мнения, а также личной убежденностью человека. Они нигде формально не зафиксированы, а существуют в общественном сознании, хотя иногда с целью пропаганды и активного внедрения их записывают в относительно схематичном виде в различные «Кодексы». Кроме того, моральные требования не могут быть осуществлены силой принуждения, так как в основе их обязательности лежит не страх наказания, а свободное, добровольное принятие. Именно в характере мотивации проявляется главное отличие морали от права.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что право выступает как внешний регулятор поведения человека, а мораль является его внутренним саморегулятором. То есть мораль, в отличие от права, представляет собой «сложное системное многообразно структурированное явление, состоящее из нескольких элементов» [20]. Исследователи (Г.Н.Кузьменко, И.Т.Фролов и др.) выделяют в морали два относительно самостоятельных структурных элемента: сознание и нравственное поведение. Согласно их теории, сознание идеально, а нравственное поведение представляет собой предметное действие.

Как известно из философии, в зависимости от носителя сознание подразделяется на индивидуальное и общественное. Индивидуальное сознание – это сознание конкретного человека. Оно включает в себя несколько базовых компонентов: рациональный, эмоциональный и волевой [21].

Рациональный компонент содержит понятия и представления о ценностях, целях, идеалах, долге, справедливости и т.д. С его помощью вырабатывается стратегия поведения человека. Однако перевод намерений в конкретные поступки он осуществляет благодаря переживаниям и стремлениям в процессе организации и осуществления определенного вида деятельности, общения с ее участниками, познания себя, освоения различных ролей в этой сфере деятельности. Именно сочетание рационального и эмоционального компонентов способно сформировать убеждение. Можно привести множество примеров из школьной жизни, подтверждающих взаимозависимость рационального и эмоционального компонентов сознания. Допустим:

- унижение ученика, нарушение его душевного покоя (эмоциональный компонент сознания) замедляет процесс познания, отбивает желание учиться (рациональный компонент сознания);

- наоборот, ситуация психологического комфорта (эмоциональный компонент сознания) позволяет максимально использовать интеллектуальный потенциал ученика (рациональный компонент сознания);

- низкий уровень эмпатии у педагога, отсутствие внутренней веры, чувства профессионального долга, постоянное использование штампов в своих действиях (эмоциональный компонент сознания) влечет за собой неумение критически оценить какую-либо педагогическую ситуацию и понять ее значимость (рациональный компонент сознания);

- наоборот, высокий уровень эмпатии педагога, наличие внутренней веры, чувства профессионального долга, индивидуальный подход к каждому ученику (эмоциональный компонент сознания) способствует пониманию внутреннего состояния учащегося, создает условия для развития его природных задатков (рациональный компонент сознания).

Реализация эмоционального и рационального компонентов сознания в конкретных поступках зависит от волевого компонента индивидуального сознания, выражающегося в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности вопреки внешним и внутренним обстоятельствам [21]. Взаимодействие всех трех компонентов в контексте индивидуального сознания обеспечивают осуществление деятельности, а также формирование устойчивых отношений к данной сфере деятельности, к той роли, которую каждый будет выполнять в этой сфере, к себе как специалисту и к участникам данной деятельности. О достижении такого результата можно будет сказать тогда, когда поведение человека станет органичным для него и ему не нужен будет человек, постоянно контролирующий его действия. В структуре сознания эта форма деятельности и отношений обеспечивается самосознанием. Самосознание – «это уровень сознания, на котором осуществляется осознание, оценка человеком своего знания, чувств, потребностей, мотивов поведения и деятельности. На основе самосознания осуществляется самоконтроль, самоорганизация, самооценка, самовыражение личности» [22].

Самосознание и индивидуальное сознание не есть одно и тоже. Индивидуальное сознание – это «результат интериоризации уже сложившихся в той или иной социальной среде представлений, норм, идеалов. Эти представления, нормы и идеалы формируются и развиваются в общественном сознании» [22]. Носителем общественного сознания является конкретное сообщество. Общественное сознание включает в себя характерные особенности индивидуального сознания. Однако его нельзя свести к простой сумме, так как не все проявления индивидуальной жизни человека становятся достоянием общественного сознания, и, наоборот, в индивидуальном сознании не может закрепляться весь сложный мир представлений и ценностей. Но стремиться к наименьшему расхождению двух форм сознания необходимо, так как их совокупность определяет нравственное поведение человека, которое, в свою очередь, состоит из поступков – «мотивированных и совершенно сознательных социально значимых действий» [22].

Итак, рассмотренные нами структурные элементы морали позволили объяснить ее сущность.

В повседневной жизни в качестве синонима слова «мораль» многие употребляют в речи другой термин – «этика». Однако с точки зрения науки, такая замена неправомочна, так как этика – это учение о морали. То есть «этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей» [21]. Необходимость в теории морали возникла в связи с тем, что, оставаясь в рамках собственного морального сознания, невозможно было ответить на вопросы, откуда возникли представления о долге, чести, достоинстве, как появляются моральные принципы и идеалы, чем определяются различные, порой даже противоречивые, нравственные позиции людей и др. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо было теоретически осмыслить знания о морали, что и призвана исследовать этика.

Таким образом, мы приходим к выводу, что мораль является предметом изучения этики, которая не создает нормы, принципы и правила поведения человека, а изучает, теоретически обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые моральные нормы, ценности и идеалы, раскрывает сущность профессионального долга. Способы осознания этих моральных норм и ценностей, специфика реализации профессионального долга в конкретных видах взаимоотношений человека – одна из важнейших задач деонтологии. При этом следует отметить, что моральные нормы, принципы, ценности в каждой сфере жизнедеятельности человека имеют свои отличительные особенности. Исходя из этого положения, правомерно считать выделение в составе общей морали ее модификационных форм, именуемых профессиональной моралью. Нормы профессиональной морали исследует профессиональная этика, развивающаяся на основе обобщенной практики поведения представителей той или иной профессии. Например, можно говорить об этике инженера, художника, программиста.

Однако к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Об этом А.С.Кобликов писал: «Необходимость повышенных моральных требований, а, следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется, прежде всего, во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, то есть в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности» [23].

Действительно, профессии, относящиеся к системе «человек-человек», оказывают влияние на внутренний мир человека, формируют его личностные качества, создают условия для развития природных задатков. Поэтому можно сказать, что у каждой специальности есть присущая только ей профессиональная мораль, свой деонтологический облик. Например, для учителя характерна педагогическая мораль, появившаяся в результате объективной необходимости приведения поступков учителя в соответствие с характером педагогической деятельности и представляющая собой совокупность моральных норм, ценностей, идеалов, определяющих отношение педагога к своему профессиональному долгу.

Следовательно, формированием этих моральных норм, ценностей, а также требований, характерных для педагогической деятельности, занимается педагогическая этика, а их осознанием и реализацией на практике – педагогическая деонтология.

Вышеописанное можно представить в виде схемы (рисунок 1).


Мораль



Этика

Деонтология



Профессиональная мораль



Профессиональная этика

Профессиональная деонтология





Педагогическая

мораль

Педагогическая

этика

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка