Кафедра современных проблем философии История зарубежной философии Учебно-методический комплекс Специальность №020100 Философия Москва, 2009



Сторінка1/11
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Российский государственный гуманитарный университет

Философский факультет


Кафедра истории зарубежной философии

Кафедра современных проблем философии


История зарубежной философии
Учебно-методический комплекс
Специальность № 020100 – Философия

Москва, 2009

Составители:
Губин В.Д. – д.ф.н., проф..

Григорьев В.И. – к.ф.н., доц.

Круглов А.Н. – д.ф.н.

Старостина А.Б. – к.ф.н.

Мельников С.А. – к.ф..н

Молчанов В.И. – д.ф.н., проф.

Неретина С.С. – д.ф.н., проф.

Стрелков В.И. – к.ф.н., доц.

Филатов В.П. – д.ф.н., проф.

Куренной В.А. – к.ф.н., доцент

Редактор: доктор философских наук, профессор Губин В.Д.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол совместного заседания кафедры истории зарубежной философии и

кафедры современных проблем философии 24.12. 09. № 4

Содержание
История европейской философии

1. Пояснительная записка к программам курса

2. Античная философия....................... ....................................

3. История средневековой философии. Философия эпохи Возрождения и Реформации ...............................................................................

4. Философия Нового времени..............................................

5. Британская философия XVII-XVIII вв ...............................

6. Немецкая классическая философия ....................................

7. Европейская философия XIX – начала XX вв. ..................



Соверменные философские направления

8. Европейская философия ХХ века ............................

9. Англо-американская философия ХХ в. ...................

Планы семинарских занятий ...............................................

1. Пояснительная записка к планам семинарских занятий..

2. Античная философия ............................................................

3. История средневековой философии. Философия эпохи Возрождения и Реформации ...............................................................................

4. Философия Нового времени.................................................

5. Британская философия XVII-XVIII вв................................

6. Немецкая классическая философия.....................................

7. Европейская философия XIX – начала XX вв. ..................



Современные философские направления

8. Европейская философия ХХ века.............................

9. Англо-американская философия ХХ в.....................
История восточной философии


  1. Пояснительная записка к программам курса

  1. История древнекитайской философии.....................

  1. История философии древней и средневековой

Индии...................................................................

Планы семинарских занятий

  1. Пояснительная записка к планам семинарских занятий

  2. История древнекитайской философии……………

  3. Истории философии древней и средневековой Индии…



Пояснительная записка к курсу «История европейской философии»

Курс является общепрофессиональным для студентов философского факультета РГГУ. Без его глубокого изучения невозможно понимание кардинальных проблем, смысловых горизонтов и возможных перспектив развития как отдельных этапов европейской культуры, так и всего многообразия человеческой культуры в целом.



Главная цель курса: целостное и систематическое освоение основных тем, проблем, идей, методов и способов понятийно-категориального, логико-семантического и стилистического выражения европейского философского опыта — от его истоков, начального становления (в древнегреческой предфилософии и философии) и до конца ХХ в. (в различных направлениях феноменологии, аналитической философии и др.). Когда философия оказывается на острие осмысления глобальных проблем современности (антропологического, экологического и др. Кризисов современной техногенной цивилизации). Основные задачи курса состоят в том, чтобы с помощью лекций и семинарских занятий привить студентам профессиональные методы и навыки анализа оригинальных философских текстов, обеспечить усвоение студентами основных параметров развития важнейших школ и направлений европейской философии; привить студентов профессиональные навыки и методы перевода, анализа и комментирования важнейших философских текстов, исходя из их логико-семантического и стилистического своеобразия.

Структура: Курс состоит из 9 взаимосвязанных частей, имеющих свои особенности, более частные цели и задачи по сравнению с Курсом в целом. В целом Курс рассчитан на 9 семестров: 298 часов лекций и 236 часов семинарских занятий.

История античной философии читается параллельно курсам по истории восточной мысли, поэтому здесь уделяется особое внимание общим категориям человеческого мышления, чтобы у студентов возникал единый образ мировой философии. Т. е. эта часть курса должна ориентировать студента не столько на готовые знания, утверждения, учения, сколько на проблемы становления философской мысли. Усвоение основных проблем античного философствования способствует выработке у студентов профессионального подхода к анализу текстов античности, к комментированию первоисточников. Обязательно написание курсовой работы.

История средневековой философии, философии Возрождения и Реформации охватывает большое временное пространство — от первых христианских мыслителей до основных фигур философии Возрождения и Реформации. Негобходимой составной частью этого курса является арабская средневековая философия, оказавшая огромное влияние на европейскую мысль. Здесь стоит та же задача — научить студентов самостоятельно анализировать первоисточники и, по возможности, читать некоторые, наиболее значительные курсы в оригинале. Обязательно написание курсовой работы.

Философия Нового времени (XVIIXVIII вв.) Эта часть Курса разбита на два отдельных цикла: континентальная философия и основные представители английского эмпиризма. Основные моменты, которые нужно усвоить студентам — это понимание особенностей рационализма и эмпиризма, основных философских проблем Нового времени (Бога, субстанции, психофизической проблемы и др.). В циклах рассматриваются взгляды крупнейших мыслителей этого периода: Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Т. Гоббса, Д. Юма и многих других. Задача курса: выработка навыков в понимании нововременной парадигмы в ее различных экспликациях на примере анализа оригинальных текстов.

Немецкая классическая философия как часть общего курса адресована студентам третьего года обучения. Цель преподавания этого раздела европейской философии — довести до понимания основные концепции и проблемы больших философских систем: И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса. Особое внимание в курсе уделяется трансцендентальной философии и ее трансформациям в послекантовский период — сюжет, который определяет важнейшие альтернативы философских направлений и стратегий в области эпистемологии, логики, этики, эстетики, социальной философии. Здесь как и везде выше, основная задача курса читать, понимать и самостоятельно анализировать сложнейшие тексты немецкой классики. Обязательно написание курсовой работы.

Европейская философия XIXXX вв. как раздел курса посвящен анализу идей наиболее видных представителей постклассической философии. Важнейшая особенность постклассической философии — появление экзистенциальной проблематики, подчеркивание иррационалистических моментов человеческой жизни, истории, познания, детальной рассмотрение особенностей мистической интуиции, воображения и т. д. Задача данной части курса научить студентов соотносить постклассическое философское наследие с общей философской традицией, понимать, что философские идеи второй половины XIX в. заложили фундаментальные основы философии ХХ столетия.

В рамках раздела «Современные философские направления» изучаются основные направления современной европейской философской мысли: философия жизни, феноменология, экзистенциализм, аналитическая философия, герменевтика, структурализм и постструктурализм; и основные школы англо-американской традиции. Содержание курса непосредственно связано с такими областями гуманитарного знания как психология, история, лингвистика, литература и др. Главная задача этих циклов: а) добиться самостоятельного анализа текстов на языке оригинала, б) связать основную проблематику циклов с основными духовными течениями сегодняшней культуры.

К каждой теме приводится список обязательных источников, а также список дополнительных источников и дополнительной литературы. В списках источников указываются либо отдельные произведения, либо главы из этих произведений, для того, чтобы студент мог пользоваться любым изданием этого произведения, либо страницы, если работа не разбита на главы.

Студент в конце изучения курса должен знать основной корпус текстов по истории европейской философии и уметь самостоятельно ориентироваться в философских проблемах, усвоить и хорошо разбираться в европейской традиции анализа мировоззренческих и социальных вопросов, уметь профессионально и грамотно, устному и письменно излагать философские идеи — в ответах на семинарах, в реферативных, курсовых, дипломных работах, педпрактике.

Изучение основных частей Курса завершается выставлением оценки на основании системы внутрисеместрового контроля, включающего в себя оценку работы на семинарах, оценку по контрольным работам и оценку за знание первоисточников. Система внутрисеместрового контроля утверждается ежегодно на заседаниях кафедр. Студенты могут ознакомится с ней на соответствующей кафедре.

Антич­ная фи­ло­со­фия
Тема 1. Вве­де­ние. Об­щее по­ня­тие об ан­тич­ной фи­ло­со­фии. Ан­тич­ная фи­ло­со­фия в ис­то­рии ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии.

Фи­ло­со­фия в от­но­ше­ни­ях к сво­ей ис­то­рии. Ис­то­ри­ко-­фи­ло­соф­ский об­раз фи­ло­со­фии как со­во­куп­но­сти «уче­ний»(док­со­гра­фия) или «ми­ро­воз­зре­ний» (куль­ту­ро­ло­гия) и фи­ло­соф­ское пе­ре­ос­мыс­ле­ние быв­шей фи­ло­со­фии. Ме­ж­ду оъ­ектив­ным вос­про­из­ве­де­ни­ем и по­ни­маю­щим со­уча­сти­ем. Ан­тич­ная фи­ло­со­фия как го­лос, об­раз, мо­тив, те­ма со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии. «Гре­че­ская идея» у Ге­ге­ля, Ниц­ше, Шпенг­ле­ра, Хай­дег­ге­ра, П.Флоренского, А.Ло­се­ва.



Тема 2.Куль­тур­ные на­ча­ла ан­тич­ной фи­ло­со­фии.

Раз­лич­ные смыс­лы во­про­са о на­ча­лах фи­ло­со­фии: исто­ри­че­ское про­ис­хо­ж­де­ние (ге­не­зис); куль­тур­ные пред­по­сыл­ки; эк­зи­стен­ци­аль­ная си­туа­ция (фи­ло­соф­ское оза­да­чи­ва­ние, «удив­ле­ние»); са­мо­оп­ре­де­ле­ние фи­ло­со­фии (са­мо­обо­соб­ле­ние в куль­ту­ре, са­мо­соз­на­ние); фун­да­мен­таль­ные про­бле­мы и прин­ци­пы, во­круг ко­то­рых фо­ку­си­ру­ет­ся ан­тич­ная фи­ло­со­фия в це­лом. Фи­ло­соф­ский ло­гос в ми­ре ми­фа. Пе­ре­ход «от ми­фа к ло­го­су». Са­мо­ис­тол­ко­ва­ние ми­фа — ра­цио­наль­ная кри­ти­ка или пре­одо­ле­ние ми­фа? — обос­но­ва­ние ми­фа? Ми­фо­твор­че­ст­во, ми­фо­по­эти­че­ское мыш­ле­ние. Свое­об­ра­зие гре­че­ской ми­фо­ло­гии, ее ми­фо-по­эти­че­ская при­ро­да. Эпос как эс­те­ти­че­ское пре­об­ра­же­ние ми­фа. Эпос, ли­ри­ка и тра­ге­дия как три пре­де­ла ми­фа, три фор­мы эс­те­ти­че­ской ин­ди­ви­дуа­ции и три гра­ни воз­мож­но­го фи­ло­соф­ско­го па­то­са. «Эпи­чес­кий, ли­ри­че­ский, тра­ги­че­ский па­тос (эк­зи­стен­ция, на­стро­ен­ность) и мыс­ля­щий ло­гос (оза­да­чен­ность, от­чет­ность, от­вет­ст­вен­ность) фи­ло­со­фии: по­эзия и про­за ран­ней гре­че­ской фи­ло­со­фии.


Ран­няя гре­че­ская фи­ло­со­фия. Пер­во­на­ча­ла «пер­вой фи­ло­со­фии».

Тема 3. Пи­фа­го­рей­цы. Ле­ген­дар­ный Пи­фа­гор. Ха­рак­тер пи­фа­го­рей­ской об­щи­ны. Кос­мос и ри­ту­ал. Му­зы­ка как яв­ле­ние бо­же­ст­вен­но­го кос­мо­са и как ор­га­нон все­об­ще­го уст­рое­ния (вос­пи­та­ния,

об­ра­зо­ва­ния, фор­ми­ро­ва­ния, гар­мо­ни­за­ции). Му­зы­каль­ный этос. Чис­ло как фор­ма («эй­дос»). Чет­ность и не­чет­ность как на­ча­ла чи­сел. Пре­дел и бес­пре­дель­ное. Пи­фа­го­рей­ские про­ти­во­по­лож­но­сти. Пи­фа­го­рей­ская ма­те­ма­ти­ка. Тео­рия про­пор­ций. Мис­ти­ка чи­сел — тео­рия чи­сел. ­ло­гия не­оп­ла­то­ни­ков).



Тема 4. Ге­рак­лит.

Са­мо­оп­ре­де­ле­ние фи­ло­со­фа: «ум» и «мно­го­зна­ние»; Со­дер­жа­ние за­гад­ки: «все есть од­но». Ми­фо-по­эти­че­ские ме­та­фо­ры: веч­но­жи­вой огонь, веч­нои­граю­щее ди­тя, об­мен (ве­щей на зо­ло­то и зо­ло­та на ве­щи), все­по­ро­ж­даю­щее сра­же­ние, все­об­щая тяж­ба, со­кро­вен­ное со­пря­же­ние рас­хо­дя­ще­го­ся (гар­мо­ния). Ге­рак­ли­тов­ский смысл бы­тия: бы­тие как ме­та­мор­фо­за, взаи­мо­обо­ра­чи­ва­ние, пе­ре­лив, ис­те­че­ние од­но­го в (его) дру­гое, на­пря­жен­ное со­пря­же­ние все­воз­мож­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния.



Тема 5. Пар­ме­нид. По­эма Пар­ме­ни­да. Эпи­чес­кий па­тос бы­тия. Не­об­хо­ди­мость и воз­мож­ные смыс­лы он­то-ло­ги­че­ской тав­то-ло­гии: «то же са­мое мыс­лить и быть». Как по­ни­мать ис­ти­ну? Бы­тие, оп­ре­де­ляю­щее мыш­ле­ние, оп­ре­де­ляю­щее бы­тие. Не-бы­тие как пре­дел бы­тия. Оп­ре­де­ляю­щая роль не­бы­тия не-бы­тия. Со­от­но­ше­ние двух гра­ниц-пре­де­лов: бы­тие — мысль и бы­тие — не-бы­тие. Тай­ные свя­зи мыш­ле­ния и не-бы­тия. Бы­тие оп­ре­де­лен­ное и бы­тие бес­пре­дель­ное. Апо­рии Зе­но­на. Апо­рии-оп­ро­вер­же­ния: «ди­хо­то­мия», «стре­ла», «Ахил­лес».

Тема 6. Ато­мизм. Де­мок­рит и Лев­кипп. Элеа­ты и ато­ми­сты. Ато­мы как еди­ни­цы бы­тия. Атом как не­де­ли­мая фор­ма. Атом и эй­дос. Бес­ко­неч­ное «ме­сто», бес­ко­неч­ные «ми­ры», бес­ко­неч­ное мно­го­об­ра­зие форм. Ато­мы («бы­тие») и пус­то­та (су­щее «не­бы­тие»). Ато­мы как «сти­хии-эле­мен­ты». Слу­чай и не­об­хо­ди­мость. По­ня­тие «при­ро­ды» у Де­мок­ри­та. По­ня­тие «ми­ра» и бес­ко­неч­но­го чис­ла «ми­ров». Кос­мо­го­ния, «фи­зи­ка», «пси­хо­ло­гия» и пр. нау­ки ато­ми­стов (в об­щих чер­тах). Позд­ней­ший ато­мизм. Эпи­кур. Лук­ре­ций. От­ли­чия от де­мок­ри­тов­ско­го ато­миз­ма.

Тема 7. Эм­пе­докл. Ми­фо­ло­гия и фи­ло­со­фия; по­эзия и фи­ло­со­фия у Эм­пе­док­ла. Эм­пе­докл, ио­ний­цы и элеа­ты. Кос­мо­го­ни­че­ская ин­тер­пре­та­ция взаи­мо­от­но­ше­ния еди­но­го и мно­го­го. Шесть «на­чал» (че­ты­ре сти­хии и два «дви­га­те­ля» — Аф­ро­ди­та-лю­бовь и Ней­кос-не­на­висть). Ве­ли­кие пе­рио­ды. Сме­ше­ния и раз­де­ле­ния как при­чи­ны «ро­ж­де­ния» и «ги­бе­ли». Не­об­хо­ди­мость: рок, при­ну­ж­де­ние, убе­ж­де­ние. Не­об­хо­ди­мость и на­ча­ла.

Тема 8. Анак­са­гор. Анак­са­гор и элеа­ты. Смысл вы­ра­же­ния «все <бы­тие> вме­сте» у Пар­ме­ни­да и «все <ве­щи> вме­сте» у Анак­са­го­ра. «Смесь» Эм­пе­док­ла. Прин­цип «все во всем». «Бес­пре­дель­ное» у Анак­си­ман­д­ра, у пи­фа­го­рей­цев и у Анак­са­го­ра. Пер­во­смесь и ее раз­де­ле­ние. Го­мео­ме­рии. Пан­спер­мии. Сти­хии и се­ме­на. Эле­мен­ты Анак­са­го­ра и ато­мы ато­ми­стов. Прин­цип: «по­доб­ное к по­доб­но­му». «Нус»-ум. Нус как на­ча­ло дви­же­ния. Нус как на­ча­ло кос­моу­строе­ния. Пла­тон (Со­крат) об «уме» Анак­са­го­ра («Фе­дон»). «Не­об­хо­ди­мость» у Де­мок­ри­та и у Анак­са­го­ра.

Афин­ский рас­цвет гре­че­ской фи­ло­со­фии.

Тема 9. Со­фис­ти­ка.

Па­ра­док­саль­ные след­ст­вия пар­ме­ни­дов­ской он­то-ло­гии. От­кры­тие бы­тия но­вой «сти­хии»: ре­чи. Речь как ору­дие. Фор­мы мыс­ли и фи­гу­ры ре­чи. На­ча­ла «ис­кус­ст­ва сло­ва»: ри­то­ри­ки, по­эти­ки, ло­ги­ки, се­ман­ти­ки. Эри­сти­ка. Ре­че­вые жан­ры: По­хва­ла и об­ли­че­ние; убе­ж­де­ние и оп­ро­вер­же­ние; до­ка­за­тель­ст­во. Речь к пуб­ли­ке, раз­го­вор с близ­ки­ми со­бе­сед­ни­ка­ми, раз­го­вор с са­мим со­бой.



Тема 10. Со­крат. Раз­но­ли­кий об­раз Со­кра­та: Ари­сто­фан «Об­ла­ка», Ксе­но­фонт, «Апо­ло­гия» Пла­то­на. Со­крат-са­тир. Ге­рой ко­ме­дии и тра­ге­дии. Со­кра­тов­ский смысл из­ре­че­ния: «Уз­най са­мо­го се­бя» (об­ра­ще­ние к се­бе). Вни­ма­ние к «это­су» и «по­ли­су». Со­кра­тов­ские рас­спра­ши­ва­ния. Иро­ния. Ме­тод на­ве­де­ния. Про­бле­ма об­щих оп­ре­де­ле­ний. Со­кра­тизм как об­раз жиз­ни. Со­кра­ти­ки: ки­ни­ки, ки­ре­наи­ки, ме­гар­ская шко­ла.

Тема 11. Пла­тон. Пла­то­нов­ский Со­крат и со­кра­ти­че­ский Пла­тон. Ран­ние диа­ло­ги. Со­крат и со­фис­ты. Муд­рое не­до­уме­ние. Фи­ло­со­фия как «эро­ти­че­ское» ис­кус­ст­во (речь Дио­ти­мы из «Пи­ра»). Со­кра­тов­ский диа­лог и пла­то­нов­ская диа­лек­ти­ка. «Эй­дос» как об­раз по­ня­тия и по­ни­маю­щий об­раз. Смысл общ­но­сти (обоб­ще­ние, род, класс, идеа­ли­за­ция, со­б­ран­ность во­еди­но, смысл ). Эй­дос и чис­ло. Про­бле­ма зна­ния (эпи­сте­мы). Пять сту­пе­ней зна­ния. Идея об­ще­ст­вен­но­го бла­го­ус­т­рое­ния. Об­ра­зо­ва­ние «стра­жей» иде­аль­но­го го­су­дар­ст­ва. Му­зы­ка и гим­на­сти­ка. Сис­те­ма ма­те­ма­ти­че­ских дис­ци­п­лин как путь и спо­соб об­ра­ще­ния взо­ра ду­ши к ми­ру иде­аль­ных форм. Тео­ре­ти­че­ские «нау­ки» и фи­ло­соф­ская диа­лек­ти­ка как путь к по­сти­же­нию выс­ше­го на­ча­ла.

Тема 12. Ари­сто­тель. Пла­тон и Ари­сто­тель. Ари­сто­тель-про­дол­жа­тель и Ари­сто­тель-кри­тик Пла­то­на. Тео­ре­ти­че­ская сис­те­ма­ти­за­ция фи­ло­со­фии. Раз­ли­чие об­раза фи­ло­соф­ст­во­ва­ния: от раз­го­во­ра с со­бой к из­ло­же­нию для дру­гих. Фи­ло­со­фия как дис­ци­п­ли­на. Ари­с­то­те­лев­ская кри­ти­ка «идей» Пла­то­на. Он­то­ло­ги­че­ские про­бле­мы. Оп­ре­де­ле­ние за­да­чи «пер­вой фи­ло­со­фии». Сис­те­ма тео­ре­ти­че­ских на­ук. Он­то­ло­гия (ме­та-фи­зи­ка) («усия»-сущ­ность) — фи­зи­ка («фю­сис»-на­ча­ло дви­же­ния) — ма­те­ма­ти­ка («фор­ма») — ло­ги­ка («на­ча­ла»-на­ча­ла до­ка­за­тель­ст­ва). Ло­ги­ка: «сущ­ность» как ка­те­го­рия, пер­вая и вто­рая сущ­ность; сущ­ность как пред­мет оп­ре­де­ле­ния и на­ча­ла до­ка­за­тель­ных на­ук. «Физика», «Поэтика», учение Аристотеля о государстве и формах правления.

Фи­ло­соф­ские шко­лы позд­ней клас­си­ки и ран­не­го эл­ли­низ­ма.

Тема 13. Скеп­ти­ки. Пир­рон, Секст Эм­пи­рик. Эпо­халь­ное пе­ре­ос­мыс­ле­ние мес­та и на­зна­че­ния фи­ло­со­фии: про­ме­жу­ток, се­ре­ди­на ме­ж­ду бы­ти­ем и не­бы­ти­ем, ме­ж­ду «не­бом» и «зем­лей», ме­ж­ду ве­ща­ми, зна­ния­ми, прин­ци­па­ми. По­иск кри­те­рия ис­тин­но­сти как ос­нов­ная про­бле­ма.

Тема 14. Стои­цизм. Зе­нон Ки­ти­он­ский, Кле­анф, Хри­сипп. Трех­ча­ст­ное де­ле­ние фи­ло­со­фии (ло­ги­ка, фи­зи­ка, эти­ка). Эти­ка стои­ков. Ав­то­ном­ный ин­ди­вид как гра­ж­да­нин ми­ра («кос­мо­по­лит»). Че­ло­век как (1) часть ми­ра, (2) мик­ро­косм и (3) со-ра­зум­ный кос­мо­су. Что зна­чит «сле­до­вать при­ро­де» на стои­че­ский лад? Веч­ный ло­гос ми­ра и внут­рекн­ний ло­гос ду­ши. Стои­цизм и ки­низм. Стои­цизм и скеп­ти­цизм.

Тема 15. Эпи­кур. Эпи­ку­рей­ское со­гла­сие с при­ро­дой. Мир — без­мя­те­жен, бог — без­мя­те­жен. Без­мя­теж­ность как «ка­нон» (кри­те­рий ис­ти­ны). Муд­рое удо­воль­ст­вие: дов­ле­ние се­бе в удов­ле­тво­рен­но­сти (не­стра­да­тель­но­сти) чувств и со­гла­сии ума. Прак­ти­че­ское ос­во­бо­ж­де­ние от на­ру­ше­ния со­раз­мер­но­сти чувств и тео­ре­ти­че­ское ос­во­бо­ж­де­ние от тре­во­жа­щих ми­фов и фан­та­зий, а так­же от из­ли­ше­ст­ва зна­ний. Эпи­ку­рей­ский ато­мизм. От­ли­чия от де­мок­ри­тов­ско­го (сво­бо­да и не­об­хо­ди­мость).

Рим­ская фи­ло­со­фия.

Тема 16. Ци­це­рон. Рим и гре­че­ская куль­ту­ра. Пе­ре­во­ды гре­че­ских ав­то­ров и скла­ды­ва­ние ла­тин­ской фи­ло­соф­ской тер­ми­но­ло­гии. Гре­че­ская об­ра­зо­ван­ность как сфе­ра «куль­ту­ры» (cultus) че­ло­ве­ка, как humanitas. Куль­ту­ра и гра­ж­дан­ст­вен­ность: куль­ту­ра ре­чи (ри­то­ри­ка, eloquentia) и дос­той­но­го по­ве­де­ния (доб­ро­де­тель, доб­лесть, дос­то­ин­ст­во, — virtus). Фи­ло­со­фия как «нау­ка жить дос­той­но». Фи­ло­со­фия и куль­ту­ра ча­ст­ной жиз­ни.

Тема 17. Римский атомизм. Отличие древнегреческого и римского атомизма. Тит Лукреций Кар и его взгляды на природу вещей.

Тема 18. Рим­ские стои­ки. Ин­ди­вид в им­пер­ском ми­ре. Се­не­ка. «Пись­ма к Лу­цил­лию». Эпик­тет. «Бе­се­ды». Марк Ав­ре­лий. «Раз­мыш­ле­ния». Бо­эций. «Уте­ше­ние фи­ло­со­фи­ей».

Не­оп­ла­то­низм. Не­оп­ла­то­низм: ве­ли­кий син­тез клас­си­че­ской гре­че­ской фи­ло­со­фии. Сис­те­ма­ти­за­ция, ком­мен­ти­ро­ва­ние, ин­тер­пре­та­ция Пла­то­на.

Тема 19. Пло­тин. Фун­да­мен­таль­ное зна­че­ние пла­то­нов­ско­го «Пар­ме­ни­да» для уяс­не­ния «ар­хи­тек­ту­ры» фи­ло­со­фии Пло­ти­на. Ие­рар­хи­че­ская су­бор­ди­на­ция «ги­по­тез». Еди­ное как не­при­ча­ст­вуе­мый сверх­бы­тий­ный ис­точ­ник. Сверх­ум­ное на­ча­ло ума и сверх­бы­тий­ное на­ча­ло бы­тия. Еди­ное — идеи — фор­мы — чис­ла: связь и раз­ли­чие их по­ни­ма­ний у Пла­то­на, Ари­сто­те­ля и Пло­ти­на. Внут­рен­няя фор­ма (идея). Ум­ный кос­мос. Ум­ная ма­те­рия.

Тема 20. Пор­фи­рий. Ямв­лих. Прокл. Сис­те­ма Про­кла и сис­те­ма ком­мен­та­ри­ев к пла­то­нов­ским диа­ло­гам. «На­ча­ла бо­го­сло­вия» («Пер­во­ос­но­вы тео­ло­гии»). Не­оп­ла­то­низм и хри­сти­ан­ст­во. Алек­сан­д­рий­ский син­тез: биб­лей­ские «Кни­ги пре­муд­ро­сти»; пе­ре­вод Биб­лии на гре­че­ский («Сеп­туа­гин­та»); Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский. Алек­сан­д­рий­ская шко­ла (Кли­мент, Ори­ген).


Обязательные источники:

Аристотель. Метафизика, О душе, Категории, Поэтика // Аристотель.

Сочинения в четырех томах. М., 1975-1984.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых

философов. 2-е изд. М., 1986.

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

(Письма 16, 24, 50, 59, 70, 72).

Платон. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1990-1994.

Плотин. Сочинения (Плотин в русских переводах). СПб. – Москва, 1995.

Фрагменты ранних греческих философов. Т.1. М., 1989.


Дополнительные источники и литература:

Источники:
Аристотель. Аналитика I—II, Физика, Поэтика // Аристотель.

Сочинения в четырех томах. М., 1975-1984.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1-2. СПб., 1993-1994.

Платон. Парменид, Тимей, Государство // Соч. в 4 т. М., 1990-1994.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

Parmenides. Text, Übersetzung, Einführung und Interpretation von K. Riezler.

Frankfurt am Main. 1970.

Zeno of Elea. A Text, with Translation and Notes by H. D. Lee. Amsterdam.

1967.
Литература:

Аве­рин­цев С.С. Клас­си­че­ская гре­че­ская фи­ло­со­фия как яв­ле­ние ис­то­ри­

ко-ли­те­ра­тур­но­го ря­да // Но­вое в со­вре­мен­ной клас­си­че­ской фи­ло­ло­

гии. М., 1979, 41—81.

Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. М., 2002.

Адо Пьер. Пло­тин, или Про­сто­та взгля­да. М., 1991.

Ахутин А.В. Тяжба о бытии. М.,1997.

Бла­ват­ская Т.В. Из ис­то­рии гре­че­ской ин­тел­ли­ген­ции эл­ли­ни­сти­че­ско­го

вре­ме­ни. М., 1983.

Ва­силь­е­ва Т.В. Афин­ская шко­ла фи­ло­со­фии (фи­ло­соф­ский язык Пла­то­на

и Ари­сто­те­ля). М., 1985.

Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости или мудрость любви.

М., 1999.

Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии.

Пособие для студентов. М., 2002.

Вер­нан Ж.-П. Про­ис­хо­ж­де­ние древ­не­гре­че­ской мыс­ли. М., 1988.

Герц­ман Е.В. Му­зы­каль­ная бо­эциа­на. СПб., 1995.

До­ва­тур А.И. Пла­тон об Ари­сто­те­ле // Во­про­сы ан­тич­ной ли­те­ра­ту­ры и

клас­си­че­ской фи­ло­ло­гии. М., 1966, 137—145.

До­ва­тур А.И. По­ли­ти­ка и по­ли­тии Ари­сто­те­ля. М.—Л., 1965.

Йегер В. Пайдейя. Воспитания античного грека, т. I-II. М., 1997-2001.

Кес­си­ди Ф.Х. От ми­фа к ло­го­су. Ста­нов­ле­ние гре­че­ской фи­ло­со­фии.

М.,1972.

Кой­ре А. Очер­ки ис­то­рии фи­ло­соф­ской мыс­ли. М., 1985, 27—50.

Ле­век П. Эл­ли­ни­сти­че­ский мир. М.,1989.

Ло­сев А.Ф. Ан­тич­ный кос­мос и со­вре­мен­ная нау­ка // Ло­сев А.Ф. Бы­тие.

Имя. Кос­мос. М., 1993.

Ло­сев А.Ф. Го­мер. М.,1960.

Ло­сев А.Ф. Ми­фо­ло­гия гре­ков и рим­лян. М.,1996.

Ло­сев А.Ф. Очер­ки ан­тич­но­го сим­во­лиз­ма и ми­фо­ло­гии. М., 1993.

Лурье С.Я. Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета. М –

Л.,1947.

Лу­рье С.Я. Де­мок­рит. М., 1970.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. М., 1992.

Ма­не­ев А.К. Фи­ло­соф­ский ана­лиз зе­но­нов­ских апо­рий. Минск. 1972.

На­хов И.М. Ки­ни­че­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 1981.

Нер­се­сянц В.С. Со­крат. М., 1977.

Онианс Р. На коленях богов. Истоки европейской мысли о душе, разуме,

теле, времени, мире и судьбе. М., 1999.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1992.

Пла­тон и его эпо­ха. К 2400-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. М., 1979.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. Ранняя

греческая наука о «природе». М., 1979.

Ро­жан­ский И.Д. Анак­са­гор. М., 1984.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской

империи. М., 1988.

Сто­ля­ров.А.А. Стоя и стои­цизм. М., 1995.

Уко­ло­ва В.И. «По­след­ний рим­ля­нин». Бо­эций. М., 1987.

Ут­чен­ко С.Л. Ци­це­рон и его вре­мя. М., 1972.

Фло­рен­ский П. Пи­фа­го­ро­вы чис­ла // Фло­рен­ский П. А. Со­ч.: В 4 т.Т.2.

Франк­форт Г., Франк­форт Г.А., Уил­сон Дж., Якоб­сен Т. В пред­две­рии

фи­ло­со­фии. Ду­хов­ные ис­ка­ния древ­не­го че­ло­ве­ка. М., 1984.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.

Ши­ро­ков В.С. Жан Бу­ри­дан об апо­ри­ях Зе­но­на // Фи­ло­соф­ские нау­ки,

1982, № 4.

Ши­ча­лин Ю.А. Об­раз­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние ми­ра в трак­та­те Пло­ти­на «О

трех на­чаль­ных суб­стан­ци­ях» // Из ис­то­рии ан­тич­ной куль­ту­ры. М.,

1976, 170-183.

Шта­ер­ман Е.М. Эпик­тет и его ме­сто в рим­ском стои­циз­ме // Вест­ник

древ­ней ис­то­рии. 1975. № 2.

Шта­ер­ман Е.М. Эво­лю­ция идеи сво­бо­ды в древ­нем Ри­ме // Вест­ник древ­

ней ис­то­рии. 1972, № 2.

Элиа­де М. Кос­мос и ис­то­рия. Из­бран­ные ра­бо­ты. М.,1987.

Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy, vol. I-VI. Cambridge, 1962-

1981.

Jaeger W. The Theology of Early Greek Philosophers. Oxford, 1947.



Snell B. Die Entdeckung des Geistes. Studien zur Entstehung des europäischen

Denkens bei den Griechen. 4. neubearbeitete Aufl. Berlin, 1975.

The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Ed. by

A.H.Armstrong. Cambridge. 1967.

Ueberweg Fr. Grundriss der Geschichte der Philosophie. Bd. I: Die Philosophie

des Altertums. 12. Aufl. Hrsg. von K. Praechter. Lepzig, 1926.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка