Информация Комитета по охране прав детей мон рк к Глобальному обзору деятельности по предотвращению насилия в отношении детей



Сторінка1/9
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.42 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


К № 12-2-01/4339 от 28.12.2011 г.



Информация Комитета по охране прав детей МОН РК к Глобальному обзору деятельности по предотвращению насилия в отношении детей

( с использованием материалов

Четвертого периодического доклада о реализации Республикой Казахстан Конвенции о правах ребенка, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2011 г. №1242)

2011 г.

Общий вопрос: общая оценка выполнения рекомендаций, выданных по итогам исследований Генерального секретаря ООН

1. В свете процесса выполнения рекомендаций, разработанных по результатам исследования Генерального секретаря ООН, в Вашей стране, какие результаты, по Вашему мнению, являются наиболее важными результатами работы?



Ответ.

Основной результат - развитие законодательства по обеспечению прав и интересов детей, создание правовых условий для защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное.

Этому способствовало принятие Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года № 193-IV, Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» от 4 декабря 2009 года, Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319, Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2015 годы, Закона Республики Казахстан «О ратификации Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» от 12 марта 2010 года № 253-IV, Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка» от 23 ноября 2010 года.



Один из важных результатовсоздание государственных институтов защиты прав детей: Комитета по охране прав детей и 16 региональных Департаментов по защите прав детей.

С первых дней своей работы Комитет и департаменты особое внимание уделяют координации деятельности центральных и местных исполнительных органов. Такая совместная работа позволила выработать конкретные эффективные меры по предотвращению нарушений законодательства в сфере защиты прав детей.

Во избежание дублирования и исполнения несвойственных функций был выработан четкий механизм. Так, взаимодействие департаментов с местными органами осуществляется через межведомственные комиссии, советы, рабочие группы. В целях реализации государственной политики по вопросам защиты прав детей с 2008 года подписано 290 меморандумов о сотрудничестве (с государственными органами - 113, НПО - 165, предприятиями - 12).

В целях повышения правовой культуры, профессионального уровня, осведомленности специалистов, работающих с детьми, общественности, детей и их родителей, совместно с заинтересованными государственными органами и НПО проведены 262 акций, 160 конференций, 317 обучающих семинаров-совещаний, 378 «круглых столов», дискуссий, мастер-классов для детей и молодежи, 199 тренингов, более 200 встреч, конкурсов для детей и подростков.



Для осуществления контроля за соблюдением законодательства в области защиты прав детей проводится работа с областными прокуратурами: проведены 118 проверок по вопросам соблюдения прав несовершеннолетних, а также 368 проверок органов образования и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По итогам проверок по выявленным нарушениям привлечены к административной ответственности 59 должностных лиц и педагогов, к дисциплинарной - 9, уволены - 3 директора школы и 4 педагога. Защищены права более 140 тысяч детей.

В 2012-2015 годах Комитет и его территориальные департаменты также продолжат свою работу по предупреждению и борьбе со всеми формами насилия в отношении детей; изучению мирового опыта по обеспечению гарантий прав ребенка и защиты детей от насилия; разработке, реализации и мониторингу комплексной национальной стратегии защиты детей от насилия.
2. Каковы наиболее серьезные пробелы и сохраняющиеся трудности? Как Вы планируете преодолевать их?

Одна из основных проблем – определение точных масштабов и создание эффективной системы учета данных по насилию в отношении детей. Учет подвергшихся насилию несовершеннолетних ведут только правоохранительные органы, остальные госорганы не имеют статистического учета.

Так, по оценке масштабов насилия в отношении детей в семье, школе совместно с неправительственной организацией «Союз кризисных центров Казахстана» в 2008 году было проведено социологическое исследование.

Исследование выявило причины и масштабы насилия в городе Алматы, Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской областях. Из 1300 опрошенных детей 14% младших школьников и 22% учащихся среднего и старшего возраста ответили, что подвергались физическому насилию в виде пинков, толчков, избиения. Сексуальному насилию в виде домогательств и изнасилований подверглось 2% детей младшего школьного возраста и 3% учащихся среднего и старшего возраста. 12% детей подвергались преследованиям в среде учащихся и 9 % из них – длительное время.

Учреждением Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан совместно с представительством Детского фонда ООН в Казахстане в 2010 – 2011 годах проведено исследование по оценке уровня насилия в детских государственных учреждениях систем образования, здравоохранения и социальной защиты.

По результатам исследования были направлены рекомендации омбудсмена в адрес министерств образования и науки, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, по рассмотрению которых поступило предложение о разработке совместного плана действий по профилактике и предупреждению насилия в отношении детей, проживающих в учреждениях интернатного типа.

Для профилактики и предупреждения насилия в отношении детей в республике будут приняты дополнительные меры по:

- усилению взаимодействия между государственными органами, международными и неправительственными организациями, в т.ч. по усовершенствованию информационно-аналитической базы и системы учета и отчетности;

- выделению надлежащих финансовых ресурсов для предоставления многопрофильных услуг в целях помощи жертвам насилия и профилактики жестокости по отношению к детям;

- подготовке всех специалистов, работающих с детьми (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, юристов, милиционеров) по вопросам идентификации насилия над ребенком и проведению расследования (интервью с ребенком) с учетом возрастных психофизиологических особенностей, пострадавшего ребенка;

- изменению порядка судебных и следственных действий с ребенком, пострадавшим от насилия: создание специально оборудованных помещений для ведения следственных действий с ребенком, подготовка специалистов, разработка дружественной к ребенку специальной процедуры и технологии следственных и судебных действий;

- стандартизации действий специалистов различных служб и ведомств, работающих с проблемой насилия над ребенком;

- организации работы междисциплинарной команды специалистов здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительных органов, юристов по оценке последствий насилия и жестокого обращения и применению эффективных программ вмешательства;

- усовершенствованию системы сообщений о насилии над ребенком и переадресации сообщений в единый центр с выходом на единый статистический учет случаев насилия и жестокого обращения;

- совершенствованию программ помощи и реабилитации детей и их социального окружения: экспертиза программ в уже созданных структурах; разработка новых программ; оценка эффективности деятельности действующих служб помощи.

Совместно с НПО будет продолжена работа по повышению уровня информированности и правовой грамотности населения, совершенствованию законодательной базы в вопросах усиления ответственности лиц, допускающих нарушения прав детей.

Рекомендация 1. Усиление обязательств и действий на национальном и местном уровнях

Общие вопросы

Охарактеризуйте действующую в Вашей стране a)политическую основу, применяемую для предотвращения и борьбы со случаями насилия в отношении детей. Опишите b)основные продвигаемые инициативы и то, каким образом они направлены на проблему насилия в отношении детей. Предоставьте информацию о координации с важными инициативами в части гражданского общества, рассматривающими проявления насилия в отношении детей в Вашей стране, включая типы задействованных учреждений1, а также о том, оказывает ли правительство Вашей страны содействие в этой области. Предоставьте информацию об c) имеющихся препятствиях, если таковые имеются, для принятия и реализации мер по борьбе с насилием в отношении детей, а также мер, принимаемых или предполагаемых для устранения подобных препятствий.



Ответ.

  1. Политическая основа, применяемая для предотвращения и борьбы со случаями насилия в отношении детей.

Политической основой, применяемой для предотвращения и борьбы со случаями насилия в отношении детей, являются ратифицированные Казахстаном международные договоры. Казахстан стал участником большинства универсальных международных договоров в сфере прав человека и защиты детей.

В 2005 году Казахстан ратифицировал Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, подписанную в городе Нью-Йорке 21 марта 1950 года и Заключительный протокол к ней.

Ратифицированы:

- в 2008 году Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, подписанная в городе Палермо 13 декабря 2000 года и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 года);

- Конвенция МОТ № 29 о принудительном или обязательном труде, подписанная в Женеве 28 июня 1930 года, Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда, подписанная в Женеве от 25 июня 1957 года, Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, подписанная в Женеве 17 июня 1999 года. Кроме того, Казахстан присоединился к Дополнительному протоколу к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II), подписанному в Женеве 8 июня 1977 года, который запрещает рабство и работорговлю в любых формах;

- в 2010 году Конвенция о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, подписанная в Гааге 29 мая 1993 года.

С учетом ратифицированных Казахстаном международных договоров и в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, в части (статья 19) защиты ребенка от «всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» со стороны родителей и других лиц, в республике развита целостная система защиты детей, позволяющая нивелировать многие из этих негативных фактов, обеспечить недопущение насилия в отношении детей и делать все возможное для создания необходимых условий, обеспечивающих защиту детей от насилия, где бы оно ни совершалось.

Основными звеньями данной системы выступают:

1) Верховный суд Республики Казахстан;

2) Генеральная прокуратура Республики Казахстан;

3) Министерство юстиции Республики Казахстан;

4) Министерство внутренних дел Республики Казахстан;

5) Комитет по охране прав детей и 16 территориальных департаментов Министерства образования и науки Республики Казахстан;

6) Министерство здравоохранения Республики Казахстан;

7) Министерство труда и социальной защиты Республики Казахстан;

8) Министерство туризма и спорта Республики Казахстан;

9) Министерство культуры и информации Республики Казахстан.

Помимо указанных органов в Республике Казахстан действуют такие правозащитные учреждения, как Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан (омбудсмен), Ассамблея народа Казахстана.

Все вышеперечисленные институты предоставляют возможность дополнительной защиты нарушенных прав. Также они осуществляют мониторинг защиты прав детей в республике.

При проверке фактов, указанных в обращениях, они имеют право запрашивать от должностных лиц и организаций необходимые для рассмотрения жалоб сведения; обращаться к уполномоченным государственным органам или должностным лицам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права и свободы человека и гражданина; публиковать в средствах массовой информации официальные сообщения по результатам проведенных проверок.



  1. Обзор основных продвигаемых инициатив и координация с НПО

В республике совместно с указанными государственными органами, правозащитными организациями и НПО ежегодно проводится ряд профилактических мероприятий и акций, направленных на предотвращение насилия в отношении детей в рамках утвержденных национальных и региональных планов по соблюдению и защите прав детей от насилия и других форм дискриминации, повышению информированности населения по вопросам эксплуатации и наихудших форм детского труда.

Так, для выявления безнадзорных и беспризорных детей совместно с государственными органами, НПО и общественностью регулярно проводятся рейдовые мероприятия и акции: «Дети в ночном городе», «Подросток», «Улица», «Забота», «Дорога в школу» и другие.

В марте 2009 года в рамках ОПМ «STOP трафик» совместно с общественной организацией юридических лиц (ОЮЛ) «Союз кризисных центров Казахстана» и Посольством США в Республике Казахстан была проведена масштабная республиканская акция «Не стань жертвой торговли людьми!» с запуском агитпоездов.

По итогам информационной кампании состоялась республиканская научно-практическая конференция: «Противодействие торговле людьми: обмен опытом, выработка стратегических подходов и укрепление сотрудничества» с участием Посольства США в Республике Казахстан, ЮНИСЕФ в Республике Казахстан, Центра ОБСЕ в Республике Казахстан, государственных органов и неправительственных организаций, занимающихся защитой прав и свобод жертв торговли людьми.

В сентябре 2009 года Министерствами внутренних дел, юстиции, образования и науки, Посольством США в РК и НПО ОО «Феминистская лига» для учащихся и студентов города Астана, Акмолинской области организована профилактическая постановка театрализованного представления «Ночные звезды», основанная на реальных историях людей, ставших предметами торговли и сексуальной эксплуатации.

Одновременно раздавались информационные буклеты, диски «Скажи рабству «нет!».

С 2009 года в городе Астана при поддержке Министерства юстиции создан и действует первый Кризисный центр по реабилитации жертв торговли людьми, сексуальной эксплуатации «Қорғау», финансируемый из бюджета государства.

В ноябре 2009 года Министерством внутренних дел совместно с Организацией юридических лиц «Союз кризисных центров» в Казахстане проведен семинар на тему: «Противодействие торговле людьми: обмен опытом, выработка стратегических подходов и укрепление сотрудничества» с участием эксперта Европейской комиссии по борьбе с торговлей людьми и международных представителей.

В мае, октябре и декабре 2009 года в городах Актау, Павлодар и Актобе общественным фондом «Хартия за права человека» проведен семинар о противодействии торговле людьми в Казахстане с участием сотрудников ОВД и прокуратуры.

В целях выявления и пресечения фактов торговли людьми, а также оказания юридической, медицинской и психологической помощи жертвам торговли людьми, сексуальной эксплуатации Министерством внутренних дел решен вопрос о функционировании на территории республики прямого телефона доверия «11616», доступного с городских и мобильных телефонов во всех регионах страны.

В республике действуют детские общественная приемные, телефоны доверия, внедрена бесплатная круглосуточная телефонная линия 150 (НТЛДДиМ № 150), куда каждый ребенок может обратиться за помощью. На 1 декабря 2011 года на линию 150 поступило 223 804 звонков, в том числе 1197 детей и молодых людей, которые обратились по различным вопросам и в т.ч. 2 % по проблемам жестокого обращения, сексуальной эксплуатации. Звонки поступают от родителей, бабушек, дедушек, других родственников, которые стали свидетелями насилия в отношении детей. К каждому позвонившему на НТЛДДМ – консультанты НТЛДДиМ № 150 находят индивидуальный подход, и стратегия работы с клиентом строится с учетом возрастных и половых особенностей, исходя из конкретной сложившейся ситуации. В случае, когда ребенку грозит опасность, в экстренном порядке специалисты НТЛДДиМ № 150 обращаются в дежурную часть полиции тел. 102, инспекцию по делам несовершеннолетних по месту жительства, органы опеки и попечительства системы образования и департамент по защите прав детей. С целью обеспечения безопасности ребенок изымается из семьи и для дальнейшей работы с семьей и ребенком размещается в Центре адаптации несовершеннолетних (ЦАН) или приюте для несовершеннолетних.

Для помощи женщинам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. жертвам насилия по линии НПО работают 28 кризисных центров и 18 государственных Центров адаптации несовершеннолетних. В задачи ЦАНов входит оперативная помощь в выходе из кризисной ситуации несовершеннолетних, их устройство, воссоединение ребенка с семьей.

В настоящее время совместно с НПО ведется работа по повышению уровня информированности и правовой грамотности населения по вопросам торговли людьми, экономической и сексуальной эксплуатации женщин и детей.

c) имеющиеся препятствия и меры предполагаемые для устранения подобных препятствий

Наряду с активным развитием системы защиты детей от насилия имеются существенные ограничения или проблемы:

- не сформирована информационно-аналитическая база системы профилактики насилия в отношении детей (в частности, отсутствуют точные данные о распространенности насилия над детьми, не налажен единый межведомственный учет случаев с разбивкой по полу, возрасту, форме насилия, месту проживания в городской или сельской местности, семейным характеристикам, уровню образования, а также национальной, социальной и этнической принадлежности; необходим сбор количественных и качественных данных, по мерам помощи и защиты, принятые в отношении детей, пострадавших от насилия);

- слабо изучен мировой опыт организации деятельности служб помощи, профилактики и реабилитации детей, также эффективных программ вмешательства и профилактики насилия;

- недостаточный уровень квалификации специалистов различных ведомств (органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, системы ДВД) и общественных организаций, работающих в этом проблемном поле;

- недостаточно исследований по оценке эффективности услуг по предупреждению насилия и определению оптимальных способов защиты детей от насилия, в т.ч. необходимо исследовать, насколько различные учреждения выполняют свои обязательства относительно уведомления о случаях насилия.

Основные задачи усовершенствования системы защиты детей от насилия и решения данных проблем в республике будут выполнены в следующих направлениях:

1) усовершенствование системы сообщений о насилии над ребенком и переадресации сообщений в единый центр с выходом на Интегрированный банк данных единого учета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации при МВД РК. Для этого необходима организация межведомственного единого Центра приема сообщений, введение специальных штатных единиц с основным функционалом координаторов (менеджеров) конкретного случая насилия над ребенком. Необходимо также обеспечить активный вклад в процесс сбора данных всех учреждений, занимающихся вопросами защиты детей;

2) изменение порядка судебных и следственных действий с ребенком, пострадавшим от насилия. Для этого необходимо изучить процесс организации инфраструктуры: специально оборудованное помещение для ведения следственных действий с ребенком; подготовленные специалисты; дружественные к ребенку специально разработанные процедуры и технологии следственных и судебных действий для надлежащей защиты личной жизни детей и их семей в течение всего процесса судебного разбирательства;

3) подготовка всех специалистов, работающих с детьми (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, юристов, милиционеров по вопросам идентификации насилия над ребенком; проведение расследования (интервью с ребенком); стандартизация действий специалистов различных служб и ведомств, работающих с проблемой насилия над ребенком; организация работы междисциплинарной команды специалистов здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительных органов, юристов для оказания немедленной помощи детям;

4) совершенствование программ помощи и реабилитации детей и их социального окружения: экспертиза программ в уже созданных структурах; разработка новых программ; оценка эффективности деятельности действующих служб помощи;

5) проведение регулярных исследований с соблюдением этических норм, включающих интервью с детьми, отдельно с их родителями или воспитателями в условиях конфиденциальности и доверия с целью досконального выявления подлинного опыта детей, связанного с насилием; проведение долгосрочного крупномасштабного исследования коренных причин насилия и взаимозависимости его различных форм.

Наиболее рациональным способом решения этих задач является их объединение в целевую программу или национальную стратегию «Детство без насилия и жестокости» с выделением надлежащих финансовых ресурсов для предоставления многопрофильных услуг в целях помощи жертвам насилия и профилактики жестокости по отношению к детям.
2.Опишите прогресс, достигнутый в процессе реализации трех целей с четко установленными сроками, принятыми в Рио-де-Жанейро декларации и призыве к действиям по предотвращению и искоренению сексуальной эксплуатации детей и подростков, а именно, создание к 2013 году:


  1. эффективной и доступной системы для отчетности, последовательного принятия мер и поддержки детей, предположительно или фактически подвергшихся сексуальной эксплуатации;

Ответ:

С целью защиты прав несовершеннолетних от преступных посягательств совместно с институтами гражданского общества и другими заинтересованными государственными органами реализуется комплекс мер, направленных на профилактику, выявление, раскрытие, расследование и учет данных категорий преступлений.

Так, система отчетности и учета преступлений, связанных с сексуальной эксплуатацией детей внедрена в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (КПСиСУ ГП РК) .

За последние 4 года наблюдается снижение роста преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, на 5-7 % (с 6274 до 5945). Аналогичная тенденция наблюдается и в 2011 году. За 9 месяцев 2011 года совершено 5916 преступлений, в том числе 186 изнасилований, 117 насильственных действий сексуального характера, 40 фактов развращения малолетних и 104 – половых сношений и иных действий сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста.

При Министерстве внутренних дел РК создан Интегрированный банк данных единого учета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. В банк данных включаются сведения о детях, пропускающих занятия в школах по неуважительной причине, находящихся в специальных организациях образования, жертвах жестокого обращения и насилия, из неблагополучных семей, безнадзорных, беспризорных, доставленных в Центры адаптации несовершеннолетних (ЦАНы).

Следует также отметить, что в целях защиты прав и интересов детей, в том числе предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении детей, в соответствии со статьей 46 Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки РК ежегодно готовится Главе государства доклад о положении детей в республике, который размещается на сайте Комитета по охране прав детей и издается отдельной брошюрой.

В марте 2009 года на правительственном часе в Мажилисе Парламента был заслушан отчет о реализации первого этапа программы «Дети Казахстана».

В декабре 2009 года на заседании Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан был заслушан отчет министерств и ведомств республики о проводимой работе по защите прав и интересов детей, созданию условий содержания, воспитания и обучения детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках выполнения положений Конвенции.

В 2010 году Казахстан успешно прошел процедуру Универсального периодического обзора по правам человека в Республике Казахстан. В настоящее время разработан план мероприятий по реализации рекомендаций Комитета ООН по правам человека.

В 2011 году Уполномоченным по правам человека в Республике Казахстан был подготовлен отчет о деятельности Уполномоченного за 2010 год, в котором содержится анализ ситуации с обеспечением прав и свобод человека, в том числе женщин и детей, обозначены наиболее актуальные проблемы и причины, связанные с их нарушением.

В рамках работы по приоритетному направлению деятельности омбудсмена «Защита и поощрение прав детей» были посещены 30 детских организаций городов Астана и Алматы, а также Павлодарской, Южно-Казахстанской, Карагандинской и Акмолинской областей для проведения мониторинга охраны прав детей. В ходе мониторинга были изучены вопросы соблюдения прав детей на образование, охрану здоровья, отдых, досуг, участие в культурной и творческой жизни, доступ к информации, пользование родным языком, культурой.

23 июня 2011 года в Мажилисе Парламента Республики Казахстан с участием делегации Европейского союза и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) были рассмотрены вопросы выполнения рекомендаций Комитета по правам ребенка.

Кроме того, важным институтом защиты детей, в т.ч. подвергшихся сексуальной эксплуатации, являются Центры адаптации несовершеннолетних (ЦАНы), созданные в 2011 году. Во всех ЦАНах укомплектованы штатные единицы (665), из 198 педагогических работников 87 прошли курсы повышения квалификации. При содействии Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для специалистов Центров, органов образования, департаментов по защите прав детей организованы обучающие тренинги.


  1. конкретных механизмов и/или процессов, способствующих координации на национальном, региональном и международном уровнях для обеспечения более эффективного сотрудничества между государственными министерствами, финансовыми организациями, учреждениями ООН, неправительственными организациями, частным сектором, объединениями работников и работодателей, средствами массовой информации, детскими организациями и другими представителями гражданского общества с целью обеспечения возможности и поддержки конкретных действий, направленных на предотвращение и искоренение сексуальной эксплуатации детей и подростков;

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка