I. Организационно-методический раздел



Скачати 350.99 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір350.99 Kb.


Содержание
I.Организационно-методический раздел ………………………………………..4

1.1.Цель дисциплины………………………………………………………………...4

1.2.Задачи дисциплины………………………………………………………………4

1.3.Место дисциплины в структуре ООП ВПО (Основной образовательной

программы высшего профессионального образования) …………………….........4

1.4.Требования к результатам освоения содержания дисциплины ……………...4

1.5.Формы контроля. Объем часов и виды учебной деятельности ………………5
II.Содержание дисциплины ……………………………………………………….6

2.1.Содержание разделов дисциплины …………………………………………….6

2.2.Обеспечение содержания разделов дисциплины ………………………………9
III.Образовательные технологии ………………………………………………...17
IV.Учебно-методическое, информационное и материально-техническое

обеспечение дисциплины………………………………………………………….18

4.1.Рекомендуемая литература ……………………………………………………..18

4.2.Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие

и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины…………………………………………..................................................20

4.3.Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов) ……………20
V.Оценочные средства …………………………………………………………….20

5.1.Тематика курсовых работ………………………………………………………..20

5.2.Вопросы к зачету…………………………………………………………………20

5.3.Примеры тестов для контроля знаний ………………………………………….23


VI.Тематический план изучения дисциплины ………………………………….24
Приложения………………………………………………………………………….26

Приложение 1………………………………………………………………………….26




  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



1.1. Цель дисциплины - формирование базовых представлений о конфликте как о социальном явлении, его природе и механизмах возникновения, развития и завершения, приобретение необходимых знаний, навыков, умений управления, разрешения, предупреждения конфликтов для успешного осуществления профессиональной деятельности.

1.2. Задачи дисциплины предполагают изучение:

- основных этапов развития конфликтологии как науки и современных направлений социологической теории;

- основ психологической и социально-психологической теорий конфликта;


  1. процессов возникновения и развития социальных конфликтов;

  2. нормативной культуры с точки зрения формирования личности как субъекта социального конфликта;

  3. механизмов возникновения, развития и завершения социальных конфликтов;

  4. методов и приемов разрешения конфликтов любой природы.


1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
«Конфликтология» входит в состав гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, его вариативной части обязательных дисциплин. Программа рассчитана на подготовку специалиста в системе ступенчатого образования, носит комплексный характер и преполагает изучение дисциплины «Конфликтология» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «История», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Политология», «Психология», «Социология».

Курс «Конфликтология» во взаимодействии с другими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих экономистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.


1.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.
В результате освоения дисциплины студентом должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК -1 - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК -2 - способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

ОК -3 - способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

ОК -5 - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

ОК -7 - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК -10 - способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;

ПК -3 - способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;

ПК -13 - способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
1.5. Формы контроля:
Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • устный опрос

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений; презентаций;

  • промежуточное тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.


Рубежный контроль: тестирования по отдельным разделам дисциплины.
Промежуточная аттестация – очная форма – зачет.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Конфликтология» осуществляется в соответствии с Приложением 1.





Объем часов и виды учебной деятельности


Форма обучения

По ЗЕТ

всего

Контроль

Всего аудит.

Лекц.

Практ.

СРС

Интер

актив

Семестр

Очная форма

пр.-ФК

пр.-ЭПиО

пр.-БУ



3/108



Зачет



54



20



34



54



ФК – 16

ЭПиО –10

БУ-24



3

Заочная форма

пр.-ФК

пр.-ЭПиО

пр.-БУ



3/108



Зачет



14



6



8



90



ФК – 4

ЭПиО –2

БУ-2








II. Содержание дисциплины.

2.1. Содержание разделов дисциплины «Социология»


пп

Наименование раздела дисциплины

(тема)


Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть)

Образова-тельные технологии

1.

Введение в конфликтологию

1.1 Предмет, объект и методы исследований в конфликтологии. Процесс становления конфликтологии как науки.

1.2 Понятие, сущность объективные и субъективные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта, его функции и динамика развития.

ОК -1, 2, 3

Знать:

- объект, предмет и методы конфликтологии,

- сущность элементов конфликта.

Уметь:

- выявлять причины конфликтов,

- определять их функции и динамику развития.

Владеть: навыками анализа причин конфликтов.


Лекция
Самостоятельная работа студентов

Письменное домашнее

Задание


2.

Общая теория конфликта

2.1 Классификации конфликтов. Различные стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях.

2.2 Внутриличностный конфликт: понятие, виды, причины и последствия. Предупреждение внутриличностных конфликтов.

2.3. Понятие, виды и теории стресса. Стрессоустойчивость как один из способов предупреждения конфликтов.

2.4. Межличностный конфликт: функции, динамика, основные составляющие.

2.5. Межгрупповой конфликт. Его особенности, причины и механизм возникновения.


ОК- 5, 7, 10


Знать:

- основные подходы к классификации конфликтов,

- виды и последствия конфликта;

- соотношение внутриличностного и межличностного конфликта;

- понятие и виды стресса.


Уметь:

- характеризовать социальные связи и социальные отношения в конкретной конфликтной ситуации;

- показать основные составляющие различных типов конфликта.

Владеть:

- навыками системного подхода при анализе различных типов конфликтов,

- способами предупреждения конфликтов;

- стратегиями и тактиками поведения в конфликтных ситуациях.



Лекция.

Семинары


Круглый стол

Анализ проблемных ситуаций.

Самостоятельная работа студентов

Консультации

преподавателей
Письменные

домашние задания



3.

Управление конфликтами


3.1 Предупреждение возникновения конфликтов. Способы эффективного предупреждения конфликтов.


ОК – 7, 10.

ПК – 3, 13


Знать:

-механизмы предупреждения конфликтов;

-способы эффективного предупреждения конфликта;

Уметь:

- показать различные варианты выхода из конфликта;

- показать на примере конкретной личности способ предупреждения конфликта;

- показать возможные ролевые несоответствия в конфликте и пути их разрешения;



Владеть:

- навыками определения собственного стиля поведения в конкретной конфликтной ситуации;

- навыками управления конфликтами;

- навыками определения взаимосвязи причин и следствия конфликтов.




Лекция.

Семинар-презентация.

Обсуждение эссе, докладов

Самостоятельная работа студентов. Устное домашнее

задание








3.2 Роль руководителя в управлении конфликтами. Основы психологии переговорного процесса.









2.2. Обеспечение содержания разделов дисциплины
Раздел 1. Введение в конфликтологию

1.1 Предмет, объект и методы исследований в конфликтологии. Процесс становления конфликтологии как науки.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:


  1. Что изучает конфликтология как наука?

  2. Что может вызвать конфликт?

  3. Кого можно назвать конфликтной личностью?

Вопросы и задания для контроля:

  1. Дайте определение предмета и объекта конфликтологии как науки.

  2. Назовите основные теории социального конфликта Древнего мира, Средневековья, Нового времени.

  3. Охарактеризуйте основные методы исследования в конфликтологии.

Литература: Б-1, 0-1, Д-2.

Задание 1 (коллективная форма работы).

- Составьте список личностных качеств, которыми, по вашему мнению, должна обладать конфликтная личность. Охарактеризуйте каждое из предложенных качеств.

Задание 2 (индивидуальная форма работы).

- Оцените по 10-ти бальной шкале наличие каждого из перечисленных качеств конфликтной личности в собственной личности.

- Оцените по 10-ти бальной шкале наличие каждого из перечисленных качеств конфликтной личности у других студентов группы.

Задание 3 (индивидуальная форма работы).

- Оцените собственную склонность к конфликтным формам поведения с помощью теста «Конфликтная личность».

Темы рефератов:



  1. Общее и различное в представлениях о природе конфликта современных исследователей и ученых прошлого.

  2. Проблемы использование прогностического метода в практических исследованиях.

1.2 Понятие, сущность объективные и субъективные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта, его функции и динамика развития.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Виды конфликтов, встречающихся в работе специалиста по персоналу.

2. Основные стадии развития конфликтной ситуации.

3. Положительные и отрицательные стороны возникновения конфликта в организации.
Вопросы и задания для контроля:


  1. Проанализируйте сущность понятия «конфликт» с точки зрения социологии и психологии.

  2. Назовите основные этапы развития конфликтной ситуации.

  3. Каковы могут быть причины возникновения конфликтных ситуаций в работе специалиста службы персонала в организации.

Литература: Б-1, О-2.

Задание 1 (групповая форма работы). Деловая игра «Детективы».

- Разделитесь на 4 группы. Посовещайтесь и напишите на листочках конфликты, с которыми сталкивается в своей работе специалист по персоналу, и сложите их в эту своеобразную «копилку».



Задание 2 (групповая форма работы).

- Каждая группа должна, получив по две конфликтных ситуации из «копилки», придумать по 3 причины, вызвавших ее появление.



Задание 3 (коллективная форма работы).

Представители групп озвучивают конфликтные ситуации и варианты их решения. Члены других групп оценивают их.

Темы рефератов:


  1. Социальный конфликт: взгляд психолога и социолога.

  2. Конструктивные и деструктивные конфликты.

  3. Зависимость возникновения конфликта от ценностных ориентаций его участников.

Раздел 2. Общая теория конфликта

2.1 Классификации конфликтов. Различные стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:


  1. Отличительные особенности внутриличностного, межличностного, межгруппового и межгосударственного конфликтов.

  2. Охарактеризуйте такие тактики поведения в конфликтной ситуации, как «избегание», «приспособление», «конфронтация», «компромисс» и «сотрудничество».

Вопросы и задания для контроля:

  1. Перечислите известные вам основания для различных классификаций конфликтов.

  2. Чем отличается внутриличностный конфликт от других типов конфликтов?

  3. От чего зависит использование той или иной тактики поведения в конфликтной ситуации?

Литература: Б-3, О-2, Д-2.

Задание 1 (индивидуальная форма) «Копилка идей 2».

- Достаньте из «копилки идей» листочек с описанием конфликтной ситуации. Определите тип конфликта и выскажите предположения относительно причин, вызвавших его.

Задание 2 (групповая форма работы).

- Разделитесь на две команды. Каждая команда должна придумать по 3 конфликтных ситуации, встречающихся в работе специалиста по персоналу. Причем одни из них должен носить характер внутриличностного, другой – межличностного, третий межгруппового конфликта.

Задание 3 (групповая форма работы) Деловая игра «Аналитический клуб».

- Каждая команда должна выбрать и обосновать наиболее успешную стратегию поведения в каждой и из предъявленных конфликтных ситуаций.

Задание 4 (групповая форма работы).

- Предложите варианты дальнейшего развития и разрешения конфликтной ситуации в результате использования каждой из тактик (должно быть предложено по одному варианту на каждую из тактик).

Темы для рефератов:



  1. Особенности использования тактики «компромисса» в деловом общении.

  2. Тактика конфронтации в практике межгосударственных конфликтов (на материале истории развития государств).

2.2 Внутриличностный конфликт: понятие, виды, причины и последствия. Предупреждение внутриличностных конфликтов.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:



1.Определение внутриличностного конфликта.

2. Причины внутриличностных конфликтов.

3. Последствия внутриличностного конфликта.

Вопросы и задания для контроля:

1.Охарактеризуйте различные подходы к определению внутриличностного конфликта (З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу, В. Франкл, А.Н.Леонтьев).

2. Опишите различные типы классификаций внутриличностных конфликтов.



3. Каковы причины внутриличностных конфликтов?

4. При помощи чего человек может избежать возникновения у него внутриличностного конфликта?

5. Что такое «психологическая защита» и каковы ее основные механизмы?

Литература: Б-3, О-2, Д-2.

Задание 1 (индивидуальная форма работы).

- Описываем на листочках конфликтную ситуацию внутриличностного характера.



Задание 2. (групповая форма работы).

- Предложите варианты решения своей проблемы к описанной конфликтной ситуации. Остальные участники могут предложить свои варианты разрешения конфликтной ситуации.

Вывод: один из способов разрешения внутриличностного конфликта – обсудить его со своим другом.

Темы для рефератов:


  1. Особенности внутриличностных конфликтов у работников службы персонала в организации.

  2. Деятельность руководителя организации по предупреждению возникновения внутриличностных конфликтов у сотрудников.

  3. Внутриличностный конфликт в трудах отечественных и зарубежных психологов.

  4. Использование психологической защиты личностью в процессе разрешения внутриличностного конфликта.


2.3. Понятие, виды и теории стресса. Стрессоустойчивость как один из способов предупреждения конфликтов.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:



1. Понятие стресса и дистресса.

2. Организационные и организационно-личностные стрессогенные факторы.

3. Профилактика стресса в организациях.

Вопросы и задания для контроля:



  1. Раскройте содержание концепции стресса Г.Селье и выскажите к ней собственное отношение.

  2. В чем заключается позитивное влияние отрицательных эмоций на дальнейшее развитие человека?

  3. Каковы причины профессиональных стрессов?

  4. Специалисты каких профессий, по вашему мнению, наиболее подвержены «эмоциональному выгоранию»?

  5. В чем заключается роль «поисковой активности» в процессе преодоления человеком стрессового состояния?

Литература: Б-2, О-1, Д-3.

Задание 1 (групповая форма работы).

- Составьте список профилактических мер по предупреждению стрессовых ситуаций в организации, способные лечь в основу некоего «Антистрессового руководства». Первая группа будет составлять антистрессовое руководство для руководителей организации, вторая группа – для ее сотрудников.



Задание 2 (индивидуальная форма работы).

- Проанализируйте с точки зрения создания благоприятных (антистрессовых) условий на рабочем месте:

а) систему расстановки мебели в офисе с использованием стеклянных перегородок;

б) установку на выходе с предприятия резиновой куклы с изображением начальника;

в) организацию комнат послеобеденного отдыха с условиями для кратковременного сна сотрудников.

Темы для рефератов:

1. Развитие представлений о стрессе и его влиянии на психическое здоровье человека.

2. Влияние самооценки личности на степень ее стрессоустойчивости.

3. Виды профессиональных стрессов и методы их предупреждения.


2.4. Межличностный конфликт: функции, динамика, основные составляющие.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:



1. Понятие, периоды, уровни межличностного конфликта.

2. Причины и структура межличностного конфликта.

3. Виды и профилактика межличностных конфликтов в организации.

Вопросы и задания для контроля:



  1. Можно ли избежать межличностных конфликтов в социальной действительности?

  2. Охарактеризуйте конструктивную и деструктивную функцию межличностного конфликта.

  3. Назовите виды межличностных конфликтов в организации и их причины.

  4. Есть ли взаимосвязь между личностными особенностями и вероятностью возникновения межличностного конфликта? Приведите примеры.

Литература: Б-1, О-1, Д-1.

Задание 3 (индивидуальная форма работы) «Лототрон».

- Сейчас вы будете по–одному вынимать бумажки из лототрона с названием типа личностных особенностей. Вы должны объяснить, какие черты этого типа могут вызвать межличностный конфликт и почему.



Задание 2 (индивидуальная форма работы). Методика «Шесть шляп» Э. де Боно.

- Сейчас мы с вами будем обсуждать проблемные ситуации необычным способом. Вам предлагается выбрать среди вас шесть аналитиков, каждый из которых будет выполнять свою роль.

Итак, тот, кто будет выполнять роль белой шляпы, будет приводить факты, подтверждающие наличие конфликта. Тот, кто будет выполнять роль красной шляпы, будет формулировать эмоции каждой из сторон-участниц конфликта. «Обладатель» зеленой шляпы будет предлагать действия, которые можно предпринять для ее благополучного разрешения. «Желтая» и «черная шляпы» - рецензенты, при этом желтая шляпа будет выделять положительные стороны предложенных действий, а черная – отрицательных. «Синяя шляпа» будет подводить итог всему сказанному.



Темы для рефератов:

  1. Сравнительный анализ трудового и инновационного типов конфликтов в организации.

  2. Влияние личностных особенностей на вероятность возникновения конфликтов.

  3. Типы межличностных конфликтов, возникающих в процессе обучения.


2.5. Межгрупповой конфликт. Его особенности, причины и механизм возникновения.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:



  1. Влияние, которое оказывает группа на личность человека.

  2. Причины и механизмы возникновения межгрупповых конфликтов.

  3. Межгосударственный конфликт как одна из разновидностей межгруппового конфликта.

Вопросы и задания для контроля:



  1. Дайте определение понятия «социальная группа».

  2. В чем состоит специфика межгрупповых конфликтов?

  3. Охарактеризуйте объект межгрупповых конфликтов?

  4. Почему многие специалисты считают процесс возникновения межгрупповых конфликтов неизбежным?

  5. Перечислите основные типы межгрупповых конфликтов.

Литература: Б-1, О-2, Д-2.

Задание 1 (индивидуальная форма работы) «Матрица идей».

- Сегодня мы познакомимся с еще одним способом анализа проблемных ситуаций. Называется он «Матрица идей». Предложенные вами варианты разрешения конфликтных ситуаций мы будем оценивать по определенным критериям. Данные критерии вы также будете придумывать сами. Каждый вариант оценивается из расчета 5 баллов. Вариант, набравший максимальное количество баллов и будет признан самым удачным.

Пример конфликтной ситуации: «нефтяной» конфликт России и Украины.

Задание 2 (индивидуальная форма работы).

В книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996) американский политолог С. Хантингтон пишет: «Люди с разной идеологией, но одной культурой, объединяются, как это произошло с двумя Германиями и начинает происходить с двумя Кореями и Китаями. Общества, объединенные идеологией или историческими обстоятельствами, но разделенные цивилизациями, либо распадаются, как в Советском Союзе, Югославии и Боснии, либо живут в условиях все большего и большего напряжения, как в Украине, Нигерии, Судане, Индии, Шри-Ланке и многих других государствах. Страны, имеющие общие культурные корни, сотрудничают друг с другом в экономической и политической областях. Международные организации, состоящие из государств, имеющих много общего в сфере культуры, такие, как Европейский Союз, развиваются гораздо более успешно, чем те, что пытаются игнорировать культурные факторы. На протяжении 45 лет главной демаркационной линией в Европе служил железный занавес. Эта линия сдвинулась на несколько тысяч километров к востоку. Сейчас главная граница проходит по линии, отделяющей народы, которые представляют западно-христианскую традицию, от мусульман и православных».

1. Прокомментируйте рассуждения С. Хантингтона.

2. Согласны ли вы с ними? Какие исторические факты их подтверждают, а какие — им противоречат?

3. Насколько оправдан прогноз американского политолога?

Задание 3 (индивидуальная форма работы).

Знаменитый арабский философ XIV в. Ибн-Хальдун остроумно определял государство как институт, пресекающий любую несправедливость, кроме той, которую творит оно само.

1. Сохранило ли это определение свою актуальность и сегодня?

2. Как проявляются в современном мире конфликты государства и общества?

3. Какие существуют способы их предотвращения?

Темы рефератов:


  1. Влияние групповых ценностей на ценностные ориентации личности.

  2. Причины и профилактика межнациональных конфликтов.

  3. Изучение потребностей членов музыкальных фан-клубов.


Раздел 3. Управление конфликтами

3.1 Предупреждение возникновения конфликтов. Способы эффективного предупреждения конфликтов.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:



  1. Социально-психологические методы профилактики конфликтов.

  2. Юмор как средство предотвращения возникновения конфликтной ситуации.

  3. Использование норм деловой этики в предотвращении конфликтных ситуаций.

Вопросы и задания для контроля:



  1. Назовите отличительные признаки «зрелых» и «незрелых» коллективов.

  2. В чем состоит трудность предупреждения конфликтов?

  3. Правила эффективного администрирования.

Литература: Б-2, О-1, Д-1.


Задание 1 (групповая форма работы).

- Разделившись на группы, придумайте этический кодекс, способный предотвратить возникновение конфликтных ситуаций. Первая команда будет думать над положениями для руководства компании, а вторая группа – для сотрудников.



Задание 2 (групповая форма работы).

- Придумайте шутки, которые помогут вам избежать конфликтной ситуации.

Ситуация 1. Вы аудитор, проверявший организацию. К вам на прием приходит генеральный директор этой организации, возмущенный результатами проверки (во время проверки он был в отъезде и его функции во время аудиторской проверки выполнял его заместитель).

Ситуация 2. Руководитель предприятия «выговаривает» вам, одному из специалистов кадровой службы, за неправильно выполненный годовой отчет, забывая в запальчивости, что вы лишь один из тех, кому поручено было этот сделать.



Темы для рефератов:

1. Юмор как метод профилактики конфликтов.

2. Зависимость уровня конфликтности группы от степени ее сплоченности.

3. Влияние наличия в группе конфликтных личностей на частоту возникновения в ней конфликтных ситуаций.



3.2 Роль руководителя в управлении конфликтами. Основы психологии переговорного процесса.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:

  1. Определите роль руководителя в управлении конфликтами.

  2. В чем суть переговорного процесса как формы регулирования конфликта.

  3. В чем состоят основы психологии переговорного процесса в условиях конфликта.

Литература: Б-2, О-1, Д-3.
Темы для рефератов:

  1. Стили ведения переговоров.

  2. Культурные различия в процессе переговоров.

  3. Выигрыш и проигрыш как формы завершения конфликта.



III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения дисциплины «Конфликтология» используются следующие образовательные технологии:


А. Стандартные методы обучения:

  • лекции-презентации;

  • семинары;

  • письменные или устные домашние задания;

  • компьютерные занятия;

  • самостоятельная работа студентов;

  • консультации преподавателей;

Б. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:



  • интерактивные лекции;

  • семинары-презентации;

  • обсуждение подготовленных студентами эссе,

  • круглые столы,

  • дискуссии;

  • анализ проблемных ситуаций;

  • деловая игра.

При проведении лекционных занятий преобладает метод проблемного изложения учебного материала.


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




4.1. Рекомендуемая литература


№п/п

Наименование

Выходные данные

Информация по ИБЦ

Количество экземпляров на кафедре (в лаборатории)

Показатель обеспеченности студентов литературой1

количество экз (печ)

наличие в ЭБС

1

2

3

4

5

6

7

базовые учебники

 

 

 

 

 

1.

Конфликтология: Учебник

А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин и др.; Под ред. А.Я. Кибанова; Гос. Универ. Управл. - 2-e изд., перераб. и доп. -М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 301 с.

-

50

-

Х

2.

Конфликтология: Учеб. для вузов

/ А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.-СПб.: Питер, 2008.-496 с.

2

-

-

Х

3.

Конфликтология: Учеб. пособие

/ Е.А. Земедлина. - 2-e изд. -М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 141 с.

-

50

-

Х

основная литература

 

 

 

 

 

1.

Конфликтология

[Электронный ресурс]: Учебник / М. Ю. Зеленков. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с.

 -

 50

-

Х

 2.

 

Конфликтология: Учебник



 / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-, 2014. - 304 с.



50

 -

Х

3.

Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник

/ О. З. Муштук, А. Ю. Деев, О. С. Которова и др.; под общ. ред. О. З. Муштука. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: МФПА, 2011. - 320 с.

-

50

-

Х

дополнительная литература

 

 

 

 

 

 1.

Основы конфликтологии: Учебник

/ Г.И. Козырев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-, 2014. - 240 с.



30

 -

Х

2.

Психология конфликта

[Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. П. Егидес. -М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.

-

30

-

Х

3.

Социально-философский анализ конфликта

[Электронный ресурс]: монография-Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 124 с.

-

30

-

Х



4.1.4. Рекомендуемые интернет-ресурсы:
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии на Академике.

http://znanium. com/ ЭБС.


4.2. Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые

при изучении дисциплины

Не используются.


4.3. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисциплина «Конфликтология» обеспечена базовыми учебниками, заданиями для самостоятельной работы в виде проблемных ситуаций, тестов.



V. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА



5.1. Тематика курсовых работ
Курсовая работа по дисциплине «Конфликтология» согласно учебному плану не предусмотрена.

5.2. Вопросы к зачету
1. История развития представлений о причинах и природе социальных конфликтов в трудах философов Древнего мира.

2. Предмет и объект конфликтологии.

3. Трактовка необходимости социальных конфликтов в точки зрения средневековых теологов.

4. Методы исследований в конфликтологии.

5. Причины социальных конфликтов в изложении философов Нового времени и социологов Новейшего времени.

6. Понятие, сущность конфликта.6.Процессуально-динамический метод конфликтологии. Его достоинства и недостатки.

7. Современные концепции конфликта в работах зарубежных и отечественных социологов и психологов.

8. Прогностический метод в конфликтологии. Особенности его использования.

9. Объективные элементы конфликта (объект конфликта, участники конфликта, среда конфликта).

10.Субъективные элементы конфликта (тип темперамента и характер личности, установки и мотивы, манера поведения, этические ценности).

11. Деструктивные функции конфликта.

12. Конструктивные функции конфликта

13. Анализ различий между инцидентом и причиной конфликта.

14. Проблема классификации конфликтов. Классификация конфликтов по сферам жизнедеятельности людей и по направленности воздействия и распределения полномочий.

15. Классификация конфликтов на основании выделения сторон конфликта.

16. Влияние личностных особенностей на возникновение и разрешение конфликтных ситуаций.

17. Различные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Оценка положительных и отрицательных сторон каждой из них.

18. Пять основных тактик поведения в конфликтных ситуациях.

19. Понятие внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт в трудах психологов (З.Фрейд, К.Роджерс, А.Маслоу, В.Франкл, А.Н.Леонтьев).

20. Внешние причины внутриличностных конфликтов.

21. Внутренние причины внутриличностных конфликтов, их последствия.

22. Концепция стресса Г. Селье.

23. Понятие «стресс» и «дистресс» их отличие друг от друга.

24. Физиологический смысл оборонительной реакции организма против неблагоприятных факторов.

25. Профилактические меры, предпринимаемые организацией для снижения влияния стрессогенных факторов.

26. Теории стрессоустойчивости (концепция «поисковой активности» В.С.Ротенберга, В.В.Аршавского, концепция «фикционного финализма» А.Адлера).

27.Понятие межличностного конфликта. Его основные составляющие.

28.Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта.

29. Динамика развития межличностного конфликта по Д.Дэна

30. Методы разрешения межличностных конфликтов.

31. Понятие «управление конфликтом».

32. Виды, способы управления и разрешения конфликтов в организации.

33. Понятие и специфика межгрупповых конфликтов.

34. Виды межгрупповых конфликтов.

35. Два механизма возникновения межгрупповых конфликтов – их достоинства и недостатки.

36. Процесс формирования социальной группы. Влияние, которое группа оказывает на образ мыслей и поведение человека.

37. Понятие «социальная потребность». Ее место в структуре потребностей человека и механизм формирования.

38. Характеристика социально-психологических методов профилактики конфликтов.

39. Современный менеджмент как средство профилактики конфликтов: правила эффективного администрирования.

40. Использование норм деловой этики в предотвращении конфликтных ситуаций.

41. Юмор как средство профилактики конфликтной ситуации.

42. Достоинства и недостатки четырех основных тактик улаживания конфликта

43. Повышение уровня зрелости коллектива как важный фактор снижения его конфликтности.

44. Общая теория конфликтного взаимодействия Б. К. Боулдинга

45. Позитивная роль отрицательных эмоций в борьбе организма с неблагоприятными факторами.

46. Периоды развития межличностного конфликта по А.В.Анцупову и А.И. Шипилову

47. Организационно-личностные стрессогенные факторы выделенные В. Зигерт и Л. Ланг

48. Организационные факторы, способные вызвать стресс у работников.

49. Профилактика внутриличностных конфликтов.

50. Своевременная коррекция иррациональных убеждений как способ снизить негативное влияние нереализованной стрессовой реакции на организм человека.

51. Механизмы психологической защиты личности от внутриличностного конфликта.

52. Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.

53. Понятие организационной культуры на макроуровне и микроуровне.

54. Поверхностный, внутренний и глубинный уровни организационной культуры по Э.Шейн.

55. Методы внедрения и поддержания организационной культуры.

56. Десять содержательных характеристик организационной культуры по Ф.Харрис и Р.Моран

57. Ролевое моделирование как способ демонстрации менеджером неконфликтных форм поведения сотрудникам.

58. Организационная культура как средство предупреждения конфликтов в организации.

59. Понятие и история возникновения корпоративной культуры как способа профилактики межличностных конфликтов.

60. Сравнительная характеристика структурно-функционального и процессуально-динамического методов конфликтологии.




    1. Тесты для контроля знаний.

Варианты тестовых заданий представлены в ФОСах по дисциплине «Конфликтология».



VI.Тематический план изучения дисциплины «Конфликтология»

направление подготовки 080100.62 ЭКОНОМИКА


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа (формы, часы)

Интерактивные формы обучения

Формы текущего контроля




Лекции

Семинарские занятия

Всего










Раздел 1. Введение в конфликтологию

1.1.

Предмет, объект и методы исследований в конфликтологии. Процесс становления конфликтологии как науки.

4

4

8

Работа с литературой

Б-1, 0-1.



8

Интерактивная

лекция


4-БУ, 2-ЭПиО,

2 -ФК

Тестирование

1.2.

Понятие, сущность объективные и субъективные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта, его функции и динамика развития.

2

4

6

Работа с литературой

Б-1, О-2.

6

Семинар-презентация

4-БУ. 1-ЭПиО,

2 -ФК

Письменное домашнее задание





Раздел 2. Общая теория конфликта

2.1.

Классификации конфликтов. Различные стратегии и тактики поведения в конфликтных ситуациях.

2

4

6

Работа с литературой

Б-3, О-2, Д-2.



6

Анализ

проблемных ситуаций



2-БУ, 1-ЭПиО,

2 -ФК

Подготовка докладов

2.2.

Внутриличностный конфликт: понятие, виды, причины и последствия. Предупреждение внутриличностных конфликтов.


2

2

4

Работа с литературой

Б-3, О-2, Д-2.

4

Круглый стол

4-БУ, 2-ЭПиО,

2 -ФК

Микроконтрольная работа.


2.3.

Понятие, виды и теории стресса. Стрессоустойчивость как один из способов предупреждения конфликтов.

2

4

6

Работа с литературой

Б-2, О-1, Д-3.

6

Обсуждение подготовленных студентами докладов, рерфератов

2-БУ. 1-ЭПиО,

2 -ФК

Доклады,

рефераты




2.4

Межличностный конфликт: функции, динамика, основные составляющие.


2

4

6

Работа с литературой

Б-1, О-1, Д-1.

6




Тестирование

2.5.

Межгрупповой конфликт. Его особенности, причины и механизм возникновения.


2

2

4

Работа с литературой

Б-1, О-2, Д-2. 4

Анализ

проблемных ситуаций



2-БУ. 1-ЭПиО,

2 -ФК




Раздел 3. Управление конфликтами

3.1.

Предупреждение возникновения конфликтов. Способы эффективного предупреждения конфликтов.


2

6

8

Работа с литературой

Б-2, О-1, Д-1. 8

Дискуссия

2-БУ, 1-ЭПиО,

2 -ФК

Подготовка докладов


3.2

Роль руководителя в управлении конфликтами. Основы психологии переговорного процесса.

2

4

6

Работа с литературой

Б-2, О-1, Д-2. 6

Обсуждение подготовленных студентами эссе

4-БУ, 1-ЭПиО,

2 -ФК

Подготовка эссе

Итого: 108

20

34

54

54

БУ-24

ЭПиО- 10,

ФК- 16

Зачет



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Формирование балльной оценки по дисциплине «Конфликтология»
В соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» распределение баллов, формирующих рейтинговую оценку работы студента, осуществляется следующим образом:


Виды работ

Максимальное количество баллов

Посещаемость

20

Текущий и рубежный контроль

20

Творческий рейтинг

20

Промежуточная аттестация (экзамен/ зачет)

40

ИТОГО

100




  1. Посещаемость

В соответствии с утвержденным рабочим учебным планом по направлению 080100. 62 «Экономика» для всех профилей подготовки бакалавров по дисциплине «Конфликтология» предусмотрено:

10 пар лекционных и 17 пар практических занятий. За посещение 1 пары занятий студент набирает 0,74 балла.


  1. Текущий, рубежный контроль

Расчет баллов по результатам текущего и рубежного контроля:




Форма контроля

Наименование раздела/ темы, выносимых на контроль

Форма проведения контроля (тест, контр. работа и др. виды контроля в соответствии с Положением)

Количество баллов, максимально

1. Текущий контроль


2.Рубежный контроль



Понятие, сущность объективные и субъективные элементы конфликта. Причины возникновения конфликта, его функции и динамика развития.


Тестирование

6

Понятие, виды и теории стресса. Стрессоустойчивость как один из способов предупреждения конфликтов.

Тестирование

6

Предупреждение возникновения конфликтов. Способы эффективного предупреждения конфликтов.


Тестирование

8


Всего







20



1




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка