И. И. Тюрменко к вопросу об изучении дисциплины «история депроизводства» в национальном авиционном университете



Скачати 135.85 Kb.
Дата конвертації27.04.2016
Розмір135.85 Kb.
И. И. Тюрменко

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ДЕПРОИЗВОДСТВА» В НАЦИОНАЛЬНОМ АВИЦИОННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (КИЕВ, УКРАИНА)

В работе рассматриваются актуальные вопросы преподавания дисциплины «История делопроизводства», которая читается для студентов специальности «Документоведение и информационная деятельность» образовательно-квалификационного уровня подготовки «Бакалавр» в Национальном авиационном университете. Указывается важность изучения этой дисциплины, особенно ее научной составляющей, для формирования понимания форм развития управленческого документа с древнейших времен до современности и его связи с системой государственной власти. Особое внимание уделяется актовому делопроизводству, которое было распространено в украинских землях в XV–XVIIІ вв.

Ключевые слова: история делопроизводства, актовое делопроизводство, делопроизводство магистратов, судебных, полковых органов власти в XV–XVIIІ вв.

Подготовка современного документоведа требует не только профессиональных знаний, но и понимания эволюции документа в изменчивости его форм и непрерывности существования, в его тесной связи с процессом управления и органами государственной власти, в его вездесущности, а зачастую и его бюрократической властности. На формирование целостного понимания документа как культурно-исторической памятки и как управленческого, юридического, образовательного, коммуникативно-информационного материального объекта, направлены дисциплины «Историческое документоведение» и «История делопроизводства», которые читаются в Национальном авиационном университете (Киев, Украина) для специальности «Документоведение и информационная деятельность». Эти дисциплины входят в бакалаврский образовательно-квалификационный уровень подготовки.

Следует отметить, что сегодня эти учебные курсы остаются недостаточно разработанными как в научном, так и методическом аспектах. Не во всех высших учебных заведениях Украины, где ведется подготовка документоведов, данные дисциплины включены в учебные планы. Возможно, это связано с практической направленностью специальности, что и выдвигает на первый план дисциплины, формирующие профессиональные компетенции, умения и навыки. Однако, универсальность специальности документоведа, возможность ее применения в разных сферах общественной деятельности, требует и универсальности подготовки специалистов.

Изучение истории непосредственно украинского делопроизводства началось сравнительно недавно. Исследования, посвященные отельным аспектам этой проблематики, ведутся такими украинскими учеными как Бездрапко В. (эволюция управленческого документа)1; Геращук Т. (документационное обеспечение дворянских депутатских собраний)2; Коник Ю. (архивы и документация межевых служб)3; Кондратюк Ю.4 (процессы церковного делопроизводства); Лемиш Н. (делопроизводство в губернских учреждениях ХІХ в.)5; Палеха Ю. (общие вопросы делопроизводства и его истории)6; Свердлик З. (делопроизводство в Киевской городской Думе и Управе)7; Сокур Л. (организация делопроизводства в 1917–1920 гг.)8; Шандра В. (делопроизводство в генерал-губернаторствах на территории украинских земель)9. Однако целостное освещение истории делопроизводства в Украине пока что представлено учебным пособием Пелехи Ю. и Лемиш Н. Отсутствие достаточного количества учебной литературы с одной стороны усложняет учебный процесс, а другой – способствует самостоятельной работе студентов, как с первоисточниками, так и современными научными разработками.

Учебный курс предусматривает изучение управленческого документа на разных этапах развития общества: начиная с древнейших времен и заканчивая актуальными проблемами современного делопроизводства. Следует отметить, что не все темы истории украинского делопроизводства разработаны в одинаковой степени равномерно. В частности, актовое делопроизводство, которое развивалось в XV–XVIII вв., когда украинские земли входили в состав Великого Княжества Литовского, а потом Речи Посполитой, практически остается еще недостаточно исследованным в научной литературе и представленным в учебных пособиях. Поэтому в данной работе уделяется внимание именно этим вопросам.

С XІV века в обиход вошли метрические книги, которые способствовали развитию актового делопроизводства. Актовые книги служили для записи разного рода делопроизводственных процессов. Они подтверждали или наделяли правами громады средневековых городов, служили доказательством правонаследования, купли-продажи, завещаний, имущественных соглашений, споров, претензий, допросов свидетелей, других прав или действий. Актовые книги были формой делопроизводства в великокняжеской и коронной канцеляриях, в местных органах власти.

Уникальным источником актового делопроизводства являются замковые книги, которые начали активно распространяться в украинских землях с XVI в. Литовский Статут 1529 г. фиксировал их как вошедшую в обиход практику. Интерес представляет Луцкая замковая книга 1560–1561 гг., подготовленная к изданию в 2013 г. В. Мойсиенком и В. Полищуком10. Она уникальна тем, что дает представление о ранних формах актового делопроизводства, совмещавшее судебно-административные и нотариальные виды документации, которые были разделы позже, в соответствии с нормами Литовского Статута 1566 г. В Луцкой книге документировались процессы правонаследования и правонарушений. Работая с текстами Луцкой замковой книги, студенты должны уметь определять пять разновидностей записей, зафиксированных в книге, а также описать структуру формуляра предложенных документов.

Одной из форм актового делопроизводства были великокняжеские и коронные грамоты на предоставление магдебургского права громадам городов. Такое право имели города Правобережной, Левобережной и Слободской Украины. Магдебургское право получили города Батурин, Глухов, Львов, Луцк, Киев, Нежин, Переяслав-Хмельницкий, Полтава, Умань, Харьков, Чернигов и др. Студентам предлагается выяснить делопроизводственные особенности составления грамот на получение магдебургского права на примере текста грамоты короля польского и великого князя Литовского Стефана Батория для города Луцка. Отметим, первая грамота была дарована городу в 1432 г. польским королем Владиславом (Ягайлом). Расширенные привилегии, которые распространялась на всех мещан города, были вручены городу в 1497 г. великим князем литовским Александром. Король Стефан Баторий грамотой 1576 г. подтвердил предыдущие права и вольности Луцка. На примере грамоты Стефана Батория студенты должны определить ее структуру, применяя методику А. Бортниковой, которая опиралась на методические рекомендации С. Каштанова и А. Хорошкевич11. В частности, ставится задание выявить структурные части документа: вступление, состоящее из авторского определения, адресата, обращения к адресату; основную часть (текст), в котором необходимо выделить цель составления документа, изложение обстоятельств дела, распоряжение по существу дела, запрещение нарушать принятые решения; конечный протокол зафиксированный печатью, местом, именем составителя (писарь), подписью12.

В делопроизводственных процессах местных органов власти широко использовались актовые книги магистратов, в которых записывались их заседания, а также решения судебно-административных органов магистратской власти. В актовые книги вписывались и распоряжения гродских, земских, подкоморских судов. Книги в разных структурах государственной и местных органов власти велись на латыни, немецком, польском и староукраинском языках. Вначале они писались на черновиках (протоколах), а лишь потом оформлялись в чистовом виде – индуктах.

В Центральном государственном историческом архиве Украины, г. Львов хранятся уникальные коллекции актовых книг магистратских городов, таких как: Бабичев, Белз, Броды, Городок, Дрогобыч, Золочев, Жидачев, Жовква, Коломыя, Краковец, Кукизов, Львов, Маркополь, Мостыськ, Самбор, Стрый и др. Актовые книги являются свидетельством жизни городских громад, которые получали привилегии на проведение ярмарок, владение землями, лугами, грунтами, лесами. В них также записывались права и привилегии цеховых организаций городов. В этой связи значительный интерес представляет цеховая книга стрыйских портных, которая велась более 200 лет (1565–1779 гг.). В ней зафиксированы фамилии членов цеха, конфликты, успешные сделки и др.13 Ценными документами актового делопроизводства являются книги протоколов и индуктов войтовских лавских судов магистратов.

Одна из старейших индуктов г. Самбора датируется 1629 г. При изучении делопроизводства этого периода студентам предлагаются фрагменты записей в актовых книгах – индуктах и протоколах войтовских лавских судов магистрата г. Самбора. Студентам ставится задача выявить изменения в ведении делопроизводственных процессов на протяжении 1629–1881 гг. Ознакомление с записями разных годов позволяет уяснить содержание, стиль написания и оформления актовых записей, особенности ведения «чернового» делопроизводства – протоколов. Документы также дают информацию о писарях, адвокатах, нотариусах, причастных к делопроизводственным процессам, позволяют выяснить генеалогию родов, проживавших в Самборе.

Свои особенности имело ведение делопроизводственных процессов и в полковых канцеляриях Гетманщины второй половины XVII–XVIII вв. Так, актовое делопроизводство продолжало существовать в магистратских городах Гетманщины с тем отличием, что в формуляр книг начала вноситься информация о положении мещанства, которая не прослеживалась в записях предыдущих периодов. В ратушных городах наблюдалось слияние ратушной и сотенной канцелярий в управлении гражданскими делами (военные вопросы оставались прерогативой сотенных канцелярий). В полковых городах, где одновременно функционировала магистратская и полковая администрация, делопроизводство фиксирует раздельное ведение документации, о чем свидетельствует переписка между этими органами власти. Однако некоторые магистраты (как в частности, магистрат г. Козельца Киевского полка) под давлением полковой администрации, подчиняясь последней, прекращают ведение актового делопроизводства. Такие тенденции начали проявляться с 70-х гг. XVII в.14.

При изучении дисциплины значительное внимание уделяется персонификации делопроизводственных процессов. Особым интересом у студентов пользуется информация о писарях и персонале канцелярий, т.к. многим из выпускников в будущем предстоит работать в отделах документационного обеспечения управления, отделах кадров. Профессиональные и этические качества служащих канцелярий в прошлом являются основой для сравнительных характеристик образа деловода и системы работы документационных служб в прошлом и в наши дни.

Канцелярия XVI–XVIII вв. имела сложную внутреннюю структуру. Ее эффективной работе способствовала работа канцелярских служащих, среди которых главное место принадлежало писарю города, рады, лавы. О писарях сохранилась более-менее полная информация, их имя записывалось во все актовые документы того времени. Однако о его помощниках (помощниках писаря, подписках, канцеляристах) известно очень мало, хотя именно на них лежала ответственность за подготовку документов. Должности персонала канцелярий назывались в соответствии с местными особенностями. Так, в Черниговском магистрате писарю подчинялись канцеляристы, подканцеляристы и копиисты15. В канцелярии Киевского магистрата кроме писаря и подписка существовала должность регента, обязанностью которого было сверять правильность выписок, копий из ратушных книг16.

Образ писаря довольно стандартный. Это человек среднего класса, как правило, из мещан, который часто имел лишь титул и определенный уровень юридических знаний, но в тоже время был умелым в письме и оформлении актовой документации. Текучесть кадров также была характерна для служащих канцелярий. Стабильной зарплата была только у писарей. Его помощники имели значительно низшую зарплату и старались найти дополнительные источники доходов: доставляли письма адресатам, изготавливали пломбы, делали выписки. Нередко канцелярия была местом постоянного жилища служащего и одновременной охраны им архива канцелярии, как это было, в частности, в канцелярии города Львова17.

Не было исключением и проявление в актовых записях юмористического таланта писарей. Юмор и пародии прослеживаются в текстах актовых книг Житомирской и Луцкой замковых канцелярий XVII в. Такие «вольности» спрятаны под заголовками судебных записей «протестация», «оповедание», «акт», «зиск». Начиная с XVIII в., юмористическое или пародийное творчество канцеляристов начинает приобретать сатирический оттенок18. Для проведения сравнительного анализа и выявления канцелярских «вольностей» студентам предлагаются тексты с вкрапленными пародиями и тексты оригинальных актовых записей. Работа с такими документами позволяет отработать метод критического анализа, сформировать понимание стиля делового документа, внутренней структуры делопроизводственной документации, умение отличить достоверные факты от вымышленных.

В тоже время, в судебной канцелярской практике нередко встречались халатность, некомпетентность, злоупотребление своим служебным положением и даже подлог документов. Такие факты зафиксированы, в частности, в деятельности писарей, подписков и канцеляристов Белзского, Перемышельского, Теребовлянского и др. гродских судебных учреждений19. Но, несмотря на такие факты, писари достаточно ответственно относились к своим обязанностям, показывая образцы готического и кириллического письма.

Таким образом, в преподавании дисциплины «История делопроизводства» можно выделить ряд проблем, которые требуют решения. Среди них: введение данного курса в учебные планы вузов, где ведется подготовка специалистов по специальности «Документоведение и информационная деятельность»; более глубокое изучение вопросов актового делопроизводства, которое остается фрагментарно представленным в учебных пособиях; подготовка учебной литературы, в том числе и хрестоматий первоисточников как нормативной составляющей дисциплины «История делопроизводства».



Примечания

1 Бездрабко В.В. Документознавство в Україні: інституціоналізація та сучасний розвиток. Київський національний ун-т ім. Тараса Шевченка. К.: Четверта хвиля, 2009. – 720 с.

2 Геращук Т. Організація роботи з документами у дворянських депутатських зібраннях в Україні (кінець XVIII – початок ХІХ ст.) // Студії з архівної справи та документознавства. К., 2011. Т. 19, кн. 2. С. 38–46.

3 Коник Ю. Планово-звітна документація губернської межової служби півдня України в останній третині XVIII – першій третині ХІХ ст. // Студії з архівної справи та документознавства. К., 2010. Т. 18, С. 105–111.

4 Кондратюк Ю. Церковнопарафіяльне діловодство Волинської єпархії кінця ХVIII – початку ХХ століть: монографія. Житомир: ЖДТУ, 2010. 210 с.

5 Леміш Н. Організація діловодства в органах державної влади Чернігівської губернії першої половини ХІХ ст. К.: ДІЯ, 2013. 195 с.

6 Палеха Ю, Леміш Н. Історія діловодства (документознавчий аспект): нав. посібник. К.: Видавництво Ліра–К, 2011. 328 с.

7 Свердлик З.М. Порядок проведення засідань органів міського самоврядування кінця ХІХ–початку ХХ ст. (на прикладі Київської міської думи) // Бібліотекознавство. Документознавство. Інформологія. К. : Червень, 2014. № 2.  С. 48–53.

8 Сокур Л. Державотворення в період визвольних змагань початку ХХ ст.. через призму державної політики у сфері діловодства // Вісник Черкаського університету : Серія історичні науки. 2010. Вип. 182. С. 89–92; Ее же. Інформаційно-документальне забезпечення органів державної влади періоду Директорії УНР у контексті процесів державотворення // Волинські історичні записки. 2010. Т. 5. С. 130–138; Ее же. Пріоритети державної політики України у сфері діловодства за доби Центральної Ради // Вісник Черкаського університету: Серія історичні науки. 2010. Вип. 192. С. 60–65.

9 Шандра В. Адміністративні установи Правобережної України кінця XVIII – початку XX ст. в російському законодавстві: джерелознавчий аналітичний огляд. К., [б.в.], 1998. 75 с.; Ее же. Генерал-губернаторства в Україні: ХІХ – початок ХХ ст. К., [б.в.], 2005. 428 с.; Ее же. Київське генерал-губернаторство (1832–1914): Історія створення та діяльності, архівний комплекс і його інформативний потенціал. К., [б.в.], 1999. 142 с.; Малоросійське генерал-губернаторство, 1802-1856: функції, структура, архів. К., [б.в.], 2001. 355 с.

10 Луцька замкова книга 1560–1561 рр./ Підготовали до видання В. М. Мойсієнко, В. В. Поліщук. Луцьк, 2013. 736 с.

11 Бортнікова А. Грамоти на магдебурзьке право місту Луцьку XV–XVI ст.// Пам’ятки: археографічний щорічник. К.: Укрдежархів, УНДІАСД., 2010. Т.11. С. 3–21.

12 Там же. С. 7.

13 Центральный государственный исторический архив Украины, г. Львов. Ф. 122. Оп. 1. Д. 2.

14 Швидько Г.К. Органи міського самоврядування Гетьманщини та особливості документації їх канцелярій [Электорнный ресурс] // Наукові праці історичного факультету Запорізького національного університету. Наукове періодичне видання. Запоріжжя: Тандем-У, 1999. Вип.7. С.19–23. URL: http://istznu.org/page/issues/7/394.ukr.html (дата обращения 6.01.2015).

15 Доманова Г.С. Чернігівський магістрат: статус, структура та основні напрями діяльності (друга половина XVII-XVIII ст.): Автореф. дис... канд. іст. наук. Чернігів, 2007. С. 15.
16 Белоус Н.О. Київський магістрат ХVІ – першої половини XVII ст.: організація та юрисдикція): Автореф. дис... канд. іст. наук. К., 2003. С.11.

17 Петришак Б.І. Допоміжний персонал канцелярії міста Львова XIV–XVI вв. [Электронный ресурс]. URL: http://www.archives.gov.ua/Publicat/AU/AU_4_5_2014/19.pdf (дата обращения : 12.01.2015)

18 Яковенко Н. Жарти і пародії в актових книгах Житомира і Луцька першої половини XVII ст. // Український археографічний щорічник. Нова серія. – Вип. 2. Т. 5. К.: Наукова Думка, 1993. С. 161–176. Режим доступу: http://archeos.org.ua/wp-content/uploads/2013/05/uashch-1993-v2.pdf.

19 Юрченко В. Історія функціонування і організація діловодства ґродських установ Галичини у ХV – ХVІІІ ст. // Бібліотекознавство. Документознавство. Інформологія. – 2014. №3.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка