I. цель и задачи дисциплины



Скачати 443.48 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації12.04.2016
Розмір443.48 Kb.
  1   2   3
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса - формирование системы представлений о структуре экстремальных и критических ситуаций, о психологических механизмах, обеспечивающих безопасность поведения субъекта в жизнедеятельностном пространстве, методах психологической экспертизы и профилактических мероприятиях.

Задачи курса:

- формирование научных представлений о предмете и объекте экстремальных и критических ситуаций;

- построение типологии экстремальных и критических ситуаций;

- определение взаимосвязи экстремальной психологии с другими ветвями психологии;

- различение субъективных и объективных факторов опасности;

- обоснование необходимости организации системы активной профилактики экстремальных и критических ситуаций;

- информирование о способах оказания психологической помощи жертвам экстремальных ситуаций;

- освоение методов психологической экспертизы происшествий и инцидентов в социотехнической системе, позволяющих выявить роль человеческого фактора.



II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как «Философия», «Социология», «Общая психология», «Психофизиология», «Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение в профессию», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Психология труда» и др.


III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций (ОК) - способности и готовности к:

- использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

- восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7).

Студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями в практической деятельности - способностью и готовностью к:

- реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5).

В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:


  • отечественные и зарубежные теории жертвы;

  • основные систематизации стрессогенных факторов и ситуаций;

  • этапы развития психологического жертвы;

  • основные формы и этапы развития расстройств, связанных со стрессом и кризисными состояниями;

  • субсиндромы жертвы: вегетативный, эмоционально-поведенческий, когнитивный и социально-психологический;

  • особенности профилактики воздействия стрессовых факторов;

  • методики проведения диагностики стрессовых состояний;

  • методики снятия стрессового напряжения;

  • специфику проведения психологического консультирования людей, переживающих кризисные состояния;

  • основные направления психокоррекции и психотерапии при работе с расстройствами, вызванными воздействиями жертвы.



Уметь:

  • оценивать роль психологических и социальных факторов в происхождении и развитии расстройств, связанных со стрессом;

  • применять методы психодиагностики стрессоустойчивости личности;

  • планировать и реализовывать профилактические и реабилитационные мероприятия в стрессовых ситуациях;

  • использовать основные техники и методы коррекции воздействия жертвы;

  • обосновывать необходимость применения психологических воздействий с целью формирования оптимального функционального состояния человека;

  • реализовывать освоенные в рамках дисциплины прикладные программы управления стрессом.


Владеть:

  • базовыми понятиями дисциплины;

  • основными методами исследования психологического жертвы;

  • базовыми методами профилактики и психокоррекции психологического жертвы;

  • навыками подбора, применения диагностических методик и интерпретации полученных с их помощью данных;

  • навыками построения консультативных и тренинговых программ, направленных на профилактику и преодоление психологического жертвы;

  • навыками оказания психологической поддержки, психотерапии и психокоррекции лицам с посттравматическим стрессовым расстройством;

  • основными техниками психорегуляции состояния человека.



IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет _6,5_ зачетные единицы.




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1 2 3 4




Аудиторные занятия (всего)

94/22










+

В том числе:
















Лекции

38/10













Практические занятия (ПЗ)

48/12













Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)
















Самостоятельная работа (всего)

140/208













В том числе:
















Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы
















Реферат
















И (или) другие виды самостоятельной работы

8/0































Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачет, экзамен)

Диф.зач.













Общая трудоемкость

Зач.ед.


234













6,5














Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (18/8/6).



V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 6,5 зачетные единицы 234 часов.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Раздел. Тема

Всего

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Лекции

Семинары































1.

Раздел 1. Тема 1. Введение в психологию экстремальных и критических ситуаций

8




4

1







4

7

2.

Раздел 1. Тема 2. Субъективные и объективные характеристики факторов угроз в экстремальной и критической ситуациях. Проблемы классификации экстремальных и критических ситуаций.

8




2

1

2




4

7

3.

Раздел 2. Тема 3. Характеристика субъекта в экстремальной психологии.

5




2

1







3

4

4.

Раздел 2. Тема 4. Типология критических ситуаций.

8




2

1

2




4

7

5.

Раздел 2. Тема 5. Парадигмы преодоления критических ситуаций. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта.

12




4

1

2




6

11

6.

Раздел 3. Тема 6. Анализ принципов и методов психологической экспертизы

12




4

1

2




6

11

7.

Раздел 4. Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (ЭСТС) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности.

10




4

1







6

9

8.

Раздел 4. Тема 8. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов.

12




4

1

2




6

11




Итого:

75

75

26

8

10




39

67


VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в психологию экстремальных и критических ситуаций

Обсуждение проблемы безопасности: когда можно говорить о безопасности, что составляет её основу. Основные понятия экстремальной психологии: предмет, объект, ситуация.



Тема 2. Субъективные и объективные характеристики факторов угроз в экстремальной и критической ситуациях. Проблемы классификации экстремальных и критических ситуаций.

Раздел 2 Типологии критических ситуаций и парадигмы их преодоления.

Тема 3. Характеристика субъекта в экстремальной психологии.

Субъект как носитель активности. Определение, функции, формы активности. Четыре характеристики человека, выделенные Б.Г. Ананьевым (индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность). Субъект в психологических пространствах: жизнедеятельностном, индивидуальном, личностном, профессиональном, социальном и нормативном.



Тема 4. Типология критических ситуаций

Режимы функционирования сознания. Характеристика жертвы, фрустрации, конфликта и кризиса. Концептуальные поля критических ситуаций. Переживание как преодоление критической ситуации. Закономерности соотношения ситуации и процессов переживания как их преодоления (ранг ситуаций, роли переживаний). Типология жизненных миров.



Тема 5. Парадигмы преодоления критических ситуаций. Динамический круг ситуаций при работе психотерапевта

Характеристика энергетической, пространственной, временной, генетической и информационно-когнитивной парадигм как основа разработки психотехнологий преодоления критических ситуаций. Переходные психические процессы.



Раздел 3 Психологическая экспертиза экстремальных и критических ситуаций

Тема 6 Анализ принципов и методов психологической экспертизы

Системный подход и правовые аспекты психологической экспертизы. Уровни психологического анализа деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях. Полилог как универсальный метод рефлексивного анализа при реконструкции экстремальных и критических ситуаций. Эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию альтернативных ситуаций в экстремальные и критические.



Раздел 4 Организация активной профилактики происшествий и инцидентов в социотехнической системе. Роль человеческого фактора в безопасном функционировании социотехнической системы.

Тема 7. Концепция человеческого фактора и экосоциотехнической системы (ЭСТС) как основа реконструкции происшествий и инцидентов в профессиональной деятельности.

Модели человеческого фактора. Характеристики безопасного функционирования ЭСТС. Психофизиологические, медицинские и психодиагностические средства анлиза и оценки состояния субъекта профессиональной деятельности в ЭСТС.



Тема 8. Психология безопасности ЭСТС как психология превентивного поведения. Основные характеристики системы активной профилактики происшествий и инцидентов.

Культура безопасности как основа профилактики. Психологическая готовность и способность человека к преодолению экстремальной и критической ситуации.

Рефлексивная культура как основа психологии безопасности. Специальные методы современной активной профилактики.
VII. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Раздел 1.

1.Что является предметом и объектом психологии экстремальных и критических ситуаций?

2.Охарактеризуйте методические подходы к определению ситуаций: экстремальной; критической; чрезвычайной.

3.Какие существуют уровни репрезентации при анализе ситуации?

4.Назовите субъективные и объективные факторы угроз в экстремальной и критической ситуациях.

5.Определите основания современных классификаций экстремальных и критических ситуаций.

6.Как различаются понятия “предрасположенность”, “готовность” и “способность” к риску?

Раздел 2.

1. Как взаимосвязаны понятия “индивид”, ”личность”, “человек”, “индивидуальность”, “субъект”?

2. Назовите основные детерминанты психологических пространств.

3. Чем отличаются режимы функционирования сознания: рефлексия, сознавание, переживание, бессознательное, поток, дерефлексия?

4. Дайте характеристику категории “переживание” как деятельности по преодолению критической ситуации.

5. Назовите закономерности соотношения рангов ситуации и рангов процессов переживания в типологии критических ситуаций.

6. Какие основные характеристики при анализе сознания и поведения субъекта определяются в типологии жизненных миров?

7. Какие процессы характерны для энергетической, пространственной, временной, генетической, информационно-когнитивной парадигм переживания.

8. Назовите основные переходные психические процессы.

Раздел 3.

1. Какие вы знаете основные принципы и методы психологической экспертизы?

2. Почему системный подход является базовым при анализе деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях?

3. Назовите четыре плана анализа деятельности субъекта в экстремальных и критических ситуациях.

4. Определите основные свойства “полилога”.

5. Какие вы знаете эффекты влияния факторов процесса принятия решения на трансформацию альтернативных ситуаций в экстремальные и критические?

6. Назовите различия в генезисе субъективных и объективных факторы опасности ситуаций.

7. Как возникает трансформация нормативных ситуаций в экстремальные

и критические?

8. Каково влияние вероятности возникновения факторов опасности на

оценку трудности и сложности ситуации субъектом?

Раздел 4.

1. Какие вы знаете модели человеческого фактора?

2. В чем необходимость введения в экстремальную психологию понятия ”экосоциотехническая система”?

3. С какой целью выстраивается проблемное предметное поле при реконструкции происшествий

и инцидентов в профессиональной деятельности субъекта?

4. В чём проявляется разница в формировании, развитии и преодолении экстремальных и критических ситуаций?

5. Почему культура безопасности субъекта является основой активной профилактики

происшествий и инцидентов в ЭСТС?

6. Назовите основные характеристики превентивного поведения субъекта в экстремальных и критических ситуациях.

7. Какие вы можете назвать особенности активной профилактики в ЭСТС?



IX. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

9.1 Состав образовательных технологий

Основными формами организации учебного процесса являются лекции и семинары. При изучении дисциплины используются разнообразные лекционные формы: лекция – информация, проблемная лекция, лекция – конференция и др. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы видеолекция, традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

Семинарские занятия предназначены для более углубленного изучения дисциплины, они дают возможность студентам для применения и отработки тех знаний, которые были получены на лекционных занятиях. Это способствуют развитию самостоятельности, активизирует творческие возможности обучающихся. На занятиях по дисциплине «Психология жертвы» используются тренинговые упражнения и техники, цель которых предоставить студентам возможность закрепить профессионально необходимые навыки в деятельности психолога. Занятия в форме групповой работы, позволяют использовать специальные упражнения, дискуссии, игры, способствующие актуализации процесса профессионального самоопределения, формированию активной позиции в ходе профессионального обучения.

Самостоятельная работа. Внеаудиторная самостоятельная работа учащихся относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Самостоятельная работа включает собственно самостоятельную работу учащихся и научно-исследовательскую работу, осуществляемую под руководством преподавателя. Самостоятельная работа с исследовательской и учебной литературой, изданной на бумажных носителях, сохраняется как важное звено самостоятельной работы в целом, но ее основу теперь составляет самостоятельная работа с обучающими программами, с тестирующими системами, с информационными базами данных.

Организация контроля знаний. В ходе изучения курса студенты очного отделения пишут контрольную работу, студенты заочного и очно-заочного отделений пишут реферативную работу. Тематика контрольных работ (рефератов) прилагается. В конце изучения курса студенты сдают дифференцированный зачет.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка