Гражданская безопасность



Сторінка1/4
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.57 Mb.
  1   2   3   4
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР

ГРАЖДАНСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ”


150020, г.Ярославль, проспект Авиаторов, д. 135, к.3. Контактный телефон 35-90-37
2 апреля 2002 года

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА


Целью проведения настоящей экспертизы являлась оценка характера деятельности ярославской областной общественной организации "Центр творческой молодежи" и реализуемой им программы "Наркотики: удовольствие или смерть?".

Для достижения этой цели нами были рассмотрены учредительные документы ряда организаций, текст программы "Наркотики: удовольствие или смерть?", содержание видеофильма, демонстрируемого в рамках программы, специальная литература, а также различные материалы, размещенные в средствах массовой информации и Интернете. Кроме того, проводились консультации с лицами, ответственными за реализацию программ по профилактике наркомании в системе образования и здравоохранения Ярославской области.

В результате установлено следующее:

I

Часть учредителей и членов Правления молодежной общественной организации "Центр творческой молодежи"1 являются участниками религиозного объединения "Христианский центр "Новое поколение", входящего в Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников). В их числе:



1). Жаров Вадим - бывший региональный пастор религиозного объединения "Новое Поколение"2, баллотировавшийся с таким статусом кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ второго созыва по спискам избирательного объединения "Христианско-демократический союз - Христиане России" (ХДС-ХР)3. После кадровых перестановок занял официальный пост администратора религиозного объединения "Новое поколение" и в 1998 году заявлял на страницах газеты "Екклесиаст" о своих планах "продолжать административную работу в церкви".4

2). Гваришвили Тенгиз - выпускник Ярославского театрального института, член религиозного объединения "Новое поколение" с 1998 года.

3). Белоусов Николай - лидер "группы прославления" религиозного объединения "Новое поколение"5, актер театральной группы "Екклесиаст" религиозного объединения "Новое поколение"6.

4). Рысин Борис - член религиозного объединения "Новое поколение", член официальный участник "группы прославления" религиозного объединения "Новое поколение" и группы "Мелхиседек"7, сын Рысиной И.Н8, являющейся начальником отдела международных связей религиозного объединения "Новое Поколение".

5). Хусаинов Галим - член религиозного объединения "Новое поколение", выпускник библейской школы религиозного объединения "Новое поколение", солист группы "Мелхиседек". 9

6). Яркин Антон - выпускник Ярославского художественного училища, член религиозного объединения "Новое поколение", сообщавший про себя в 1997 году на страницах газеты "Екклесиаст" следующее: "Иисус нашел меня и привел в церковь... Скоро уже два года, как я в церкви..."10.

7). Слеменев Андрей - член религиозного объединения "Новое поколение" с 1996 года. Вступил туда вместе с супругой и вспоминал:"Мы покаялись перед Богом, через неделю приняли водное крещение, и в один миг я стал свободен от табака, наркотиков и мата... Сейчас мы служим Богу и очень счастливы".11

Отметим, что создание религиозными объединениями внешне нейтральных общественных организаций - практика далеко не новая. Она реализуется в тех случаях, когда религиозные объединения намерены интегрироваться в законодательно отделенную от них сферу, вести широкую миссионерскую деятельность в обход требований нормативных актов о свободе совести. "Как только лидеры сект чувствуют перспективу “наката” со стороны юридических органов, они уходят под “крышу” в виде каких-либо фондов и общественных организаций. - отмечал Александр Коломеец, который несколько лет состоял в экспертно-консультативном совете по свободе совести и вероисповеданиям при администрации Приморского края и потратил немало времени на разоблачение якобы "общественных" организаций, под видом которых шла вербовка в различные секты. - А потом годами длятся судебные процессы, где юристы доказывают, что общественные организации не по уставу рекламируют пантеоны богов. Работу судебным решением временно приостанавливают. Мигом те же лица придумывают новое название, и все начинается сначала".12

Проблема весьма серьезна в Москве, где по инициативе ряда депутатов Мосгордумы 1 июня 2001 года прошел круглый стол "Деструктивные культы в Москве. Конфессиональная анонимность" с участием представителей исполнительных органов власти, работников прокуратуры, ученых. Участники констатировали, что "поскольку в целом отношение общества к нетрадиционным культам настороженное, многие секты действуют в условиях конфессиональной анонимности, отрицая свое отношение к какой-либо религии и выдавая себя за светские организации". Особо отмечалось, что обычно такие объединения декларируют "во время “вербовки” новых членов вполне благие цели: борьбу с наркоманией, пропаганду здорового образа жизни, верность в браке", а "члены этих организаций сотрудничают с районными управами, ведут лекции в школах".13

Заметим, что ярославское религиозное объединение "Новое поколение" всегда проявляло интерес к общественным организациям, движениям и даже политическим партиям, через которые могло вести пропаганду своих идей. Достаточно отметить тесное сотрудничество этой "церкви" с благотворительным фондом "Еще не поздно!", руководитель которого В.Н.Самознаев открыто заявлял, что является членом "Нового поколения"14 , публично выступал в его защиту15 , а сам фонд принимал от "Нового поколения" материальную помощь на реализацию своих проектов по работе с детьми.16

Также широко известен факт, когда члены "Нового поколения" стали ядром регионального отделения партии "Христианско-демократический союз-Христиане России" (ХДС-ХР), концентрирующей, в основном, политически активных представителей протестантских структур,17 и при ее поддержке баллотировались кандидатами в депутаты Государственной Думы РФ18, Государственной Думы Ярославской области и муниципалитета г.Ярославля19 для того, чтобы "пророчествовать земным правителям"20,"вернуть Россию к библейским основаниям"21, дать гражданам возможность "занять правильное положение в Господе"22.

Поэтому участие членов религиозного объединения "Новое поколение" в создании внешне нейтральной организации "Центр творческой молодежи" можно расценивать как продолжение курса на интеграцию в различные сферы жизни под прикрытием общественного статуса.


II
Программа "Наркотики - удовольствие или смерть?" подготовлена активными участниками религиозного объединения "Христианский центр "Новое поколение" В.Жаровым и А.Слеменевым (см.п. 1).

Отметим, что спекуляции различных сект на актуальной теме борьбы с наркоманией для привлечения новых адептов известны в мире весьма широко. Классическим примером стала деятельность тоталитарной Церкви Сайентологии, которая уже много лет проводит международную кампанию "Сторонники жизни без наркотиков", в рамках которой организует концерты, сборы подписей, занятия "групп здоровья".23

Аналогичным образом дейстуют сайентологи и у нас. В начале девяностых, например, начал широкую рекламу "Нароконон" - общественный центр, созданный этим религиозным объединением с целью вербовки граждан из числа представителей "групп риска". Его бывший руководитель российского "Нарконона", кандидат медицинских наук, академик РАЕН Владимир Иванов вспоминает: "Все годы моего общения с сайентологами они заверяли, что "Нарконон" как общественная структура, занимающаяся реабилитацией наркоманов, не является подчиненным Церкви образованием, что это абсолютно независимая организация."24 Разработанная здесь антинаучная "программа детоксикации" плавно внедрялись в систему российского здравоохранения до тех пор, пока Минздравмедпром не запретил ее применение особым приказом. После этого религиозное объединение перешло уже на уровень публичных мероприятий, где эксплуатировало ту же актуальную тему. Так, 1 сентября 2001 года Российское отделение Сайентологической церкви начало Всеросийскую акцию "Скажи нет наркотикам!"25 В итоге только за неделю в ее рамках по разным городам 108 мероприятий. Как правило, они шли не прямо "от церкви", а осуществлялись по линии подконтрольных ей общественных объединений - например, центров "Дианетика"26.

За последние пять лет аналогичную тактику стали все чаще применять протестантские "церкви", организующие всероссийские, региональные и городские акции "против наркотиков" для вербовки молодежи. Непременным компонентом таких мероприятий являются различные лекции для студентов и учащихся. Именно на этот контингент ориентирована и программа "Центра творческой молодежи", усиленно внедряемая в школах.

Отметим, что попытки внедрения представителей религиозных объединений в систему российского образования практикуются давно. Хорошо известен и метод такого внедрения. Поскольку законодательство отделяет школу от церкви, верующие различных "церквей" создают внешне нейтральные общественные объединения и лекторские группы, организуют бесплатные курсы изучения языков, различные секции, кружки и тренинги. Подобные формирования интегрируются в учреждения образования и начинают обработку детей, носящую, де-факто, религиозный характер.

Особенно широко распространена такая практика в Москве. Проверка, проведенная в 1997 году прокуратурой совместно со столичным комитетом образования выявила целую сеть объединений, движений и групп по реализации различных проектов, распространявших в средних школах религиозные учения. Как правило, заявленные при этом цели и задачи носили светский характер (самосовершенствование детей, приобщение школьников к "достижениям мировой культуры", пропаганда здорового образа жизни и пр.), а названия не отражали религиозных предпочтений реализаторов - что позволяет гшоворить о сознательном соблюдении конфессиональной анонимности. Приведем лишь некоторые нейтральные наименования: "Ассоциация по улучшению жизни и здоровья", “Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”, духовно-творческий центр "Сатори", благотворительный фонд "Одухотворение", общественное объединение "Межрегиональный центр изучения единоборств", центр психофизического совершенства "Единение", детско-юношеская лига "Знамя мира", центр "Юнивер", негосударственное образовательное учреждение "Студема".27 В результате председатель столичного комитета образования Л. П. Козина была вынуждена издать Приказ № 129 от 12 мая 1997 г., которым обязала начальников окружных управлений образования срочно "принять меры по предотвращению злоупотреблений и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших нарушения законодательства о свободе вероисповеданий и положений статей 1 и 2 Закона РФ “Об образовании”, а также провести экспертизу образовательных программ религиоведческой ориентации во всех типах образовательных учреждений.28 На состоявшемся 24 апреля 2001 года в Государственной Думе РФ круглом столе "Религиозное образование в России: проблемы и перспективы" особо отмечалась, что "Абсолютно недопустимым является проникновение в школу оккультно-мистических учений и деструктивных культов, в том числе под видом общественных и коммерческих организаций"29.

В Ярославской области также известны случаи, когда религиозные объединения или их резиденты (общественные объединения, ассоциации, фонды) проникали в систему высшего и среднего образования. Широкую известность получил факт распространения в 1996 году через общественную ассоциацию, учрежденную т.н. "Унифицированной Церковью Сан Мен Муна", учебного курса "Мой мир и я" в 10 средних школах Дзержинского района г.Ярославля. Работа с детьми по указанной религиозной программе привела к появлению 17 февраля 1996 года "Открытого письма в отдел по делам несовершеннолетних прокуратуры Ярославской области" и последующему изъятию областным департаментом образования этих пособий из школ.30 Скандалами обернулись случаи привлечения ярославским образовательным учреждением "Провинциальный колледж" (рук. Груздев М.В., ныне - заместитель директора областного департамента образования) к преподаванию группы граждан США, являвшихся участниками международной религиозной организации "Co mission"31. Ситуация с распространением религии в школах приобрела такой размах, что в 1997 году директор департамента образования области В.И.Рыбакова была вынуждена издать приказ №161, запрещающий руководителям учреждений образования пускать к детям представителей различных религиозных организаций.32 Таким образом, практика нарушения конституционных положений, требований федерального законодательства и актов местных органов власти об отделении церкви от школы в Ярославской области достаточно распространена.

О деятельности в этом отношении религиозного объединения - Христианского центра "Новое поколение" следует сказать особо. Одним из неформальных кураторов организации является американский евангелист Боб Вайнер33, еще в восьмидесятых провозглависший необходимость активной пропаганды религии в системе учебных заведений. В 1991 году Вайнер выступил создателем зарегистрированной в Москве организации "Христианская молодежь интернейшнл", рассчитанной на религиозную обработку российских студентов, создание ячеек различных "церквей" в вузах, колледжах и школах. Понятно, почему уже весной 1994 года активистка "Нового поколения" Г.Каргина публично признавала, что члены организации "выходят с проповедями в учебные заведения, интернаты", создавая там "христианские общества", "ведут занятия по изучению Слова Божьего в одной из групп школы-интерната №9" и планируют нести его "в другие школы-интернаты, учебные заведения, детские учреждения"34. В 1996 году на конференции "Христианской молодежи интернейшнл" в Ярославле был провозглашен "крестовый поход" в систему местных учебных заведений35. К этому же времени относятся первые упоминания об участнице "Нового поколения", которая, будучи педагогом, привела на богослужение целый класс детей младшего школьного возраста. Позже схема тихого проникновения в образование была успешно реализована в Ярославском театральном институте36: достаточно отметить, что актив "Нового поколения", включая отдельных пасторов, а также созданный при организации театр "Екклесиаст"37 состоит как раз из выпускников этого вуза38. Из других учебных заведений, к которым проявлялся повышенный интерес, перечислим Ярославское художественное училище39, один выпускник которого, Егор Крупенников, возглавляет ныне Рязанское "Новое Поколение"40, а другой, Антон Яркин, - входит число учредителей общественной организации "Центр творческой молодежи", Ярославское училище культуры41, целый ряд техникумов, ПУ и школ.

Поэтому закономерно, что общая тенденция "Нового поколения" к интеграции в систему учебных заведений была сохранена и членами религиозного объединения, выступившими в качестве разработчиков программы "Наркотики: удовольствие или смерть?".

Концепция самой программы, светская по форме, является религиозной по содержанию. Вадим Жаров сам разъясняет ее истинные цели. Он пишет: "Выход есть. Идя таким путем, наркоманы с многолетним стажем...становились здоровыми и счастливыми людьми. То, что невозможно человеку, возможно Богу"42. В другом материале Жаров сообщает: "никто кроме церкви и верующих людей не может предложить конструктивный выход из этой проблемы"43 Таким образом он признает, что "конструктивная" программа "Наркотики: удовольствие или смерть?" разработана "церковью и верующими людьми". Более того: был случай, когда он открыто признал, что проект был подготовлен непосредственно церковью "Новое поколение".44

Первая известная нам "обкатка" указанной программы была проведена в рамках игры "Инфо-АнтиСПИД", реализуемой под эгидой Областного центра профилактики и борьбы со СПИДом. Вероятно, В.Жаров и А.Слеменев пытались таким образом закамуфлировать религиозный характер своего начинания вывеской государственной организации, официально работающей с "группами риска". По данным из других источников, протекцию "Новому поколению" оказал не Областной центр профилактики и борьбы со СПИДом, а базирующийся при нем проект "Друзья помогают друзьям"45, сам неоднократно привлекавший внимание правоохранительных органов46 и выступивший непосредственным реализатором игры "Инфо-АнтиСПИД".

Полигоном стала средняя школа №2 поселка Борисоглебский Ярославской области, в которую "специалистов из Ярославля" пригласил отдел образования и воспитания районной администрации. Лекции здесь были проведены 17 февраля 1998 года вместо уроков для учащихся 9-11 классов.

Рассказ о вреде наркомании и абортов, звученный членами "Нового поколения" В.Жаровым и А.Чуевым, сопровождался показом двух фильмов. Первый был подготовлен так называемым "Центром реабилитации наркоманов и алкоголиков "Новая Жизнь" (г.Кингисепп Ленинградской области), речь о котором пойдет ниже. Второй назывался "Внутриутробная жизнь плода" и снят американской организацией "ProLife", представитель российского отделения которой, руководитель служения "Роса жизни" московской христианской церкви "Роса" Е.Утешинская выступала в 1996 году на конференции "Нового поколения", а затем публиковалась в газете "Екклесиаст". Всего лекции прослушало около 70 девятиклассников, причем параллельно ребятам раздавалась брошюрка под характерным названием "Что выбирает новое поколение, кроме пепси?".

Впоследствии корреспондент газеты "Юность" отмечала: "Как пояснила врач по санитарному просвещению областного центра медицинской профилактики Ольга Александровна Коровина, лекцию о наромании читал некий Вадим Жаров, состоящий в "Новом поколении" и называющий себя бывшим наркоманом. А с лекцией о вреде абортов выступал студент Алексей Чуев, также являющийся членом этой организации. Оба выступали перед школьной аудиторией впервые, но никто (!), кроме них самих, не знал, о чем конкретно они собираются говорить. При этом Коровина утверждает, что организатором лекции является департамент образования. Ведущий специалист департамента образования Сергей Николаевич Юзов говорит, что работники центра медицинской профилактики поставили его в известность о планируемых лекциях, но подчеркивает, что ничего не знал о том, что читать их будут члены "Нового поколения". Сейчас меры приняты: лекционная деятельность центра приостановлена"47.

Таким образом уже первое представление программы активистов "Нового поколения" осуществлялась с нарушениями - в условиях конфессиональной анонимности, отсутствия объективной информации о разработчиках и реализаторах у департамента образования, что входит в противоречие с требованиями статьи 8 федерального закона "О свободе совести и о религиозных объедирнениях", где говорится, что "религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности".

Неудивительно, что родители детей выразили свое возмущение48 и обратились с заявлением в областную прокуратуру. Депутат Государственой Думы РФ А.Н.Грешневиков также направил областному прокурору Г.Н.Колобову запрос о правомерности распространения программы. В официальном ответе говорилось, что областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом осуществлял деятельность без лицензии и его работа приостановлена, а "в муниципальные органы управления образованием направлено письмо о запрещении пропаганды и распространения любых неофициальных материалов, памяток без экспертной оценки органов управления образования и здравоохранения". Кроме того, прокурор сообщал: "Деятельность христианского центра "Новое поколение" прокуратурой области проверялась неоднократно. В ходе проверки установлено, что указанное религиозное объединение действует с нарушением ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в связи с чем в адрес председателя ХЦ "Новое поколение" В.Татача направлено письмо о необходимости соблюдения законодательства о религиозных объединениях. Дальнейшая деятельность христианского центра "Новое поколение" прокуратурой области взята на контроль".49

Видимо, именно эти обстоятельства вызвали ту "неоднозначную реакцию со стороны некоторых СМИ и ответственных лиц", про которую упоминал В.Жаров на страницах газеты "Екклесиаст". Известно, в частности, что 11 марта 1998 года по инициативе департамента образования прошла экспертиза программы в областном Институте усовершенствования учителей, - и комиссия приняла решение приостановить ее реализацию из-за отсутствия педагогической методики50 .

Напомним, что к этому времени в органы образования муниципальных округов Ярославской области уже поступил упомянутый выше приказ директора департамента образования о недопустимости работы со школьниками представителей различных религиозных объединений, включая "Новое поколение", а пресса привлекла внимание к отдельным негативным случаям, имевшим место с прихожанами этого культа.

Таким образом, дальнейшая реализация программы "Наркотики: удовольствие или смерть?" под эгидой религиозного объединения "Новое поколение" стала неэффективной и нецелесообразной. Требовалось новое, внешне нейтральное "прикрытие". Вероятно, на этом этапе и было принято решение претворять программу силами созданной в 1997 году при участии членов "Нового поколения" общественной организации "Центр творческой молодежи".

III
Творческие коллективы, выступавшие на публичных акциях общественной организации "Центр творческой молодежи" против наркотиков, основаны при участии различных религиозных объединений, а в ряде случаев являются подразделениями различных религиозных объединений.

а). Ярославская группа "Мелхиседек" образована в 1998 году из прихожан "Нового поколения"51, участвовавших ранее в деятельности других музыкальных коллективов52. Лидер группы прославления "Нового поколения" Николай Белоусов на страницах газеты "Екклесиаст" отмечал: "Из нескольких наших музыкантов создалась рок-группа "Мелхиседек". Мы очень хотим, чтобы молодежь в мире через их песни узнала об Иисусе Христе"53 Название коллектива взято из Библии: Мелхиседеком звали первосвященника Салимского, "священника Бога всевышнего".54 Сами активисты "Нового поколения" - в частности, редактор газеты "Екклесиаст" Юлия Олейникова - прямо именуют коллектив "рок-группой "Мелхиседек из нашей церкви"55. Таким образом, причастность ансамбля к религиозному объединению сомнений не вызывает. Песни группы носят открытый религиозно-пропагандистский характер, поскольку, согласно позиции прихожан "Нового поколения", должны "прославлять Бога, призывать слушателей поклоняться ему".56 Член группы "Мелхиседек" Борис Рысин также отмечает, что высшим счастьем для верующего яляется исполнение музыки, "прославляющей Творца".57 Что касается содержания произведений, то, например, песня "Исайя, 53" является просто музыкальным исполнением 53-й главы из библейской книги пророка Исайи.

Надо отметить, что записи выступлений "Мелхиседека" пользуются популярностью именно у верующих. Так, кассеты группы предлагает подмосковный Христианский музыкальный центр "Слово жизни"58, принадлежащий одноименной пятидесятнической организации. В прайс-листе санкт-петербургского христианского магазина "Слово" (бывший "Кайрос"), определяющего свою цель как "прославлять Бога и служить Иисусу Христу через производство и распространение продукции" от 14 марта 2002 года аудиозаписи группы "Мелхиседек" находятся в разделе "Аудиокассеты и компакт-диски евангелические".59 При этом официальным производителем лицензионных альбомов группы "Мелхиседек" значится церковь "Новое Поколение"60, а записи группы реализуются через студию "Видео & Аудио", являющуюся официальным подразделением Центра "Новое поколение"61

б). Группа "Корни" образована в городе Твери из музыкантов, ставших в 1992 году прихожанами местного религиозного объединения христиан веры евангельской "Церковь Христа Воскресшего" (пастор Исаков С.А.), которая является членом Ассоциации церквей христиан веры евангельской "Харизма", входящей в Российский объединенный союз христиан веры евангельской 62. Известно, что первоначально музыканты, "крещеные Духом Святым", составляли так называемую "группу прославления" этой религиозной организации. Сама церковь расположена по адресу: 170010, г.Тверь, Профсоюзный бульвар, 2, т.(0822) 42-21-50. Тот же адрес значится и у группы "Корни", которая на официальном веб-сайте "Церкви Христа Воскресшего" указана в числе подразделений данной организации. Руководитель творческого коллектива Сергей Дубов является официальным помощником пастора "Церкви Христа Воскресшего". Еще один музыкант "Корней", Максим Калинов, ведет в данной организации воскресную школу63.

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка