Е. В. История и методология науки. Учебно-методический комплекс



Сторінка1/4
Дата конвертації11.04.2016
Розмір0.88 Mb.
  1   2   3   4


Михалькова Е. В. История и методология науки. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов магистратуры 035700.68 "Лингвистика" (Теория преподавания иностранных языков и культур) очной формы обучения. Тюмень, 2014, ____ стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: История и методология науки [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru , свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой английского языка. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Белозёрова Н.Н., доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка

© Тюменский государственный университет, 2014.

© Михалькова Е.В., Белозерова Н.Н. 2014.

1. Пояснительная записка


1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель данного курса состоит в обобщении знаний о лингвистике как гуманитарной науке: представить теорию языка в ее развитии и познакомить с парадигмами, методами, основными школами и научными направлениями лингвистики. Данная цель ставит следующие задачи:



  • сформировать у студентов знания о современном состоянии гуманитарных наук, и в том числе науки о языке;

  • сформировать понятие о специфике различных течений в языкознании и научных направлений;

  • систематизировать основной терминологический аппарат языкознания;

  • дать навыки создания грамотного научного исследования;

  • выработать у студентов умения оперировать научным (теоретическим и прикладным) аппаратом языкознания.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП

М1. Ф.1. Общенаучный цикл. Базовая часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в результате изучения введения в языкознание и всех лингвистических дисциплин профессиональной и профильной подготовки.

Место учебной дисциплины – в системе базовых общенаучных курсов.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • Знать основные сведения об основах языкознания и его истории;

  • Уметь применять полученные знания в области языкознания в научно-исследовательской и других видах деятельности;

  • Владеть основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области языкознания.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

  • обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи (ОК-7);

  • умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • знает свои права и обязанности как гражданина своей страны; умеет использовать действующее законодательство в своей деятельности; демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

  • стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

  • понимает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);

а также профессиональных компетенций:

  • владеет современной научной парадигмой, имеет системное представление о динамике развития избранной области научной и профессиональной деятельности (ПК-31);

  • умеет использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-32);

  • владеет знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности (ПК-33);

  • умеет структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладает способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-34);

  • умеет видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимает их значение для будущей профессиональной деятельности (ПК-35);

  • владеет современной информационной и библиографической культурой (ПК-36);

  • умеет изучать речевую деятельность носителей языка, описывать новые явления и процессы в современном состоянии языка, в общественной, политической и культурной жизни иноязычного социума (ПК-37);

  • способностью определять явления и процессы, необходимые для иллюстрации и подтверждения теоретических выводов проводимого исследования (ПК-38);

  • умеет применять современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных (ПК-39);

  • способностью адаптироваться к новым условиям деятельности, творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции за пределами узко профессиональной сферы (ПК-40);

  • владеет приемами составления и оформления научной документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок (ПК-41);

  • способностью формировать представление о научной картине мира (ПК-42);

  • способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность (ПК-43);

  • способностью к самостоятельному освоению инновационных областей и новых методов исследования (ПК-44);

  • способностью использовать в познавательной и исследовательской деятельности знание теоретических основ и практических методик решения профессиональных задач (ПК-45);

  • способностью самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость (ПК-46);

  • подготовлен к обучению в аспирантуре по избранному и смежным профилям обучения (ПК-47).


ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Карта компетенций дисциплины




Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции, практ., семинар.)

Оценоч. средства (тесты, творч. работы, проекты и др.)

Минимальный

Базовый

Повышенный

ОК 1

Ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме

Знать: основные категории и понятия философии,

истории и других гуманитарных наук, основные закономерности

функционирования социума, этапы его

исторического развития, способы управления

социальными группами и трудовыми коллективами.


Знает базовые общечеловеческие ценности; особенности исторического развития страны и мира, некоторые

закономерности исторического процесса общества на различных этапах истории




Знает

общечеловеческие ценности;

законы исторического развития страны и мира,

закономерности исторического процесса общества на

различных этапах истории;

культурные традиции и социальные особенности

общества в различные исторические эпохи;

теорию политики и политической власти;

особенности культуры общества и процесса


Знает

общечеловеческие ценности;

ценностно-смысловые ориентации различных

социальных, национальных, религиозных,

профессиональных общностей и групп в российском

социуме;

законы исторического развития страны и мира,

закономерности исторического процесса общества на

различных этапах истории;

культурные традиции и социальные особенности

общества в различные исторические эпохи;

теорию политики и политической власти;

особенности культуры общества и процесса

социализации граждан



Практические занятия Фронтальный опрос

Контрольные работы

Уметь: использовать основные положения и методы

гуманитарных наук в профессиональной

деятельности; учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных групп


Умеет

ориентироваться в системе базовых общечеловеческих

ценностей;

сопоставлять особенности исторического развития

России и других стран мира, некоторые

закономерности исторического процесса общества на различных этапах истории




Умеет

ориентироваться в системе общечеловеческих

ценностей;

учитывать ценностно-смысловые ориентации

различных социальных, национальных, религиозных,

профессиональных общностей и групп в российском

социуме, культурные традиции и социальные особенности

общества в различные исторические эпохи;

соотносить законы исторического развития и текущие

события в стране и мире



Умеет

ориентироваться в системе общечеловеческих

ценностей;

учитывать ценностно-смысловые ориентации

различных социальных, национальных, религиозных,

профессиональных общностей и групп в российском

социуме;

сопоставлять особенности исторического развития

России и других стран мира;

соотносить законы исторического развития и текущие

события в стране и мире;

анализировать исторические источники и делать из

анализа соответствующие выводы;

выявлять политический аспект социально-

экономических событий, процессов;

формулировать собственную позицию по актуальным

вопросам политической жизни;

применять политические знания в решении

профессиональных задач


Практические занятия Фронтальный опрос

Контрольные работы

Владеть:

методами культурного, гражданского, политического анализа конкретной ситуации, культурой диалога, навыками

дискуссионной формы обсуждения проблемы.


Владеет способами анализа, синтеза,

обобщения информации,

технологией решения задач в некоторых

областях профессиональной деятельности



Владеет культурой научного профессионального мышления, способами анализа, синтеза,

обобщения информации,

технологией решения задач в различных

областях профессиональной деятельности



Владеет культурой научного профессионального мышления, способами анализа, синтеза,

обобщения информации, способами

определения видов и типов профессиональных задач, структурирования задач различных групп; технологией решения задач в различных

областях профессиональной деятельности



Практические занятия Фронтальный опрос

Контрольные работы

ОК 2

Руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума

Знать: этические нормы иноязычных культур; принципы культурного релятивизма


Знает систему межличностных отношений, нормы, предполагающе отказ от этноцентризма и уважение

своеобразия иноязычной культуры



Знает систему межличностных отношений, психологию

малых групп, принципы культурного релятивизма и этические

нормы, предполагающе отказ от этноцентризма и уважение

своеобразия иноязычной культуры



Знает систему межличностных отношений, психологию

малых групп и межгрупповые отношения

принципы культурного релятивизма и этические

нормы, предполагающе отказ от этноцентризма и уважение

своеобразия иноязычной культуры и ценностных

ориентации иноязычного социума;

особенности культурологического наследия;

этические нормы и ценностные ориентации



Практические занятия Фронтальный опрос

Контрольные работы

Уметь:

давать качественную характеристику ценностных

ориентиров иноязычного социума


Умеет ориентироваться в иноязычном социуме, уважать своеобразие иноязычной культуры

Умеет ориентироваться в иноязычном социуме, уважать своеобразие иноязычной культуры, руководствоваться принципами культурного релятивизма

Умеет ориентироваться в иноязычном социуме с учетом его своеобразия и культурных ценностных ориентаций, руководствоваться принципами культурного релятивизма; уважать своеобразие иноязычной культуры и ценностные ориентации иноязычного социума

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Владеть:

представлениями о наиболее значимых событиях

иноязычного социума;

представлениями о своеобразии иноязычной культуры.



Владеет системой базовых

общечеловеческих ценностей



Владеет системой ключевых

общечеловеческих ценностей с учетом ценностно-смысловых ориентаций, различных

социальных, национальных религиозных,

профессиональных общностей и групп



Владеет системой

общечеловеческих ценностей с учетом ценностно-смысловых ориентаций, различных

социальных, национальных религиозных,

профессиональных общностей и групп социума; принципами культурного релятивизма



Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

ОК 3

Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов

Знать:

основы теории коммуникации и ее особенности;

основные психические процессы: познавательные

процессы, индивидуально-типические особенности

личности.


Знает некоторые культурные универсалии и психологические особенности межкультурного общения

Знает ключевые культурные универсалии и психологические особенности межкультурного общения

Знает культурные универсалии; психологические особенности межкультурного общения; виды межкультурной коммуникации; механизмы освоения чужой культуры.

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Уметь:

осуществлять межкультурную коммуникацию;

различать познавательные процессы, характеризовать

их с использованием психологической терминологии;

принимать участие в беседах и дискуссиях по

программной тематике.



Умеет устанавливать профессиональные контакты

Умеет применять теоретические знания в практике межкультурного общения; налаживать профессиональные контакты

Умеет применять теоретические знания в практике межкультурного общения с целью достижения взаимопонимания на основе толерантности; налаживать профессиональные контакты

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Владеть: навыками эмпатийного слушания и выстраивания собственных действий на его основе; навыками пополнения социокультурных знаний как о родной культуре, так и культуре изучаемого языка.

Владеет навыками коммуникативной компетентности, базовыми навыками социокультурной и межкультурной

коммуникации




Владеет навыками коммуникативной компетентности, выстраивания индивидуальной творческой деятельности

на основе знания собственных психологических

характеристик, ключевыми навыками социокультурной и межкультурной

коммуникации




Владеет навыками коммуникативной компетентности,

выстраивания индивидуальной творческой деятельности

на основе знания собственных психологических

характеристик;

навыками социокультурной и межкультурной

коммуникации, обеспечивающими адекватность

социальных и профессиональных контактов в соответствии

с типом ситуации и функционально-стилистическими

особенностями устных и письменных сообщений.


Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

ОК 4

Обладает готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений

Знать: моральные и правовые нормы социума, принципы работы в коллективе

Знать: основное понятие и некоторые виды норм права, основные психические процессы:

основные способы взаимодействия субъектов в коллективе



Знает понятие и основные виды норм права, основные психические процессы, основные способы взаимодействия субъектов; понятие «коллектив»,

сущность и организационные основы

функционирования различных коллективов


Знает понятие и виды норм права, основные психические процессы: познавательные

процессы, индивидуально-типические особенности

личности, основные способы взаимодействия субъектов; понятие «коллектив», стадии и условия развития

коллектива, сущность и организационные основы

функционирования различных коллективов


Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Уметь: строить отношения в рабочем коллективе, проявлять социальную активность, выражать

гражданскую позицию



Умеет реализовывать нормы права в профессиональной деятельности, при работе в коллективе.

Умеет использовать нормативные правовые акты и реализовывать нормы права в профессиональной деятельности, планировать работу в коллективе.

Умеет использовать нормативные правовые акты и реализовывать нормы права в профессиональной деятельности, давать характеристику групповому процессу в малой группе планировать стратегии взаимодействия, работу в коллективе.

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Владеть: навыками взаимодействия с коллегами, работы в

коллективе



Владеет базовыми навыками работы в коллективе

Владеет оснвоными навыками работы в коллективе, использует моральные и правовые нормы

Владеет навыками работы в коллективе на основе принятых моральных и правовых норм; обладает готовностью к работе в коллективе

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

ОК 5

Обладает осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию

Знать:

теорию политики и политической власти;

особенности экологии и международных отношений; значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации


Представляет значение некоторых гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации

Представляет значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; знает нравственные обязательства по отношению к окружающей природе

Представляет значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; знает нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Уметь: бережно относиться к окружающей природе, обществу и культурному наследию; сохранять и развивать гуманистические ценности современной цивилизации

Умеет выражать свои мысли; принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, истории, обществу и культурному

наследию


Умеет свободно выражать свои мысли; принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, истории, обществу и культурному

наследию.



Умеет свободно выражать свои мысли; адекватно использовать разнообразные языковые

средства с целью выделения релевантной информации; принимать нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, истории, обществу и культурному

наследию.


Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

Владеть: готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и

культурному наследию



Владеет навыками отстаивания определенной нравственной и философской позиции

Владеет навыками аргументированного отстаивания определенной нравственной и философской позиции; системой действий по защите окружающей среды

Владеет навыками аргументированного отстаивания определенной нравственной и философской позиции; способами реализации нравственных обязательств по отношению к общекультурным ценностям; системой действий по защите окружающей среды

Практические занятия

Фронтальный опрос



Контрольные работы

ОК 6

Владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач



Знать:

Философско-методологические основы науки;

Содержание современной исследовательской парадигмы;

Современные научные и образовательные стратегии;

Актуальные исследовательские методики


Знает о философско-методологических основах филологической науки, ориентируется в тенденциях современной исследовательской парадигмы

Имеет объемное представление о философско-методологических основах филологической науки, знает ключевые тенденции современной исследовательской парадигмы, знаком с современными научными и образовательными стратегиями

Имеет глубокие знания в плане организации процесса должной подготовки, осмысления и адаптации в профессиональной среде специализированного материала, связанного с научно-исследовательской работой по проведению филологического анализа текста

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа

Фронтальный опрос

Контрольные работы

Тесты



Уметь:

Определять актуальные гуманитарные ценности;

Ориентироваться в тенденциях теоретико-методологического мышления;

Выявлять и сопоставлять дискурсивные практики;

Применять новые методы анализа актуальных культурно-исторических смыслов;

Применять компаративный подход к современной научно-образовательной ситуации



Умеет назвать особенности современной образовательной ситуации и обозначить актуальные методические практики

Умеет обозначить современные дискурсивные практики и соотнести новые художественные феномены с новыми исследовательскими методами, умеет охарактеризовать актуальные исследовательские методики

Умеет: самостоятельно генерировать новые идеи в плане разработки учебных задач и моделей исследовательской деятельности, адаптироваться к новым ситуациям в профессиональном сообществе; использовать в полном объеме теоретические и практические знания при принятии значимых решений и подготовке отчетной документации

Практические занятия

Фронтальный опрос

Контрольные работы

Тесты



Владеть:

навыками исследования и оценки актуальных процессов в гуманитарном мышлении; современной научно-методологической терминологией; навыками применения методологических теорий к современной научно-образовательной ситуации; навыками компаративного анализа изучаемых объектов; актуальными исследовательскими методиками



Владеет основными терминами, приемами компаративного анализа на уровне двух объектов, имеет навык применения одного из новых методов к анализу художественного текста

Владеет основной терминологией в области методов и навыками применения компаративного подхода на уровне нескольких объектов

Свободно владеет современной теоретико-методологической терминологией и несколькими исследовательскими методиками, имеет устойчивые навыки применения актуальных методологических концепций к анализу современных филологических реалий. Способен творчески переосмыслить сложившуюся традицию и предложить новую методологическую идею

Подготовка и выполнение курсовой, письменной, контрольной, реферативной и т.д. работы, ВКР

Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен

ОК 7

Владеет культурой мышления, способен к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи

Знать: свои достоинства и недостатки для саморазвития в профессии

Знает некоторые методы познания, обучения и самоконтроля; средства познания, обучения и самоконтроля

Знает различные методы познания, обучения и самоконтроля; средства познания, обучения и самоконтроля; знает о своих достоинствах и недостатках в связи с выбранной профессией

Знает различные методы познания, обучения и самоконтроля, ведущие к постоянному самосовершенствованию; знает о своих достоинствах и недостатках в связи с выбранной профессией; знает, как наметить перспективы саморазвития в выбранной профессиональной деятельности

Семинарские занятия, самостоятельная работа

Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен

Уметь: критически оценивать результаты своего труда; оценивать свои достоинства и недостатки; осуществлять приращение знаний, вырабатывать умения

Умеет осмысленно выбирать научный метод для своего исследования; критически оценить свои достоинства и недостатки

Умеет осмысленно выбирать научный метод для своего исследования; критически оценить свои достоинства и недостатки; осуществлять приращение знаний, вырабатывать умения

Умеет осмысленно выбирать научный метод для своего исследования; критически оценить свои достоинства и недостатки; осуществлять приращение знаний, вырабатывать умения, критически оценивать результаты своего труда

Семинарские занятия, самостоятельная работа

Письменные работы, рефераты, эссе, участие в дискуссиях, презентации, экзамен
  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка