Для студентов факультета журналистики




Скачати 426.3 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір426.3 Kb.


СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ материалов

по КУРСУ
PUBLIC RELATIONS
И РЕКЛАМА
В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Для студентов факультета журналистики




Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2004

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой рекламы

и связей с общественностью

С о с т а в и т е л ь — доц. М.М. Богомолов


Сборник методических материалов по курсу «Public Relations и реклама в кризисных ситуациях». — М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2004. — 19 с.


Подготовлен на факультете журналистики.


© Богомолов М.М., 2004


Цели и задачи курса

Ситуация перехода страны от тоталитарного способа существования к иному, неизвестному и даже не представимому для большинства российских жителей, сама по себе является системным кризисом. Он охватил все без исключения области функционального бытия общества — секторы государственный, коммерческий, гражданский и частный. Тип этого кризиса по результату — кризис ли это развития или стагнация и деструкция? — во многом будет определяться действиями не только топ-менеджеров государственных институций, коммерческих корпораций и организаций гражданского сектора, но и профессионалов информации и коммуникации — рекламных и PR-специалистов. Для России, истово верящей в особую силу слова и знака, это особенно важно.

Кризисы разных масштабов неизбежны в любой области деятельности. В переходные же периоды кризис является привычным, перманентным состоянием. Коммерческая, государственно-политическая, социальная сферы в России не урегулированы как в плане правовом (внешнем), так и в плане нравственно-этическом (корпоративном). Экономика еще не стала вполне рыночной. Каждый субъект общественных отношений (коммерческих, политических, социальных, etc.) находится в поле действия чрезвычайно большого количества факторов, которые, в стабильных условиях, не должны влиять или минимально влияют на ситуацию в его сфере деятельности. В России же их влияние часто становится определяющим для судеб корпораций и людей. Это усложняет и без того непростые отношения субъекта с партнерами, конкурентами, клиентами и другими группами, значительно усиливает кризисную нагрузку. Антикризисные Public Relations призваны минимизировать такую нагрузку и помогать выходу из очередного кризиса не только с меньшими потерями, но и с позитивными приобретениями.

Умение свободно ориентироваться в проблемах и практике коммуникационного и информационного менеджмента в условиях затяжного кризиса сегодня обязательны для PR-специалистов любой сферы деятельности.



Цель данного курса — ознакомление студентов с основами PR и рекламной деятельности в условиях разнообразных кризисов, обучение их основным навыкам планирования и оценки, приобщение к ведущим формам и методам взаимодействия со значимыми группами и медиаторами коммуникаций.

Задачи курса:

  1. определить место и функции PR и рекламы в антикризисном менеджменте;

  2. познакомить студентов со специфическими методами диагностики кризисогенных и кризисных ситуаций на разных стадиях;

  3. раскрыть методы выбора стратегий и тактик антикризисных PR и рекламы, инструментов и приёмов PR-трансформации кризисных ситуаций в государственном управлении, политике, избирательных кампаниях, коммерции и социальном развитии;

  4. научить студентов анализировать эффективность PR и рекламной деятельности на практических примерах зарубежных и отечественных антикризисных кампаний.

Специализация «антикризисник» на российском PR-рынке, особенно в коммерческой и социальной сферах, еще не сформировалась. Поэтому и теоретические её основы не объединены в какой-либо компендиум или достаточно репрезентативный и специализированный круг источников, а рассеяны по информационным полям различных отраслей и специальностей. Ввиду такой ситуации занятия по курсу предполагают, кроме лекций и семинаров, написание и обсуждение студентами докладов и рефератов по темам и кругу предложенной преподавателем литературы, интерактивное обсуждение и интерпретацию учебных кейсов из современной отечественной и зарубежной практики.

Программа и
учебные задания к семинарским занятиям



Тема 1. Диагностика и типология кризисов

PR и реклама в антикризисном менеджменте

Лекция. Семинар

Кризис: представления, симптомы

Развитие представлений о кризисе: крах — минимизация потерь — новая точка роста и повод для позитивных изменений.

Основные признаки формирования кризиса: увеличение количества негативных внешних обстоятельств и/или изменение их качества, снижение эффективности организации, активизация конкурентной среды, усиление ротации кадров.

Симптомы кризиса: повышенная степень угрозы безопасности и существованию организации; цейтнот — необходимость быстрого принятия решений; стресс менеджмента.



Типология кризисов

Виды кризисов. Внутренние и внешние кризисы. Кризис обстоятельств и кризис-конфликт. Локальные и системные кризисы. Прогнозируемые и непрогнозируемые кризисы. Внезапный, возникающий (формирующийся), перманентный кризис. Реальные и виртуальные (информационные) кризисы.

Типы кризисов: рыночный, технологический, управленческий, организационный, форс-мажорный и т.д.

Связь и взаимообусловленность различных видов и типов кризисов.



Public Relations и реклама в антикризисном менеджменте

Антикризисный менеджмент как мультисистема. Управление кризисами и антикризисное управление. Маркетинговые, PR и рекламные коммуникации в антикризисных технологиях: роль, место и функции. Специфические направления работы и методы PR и рекламы в системе антикризисного менеджмента и менеджмента изменений.



Вопросы для обсуждения

  1. Как определить кризисные зоны по признакам формирования кризиса?

  2. Что является кризисом, а что — текущей проблемой?

  3. Как PR-средствами способствовать минимизации кризисных проявлений?

  4. В каких типах кризисов эффективна информационная локализация и изоляция кризисных зон?

  5. Как включить топ-менеджмент в систему внешних и внутренних антикризисных коммуникаций?

  6. Чем различаются PR-методы, способствующие преодолеть кризис обстоятельств и кризис-конфликт?

Литература

Основная

Crisis management (краткий курс). —

http://www.gossovet.ru/1998/cm/cm-index.htm.

Антикризисное управление: Журнал, 1999–2004. —

http://www.anticrisis.ru/

Анцупов А. и др. Конфликтология. — М., 1999.

Балашов В.Г., Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятием и банками: Учебно-практическое пособие. — М., 2001.

Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. — М., 2003.

Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. — М., 2004.

Комиссаров Д. План на всякий случай. Основы disaster recovery. — http://www.ko.ru/document_for_print.asp?d_no=8197&p=1.

Коммуникации в кризисных ситуациях: Общий курс / Пер. с англ. Л. Пигнастой. — http://www.pressclub.host.ru/Communication.shtml.



Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология. — М., 2002.

Кононенко Н.В., Марабян Г.А. Разработка антикризисной PR-программы как часть стратегической программы развития бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 1998. — № 6.

Кошелюк М. Управление будущим как антикризисная технология // Со-общение. — 2001. — № 9.

Кризис. Предназначение. Человеческий капитал // Там же. — 2004. — № 5 (тематический выпуск).



Маренков Н.Л., Касьянов В.В. Антикризисное управление. — Дубна, 2004.

Маркушина Е. Public Relations как инструмент кризис-менеджмента: Ч. 1. — http://www.markus.spb.ru/navalochnaya/pr1.shtml;

Ч. 2. — http://www.markus.spb.ru/navalochnaya/pr2.shtml.



Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / Пер. с англ. — М., 1996.

Попов Р.А. Антикризисное управление. — М., 2003.

Словарь терминов антикризисного управления.

http://www.academic.ru/misc/anticris.nsf/ListW и/или http://eco.rea.ru/misc/anticris.nsf/ListW.

Тарасов В. Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления. — М., 2003.

Тернистый путь развития. Реализация стратегии перемен сродни антикризисному управлению // Со-общение. — 2002. — № 1.



Чумиков А.Н. Конфликтный менеджмент в бизнес-структурах и паблик рилейшнз как способ его реализации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Конфликты в политике и экономике: мониторинг и менеджмент. — М., 1994.

Чумиков А.Н. Управление конфликтами. — М., 1995.

Юн Г.Б., Таль В.В., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. — М., 2003.

Дополнительная

Антикризисное управление. Модуль 11. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». — М., 2000.



Блохина Н. Главный санитарный врач России против пивоваренных предприятий: анализ механизмов управления конфликтом. —

http://www.pressclub.host.ru/BeerConf.shtml.



Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

Коттер Д.П. Впереди перемен / Пер. с англ. — М., 2003.

Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке: Учеб. пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. — М., 2002.

Переходы и катастрофы. — М., 1994.


Тема 2. Основные функции, стратегии и содержание деятельности
PR и рекламных служб в различных фазах кризиса

Семинар-дискуссия

Функции PR-служб в кризисных ситуациях (общая программа PR-управления кризисами):

  1. Определение областей, направлений и ситуаций риска.

  2. Предупреждение кризисов путем плановых изменений в областях риска.

  3. Прогностическое планирование коммуникационной и информационной деятельности в прогнозируемых и непрогнозируемых кризисах.

  4. Диагностика кризиса: анализ симптомов, определение вида и типа кризиса, выявление источников и причин, определение текущей фазы кризиса.

  5. Прогнозирование путей развития и последствий кризиса.

  6. Реализация и текущая коррекция планов.

  7. Посткризисная коррекция деятельности.

Стратегии реагирования:

    1. Адаптация и подстройка (при воздействии непреодолимых факторов: стихийных, законодательных, макроэкономических, абсолютного превосходства ресурсного комплекса конкурента и т.п.).

    2. Преодоление кризиса и трансформация ситуации.

Основные антикризисные стратегии — выбор позиционирования:

  1. Демонстративное внешнее игнорирование кризиса.

  2. Минимальная реакция — только на важнейшие целевые группы.

  3. Полномасштабная реакция:

а) ликвидация реальных причин и последствий. Противодействие оппонентам;

б) управление драматизмом сценариев. Микширование ситуации — сглаживание кризисных противоречий и конфликтов, минимизация последствий;

в) интерпретация, использование ситуации в корпоративных интересах.

Содержание деятельности PR и рекламных служб в разных фазах кризиса:

1. Докризисное состояние. Кризисогенная ситуация.

Ведение информационных баз и баз данных по направлениям деятельности корпорации, состоянию среды деятельности, целевым группам и персонам. Мониторинг и анализ ситуации. Выявление кризисогенных точек. Минимизация кризисогенных факторов — разработка и реализация сценариев превентивных и проспективных антикризисных кампаний.

2. Предкризисное состояние.

Диагностика и анализ симптомов, определение гипотетических направлений, видов, типов и сценариев кризисов. Подготовка сценариев антикризисных кампаний.

3. Возникновение кризиса. Периоды обострения кризиса.

Реализация антикризисных сценариев: снятие основной проблематики кризиса. Дедраматизация ситуации для основных групп. Поддержка партнеров и клиентов.

4. Затухание кризисного процесса.

Минимизация имиджевых и репутационных последствий. Определение и активизация точек посткризисного развития.

5. Прекращение кризисного процесса.

Ликвидация последствий кризиса. Анализ эффективности и коррекция антикризисных стратегий, тактик и технологий.

Вопросы для обсуждения


  1. Как определить степень достоверности предкризисного и посткризисного прогноза?

  2. Каков круг источников достоверной информации для диагностики кризиса?

  3. Каковы общие и специфические целевые группы для антикризизных PR и рекламы?

  4. Типы информации и данных для антикризисных PR и рекламы.

  5. Каков набор основных факторов для выбора стратегии реагирования и может ли она быть однозначной?

  6. Возможная структура сценария для антикризисной PR и рекламной кампании.

Литература

Основная

PR: международная практика / Под ред. С. Блэка. — М., 1997.

PR против кризисов: механизмы управления. Международная конференция, 26–27.01.1999. — М., 1999.

PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с англ. — М., 2002.



Баканова М. Вашему будущему завтра PR может помочь уже сегодня, или Антикризисный PR. — http://www.pr-top.com/articles/readpubl.html?id=11.

Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Пер. с фр. — М., 2001.

Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. — М., 1996.

Доулинг Дж. Кризисные репутационные стратегии. —

http://pr-life.ru/?part=University&universityid=126.



Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. — М., 1999.

Моисеева В. Практика управления репутацией компании во время кризиса // Управление компанией. — 2002. — № 6.

Ньюсом Д., Ван Слайк Тёрк Д., Крукеберг Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. — М., 2001.

Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. — http://www.pressclub.host.ru/techn_5.htm.

Самые успешные PR-кампании в мировой практике: Сб. / Пер. с англ. — М., 2002.



Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. — М., 2004.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. — СПб., 2003.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. — СПб., 2003.

Хон Л.Ч., Грунинг Д. Руководящие принципы для измерения взаимоотношений в области связей с общественностью. —

http://www.pr-center.org.ua/docs/23.zip.



Чумиков А.Н. Связи с общественностью. — 2-е изд. — М., 2001.

Дополнительная

Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. — М., 2003.

Барлоу У., Ричер Л. Внутренний анализ эффективности PR деятельности: Критерии и методы. — http://www.pr-center.org.ua/docs/24.zip.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. — 6-е изд., доп. — СПб., 2002.

Горохов В.М., Комаровский В.С. Связи с общественностью. — М., 1996.

Данилов В. Прививка от кризиса // Со-общение. — 2000. — № 10 (специальный выпуск).

Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. — М., 2002.

Катлип Скотт М., Центер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. — М., 2000.

Мехлер Г.А., Лахман В.-Д. Власть и магия PR. — СПб., 2004.

Паблик рилейшнз: теория и практика: Хрестоматия. — СПб., 2000.

Справочник для корпоративных PR-специалистов. — М., 2003.

Фаер С. PR — секреты общественных отношений. — СПб., 1998.
Тема 3. Технологии и инструменты антикризисных Public Relations

Семинар. Ролевая игра

Организация кризисного штаба. Распределение ролей и функций.

Коммуникационные тактики: повышение избирательности, расширение и уточнение целевых групп и каналов коммуникации, активизация прямых каналов, непрерывность и ритмичность. Медийные и немедийные коммуникации. Рекламные коммуникации.

Информационные тактики: доминирование, централизация, контроль и координация, постоянная доступность. Мониторинг информационной ситуации. Методы информационной поддержки партнеров и клиентов.

Media Relations. Критерии выбора медийных коммуникаций. Создание собственных медиа. Web-медиа и интернет-технологии. Принципы работы с Mass Media.

Спиндоктор. Манипулятивные и апеллятивные PR-технологии.

Использование психологии восприятия кризиса различными группами.

Стандартные ошибки PR-служб в кризисных ситуациях:


    • задержка реакции (потеря инициативы),

    • слабая координация топ-менеджмента и PR-службы (информационная, событийная),

    • выдача информации и комментариев не по теме кризиса (затуманивание, увиливание, разглагольствования),

    • конфронтация (поиск виновных, врагов, встречные обвинения, etc.).

Вопросы для обсуждения

      1. Какие менеджеры должны войти в антикризисный штаб? Их необходимые ролевые качества?

      2. Как выбрать вариант коммуникационной политики при разных видах и типах кризисов?

      3. Варианты информационных взаимоотношений с разными целевыми группами.

      4. Соотношение манипулятивных и апеллятивных технологий в антикризисных PR и рекламе. Как определить допустимый уровень манипуляции?

Ролевая игра «Антикризисный штаб организации»

Цель игры — получить представление о структуре антикризисной PR-деятельности.

Студенты коллегиально выбирают вид (государственная, политическая, коммерческая или общественная) и тип организации. Формулируют наиболее типичные кризисные ситуации для этого типа организации. Моделируют структуру антикризисного штаба. Выбирают для себя роли, одновременно формулируя необходимые качества персонажей. Коллегиально составляют примерный план работы штаба и сфер деятельности, в его контексте, для каждой роли.



Литература

Основная

Беззубцев С.А. Слухи, которые работают на вас. — СПб., 2003.

Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы паблик рилейшнз. — СПб., 2003.

Бузин В. Основы медиапланирования. — М., 2002.

Волковский Н.Л. История информационных войн: В 2 т. — СПб., 2003.

Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент. — М., 2003.

Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера по PR. — СПб., 1997.

Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности. — М., 2004.

Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Природа общественных связей и технология паблик рилейшнз. — М., 2001.

Коммуникации в кризисных ситуациях: Общий курс / Пер. с англ. Л. Пигнастой. — http://www.pressclub.host.ru/Communication.shtml.



Кононенко Н.В., Марабян Г.А. Разработка антикризисной PR-программы как часть стратегической программы развития бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1998. — № 6.

Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Вопросы психологии. — 2003. — № 6.

Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. — СПб., 2003.

Основные принципы и стандарты оценки эффективности PR-технологий / Пер. с англ. — http://www.pr-center.org.ua/docs/21.zip.



Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. — К., 1998.

Почепцов Г.Г. Спиндоктор, который умеет «лечить» события. — М., 1999.

Рязанов Ю.Г, Шматов Г.А. Медиапланирование. — Екатеринбург, 2002.

Серов А.Г. Страшные тайны PR: Записки PR-консультанта. — СПб., 2004.

Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. — М., 2003.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. — СПб., 2003.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. — М., 1990, 2001.

Ян В. Проведение рекламных кампаний. Стратегия. Структура. Носители. — М., 2003.

Дополнительная

Аллен Х. Авиакатастрофа в Ньюфаундленде: PR в кризисной ситуации. — http://www.pressclub.host.ru/Avia.shtml.

Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2000.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М., 2002.

Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. — М., 2001.



Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. — М., 2002.
Тема 4. Антикризисные Public Relations в государственном секторе,
политической сфере и избирательных технологиях


Лекция. Семинар

Зоны ответственности государства. Синтетичность кризисов в государственном секторе. Экономические, политические, социальные и PR составляющие кризисов. Кризисы ситуативные и кризисы-конфликты групповых интересов. Внутренние и внешние кризисы.

Кризисы в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти. Коммуникативные и информационные особенности контролируемых кризисов.

Деятельность и продукция государственных и независимых политических аналитических и PR-служб. Организация и взаимодействие антикризисной PR-деятельности различных ветвей власти. Основные ресурсы государственных PR-служб. Антикризисные штабы.

Ресурсы и методы мониторинга и прогнозирования ситуации в государственном секторе. Методы PR-профилактики кризисов. Коммуникационные и информационные стратегии. Сегментация аудитории государственными PR-службами. Массовая аудитория и группы влияния. Создание PR-событий.

Внутренние и внешние кризисы политических партий, их взаимосвязь. Позиционирование, имидж и репутация политика и партии. Цели и задачи антикризисных PR политических партий и движений в разных видах кризисных ситуаций. Взаимодействие с PR-службами государственных, коммерческих и общественных структур. Кризисные медиа-стратегии политических партий.

Выборы как перманентная кризисная ситуация. PR и рекламные составляющие избирательных технологий. Кризисогенные факторы. Основные виды обострений кризиса: организационный, коммуникационный, информационный. Ресурсы избирательных кампаний. Задачи PR-служб и рекламных отделов предвыборных штабов в кризисных ситуациях. Антикризисное позиционирование. Методы и средства отражения информационных атак.

Вопросы для обсуждения


  1. В чём специфика роли рекламных коммуникаций в кризисах государственного сектора, партий и в избирательных кампаниях?

  2. Какими PR-методами возможна профилактика расширения зоны кризиса в государственном секторе?

  3. В каких сферах наиболее эффективно взаимодействие PR-служб государственного сектора и политических партий при масштабных политических кризисах?

  4. Какие ресурсы более эффективны в государственных, политических и электоральных PR-кампаниях?

  5. Что такое «чёрный пиар»? Является ли «чёрный пиар» в действительности Public Relations?

Литература

Основная

Аграшенков А.В. Исторический опыт воздействия на политическое сознание в переломные моменты общественного развития. — СПб., 1994.

Браславец Т., Петерленко М. Антитеррористический PR. —

http://www.pronline.ru/shownews.php?ID=1379&D=2002-12-28.



Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. — http://www.gtnews.ru/cgi/news/view.cgi?id=18948&cat_id=10&page=1.

Григорьев М. Современная избирательная кампания как антикризисное управление. — http://www.siberian.ru/tech/bus_kamp.shtml.

Евстафьев В., Лисовский С. Избирательные технологии: история, теория, практика. — М., 2000.

Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. — М., 1999.

Ильясов Ф. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. — М., 2000.

Кошелюк М.Е. Технологии политических выборов. — 2-е изд. — СПб., 2004.

Кравченко В.И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. — СПб., 2003.

Лисовский С. Политическая реклама. — М., 2001.

Михайлов А., Романов Ю. Обитатели миража. PR специального назначения. Связи с общественностью в экстремальных случаях. — М., 2002.

Модестов С.А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. — М., 1999.

Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. — Ч. II: Политическая реклама. Политический маркетинг. Управление рекламной кампанией. — М., 1998.

Ольшанский Д. Политический PR. — СПб., 2003.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. — М., 2001.

Почепцов Г.Г. Логика пропагандистской войны. 12 правил ведения PR-войны. Руководство. — http://www.russ.ru/politics/interpol/20011126-poch.html.

Почепцов Г.Г. Создание виртуальных объектов и использование их в предвыборной борьбе. — http://www.russ.ru/politics/interpol/20020104_poc.html.

Расторгуев С.П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. — М., 1999.

Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации. — М., 2001.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В.С. Комаровского. — М., 2001.

Ситников А. Новые подходы к эффективной коммуникации. —

http://www.tspu.edu.ru/download/030625092150261.zip.

СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. — М., 2000.

Справочник по политическому консультированию / Пер. с англ. — М., 2001.



Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. — http://www.pr-center.org.ua/docs/11.zip.

Цуладзе А. Большая манипулятивная игра: политические технологии в действии, выборы в виртуальном пространстве. — М., 2001.

Цыгичко В.Н., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики. — М., 1997.

Чемодуров Н. Проблема государственного PR: тактика, победившая стратегию. — http://www.pronline.ru/shownews.php?ID=1378&D=2002-12-28.

Черепанова И. «Ангельский огонь»: Красные PR России. — М., 2003.

Шомова С.А. Политические шахматы. Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. — М., 2003.

Дополнительная

Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия: Сб. — М., 2000.



Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. — М., 1996.

Киселев А.Г., Шарков Ф.И. Теория и практика массовой информации: информатизация государственного управления. — М., 2002.

Любашевский Ю.Я. Политический брендинг. Активные избирательные технологии. — М., 1999.

Жуков К., Карнышев А. Азбука избирательной кампании / Предисл. Г. Сатарова. — М., 2001.

Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. — М., 1995.

Поляков Д.Н. Специфический маркетинг: Public Relations в политике // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1998. — № 3.

Почепцов Г.Г. Кто и как работает над созданием имиджей афганской войны. — http://www.russ.ru/politics/interpol/20011130-poch.html.

Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. — http://www.pr-center.org.ua/docs/11.zip.

Фаер С. PR-секреты общественных отношений. «Ловушки» конкурентной борьбы. Механизмы политической карьеры. — СПб., 1998.
Тема 5. Антикризисные Public Relations в коммерческой деятельности

Семинар-дискуссия

Рыночные и внерыночные кризисогенные факторы в коммерческой деятельности. Специфика нерыночных кризисов. Типы кризисов, характерные для производительной сферы, сферы услуг, финансовой и торговой сфер. Кризисы изменений в корпорации.

Аналитическая работа PR-служб коммерческих структур: оценка кризисной ситуации, причин, факторов и хронологии кризиса, определение участников, ролей, целей и мотивов. Анализ социально-экономической и политической составляющих кризиса.

Участие в формировании и работе антикризисного штаба корпорации. Система координации с другими подразделениями.

Разработка концепции антикризисных PR и рекламной кампании. Планирование результатов. Проблема эффективности. Информационные и коммуникационные стратегии антикризисных PR. Создание открытых и специальных коммуникационных каналов. Реализация стратегии информационного доминирования. Организация специальных событий и информационных поводов. Методы противодействия информационной агрессии. Информационное обеспечение антикризисных мероприятий в отношении персонала, партнеров и клиентов.

Медийные коммуникации. Антикризисное медиапланирование. Оперативное взаимодействие с новостными и аналитическими программами центрального и местного ТВ, информационными агентствами, печатной прессой, радио и интернет-ресурсами. Виды антикризисной рекламы в прессе.



Вопросы для обсуждения

  1. Каковы роль и место PR в интегрированных маркетинговых коммуникациях в период кризиса? Какие задействуются общие и специальные ресурсы маркетинговых, рекламных и PR-служб?

  2. На основании каких критериев выбирается базовая стратегия антикризисной PR-кампании?

  3. Как распределяются медийные и немедийные коммуникации между целевыми группами корпорации в антикризисных PR?

  4. Стратегии информационного менеджмента в кризисной ситуации? Возможна ли и полезна ли монополия на информацию?

  5. Какие виды рекламы наиболее эффективны при разных типах кризисов?

Литература

Основная

Антикризисное пособие для российских предприятий малого бизнеса. — http://www.cfin.ru/management/tusrif.



Баканова М. Вашему будущему завтра PR может помочь уже сегодня, или Антикризисный PR. — http://www.pr-top.com/articles/readpubl.html?id=11.

Балашов В.Г., Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятием и банками. — М., 2001.

Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций. — М., 2001.

Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри / Пер. с англ. — М., 2003.

Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. — М., 2003.

Данилов В. Прививка от кризиса // Со-общение. — 2000. — № 10 (специальный выпуск).

Доулинг Дж. Кризисные репутационные стратегии / Пер. с англ. Ю. Набутовского. — http://www.pressclub.host.ru/techn_n1.shtml.

Ельшина П. Антикризисный маркетинг // Маркетолог. — 2003. — № 1.

Желены М. Информационные технологии в бизнесе. — СПб., 2002.

Ивлев А. Драма перемен. PR-сопровождение изменения компании // Со-общение. — 2002. — № 1.

Комиссаров Д. План на всякий случай. Основы disaster recovery. — http://www.ko.ru/document_for_print.asp?d_no=8197&p=1.

Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. — М., 2003.



Малявина А.В., Попов С.А., Пашина Н.Б. Лизинг и антикризисное управление. — М., 2002.

Моисеева В. Практика управления репутацией компании во время кризиса // Управление компанией. — 2002. — № 6.

Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э.А. Уткин и др. — М., 2001.



Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. — СПб., 2003.

Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. — М., 2004.

Старостин С. Готовься к худшему. Чем мощнее компания, тем крупнее неприятности, которые могут ее постичь // Компания. — 2000. — № 40 (136).

Стровский Д.Л. Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие по курсу организации и техники внешнеэкономической деятельности. — Екатеринбург, 1996.

Тернистый путь развития. Реализация стратегии перемен сродни антикризисному управлению // Со-общение. — 2002. — № 1.



Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. — СПб., 2001.

Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. — М., 2002.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. — СПб., 2003.

Хейг М. Крупнейшие ошибки брендинга. 100 самых громких провалов в истории торговых марок. — СПб., 2003.

Чумиков А.Н. Конфликтный менеджмент в бизнес-структурах и паблик рилейшнз как способ его реализации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Конфликты в политике и экономике: мониторинг и менеджмент. — М., 1994.

Шелепин И., Бакеев А. Тактика борьбы с подмоченной репутацией // КоммерсантЪ-Деньги. — 2002. — № 6.

Дополнительная

Антикризисная программа компании Coca-Cola в России, 1998 1999 гг. — http://main.emc.spb.ru/konkurs/99/Piter/COCA/SITE/sld009.htm.



Андурас Е.Ч. Бизнес и пропаганда. — М., 1996.

Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. — СПб., 2001.

Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики: Теория и практика. — М., 2003.

Демин Ю.М. Бизнес PR. — М., 2003.

Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. — СПб., 2004.

Мещанинов А.А. Образ компании. — М., 2001.

Сартан Г. Как реагировать на саботаж и сопротивление. —

http://bi.katarsis.ru/art4.php.



Тульчинский Г.Л. Public Relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. — СПб., 1994.

Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама. — М., 2003.
Тема 6. Антикризисные Public Relations в социальной сфере

Лекция. Семинар

Социальные коллизии, конфликты и кризисы. Связь с политическими и экономическими кризисами. Контекстность и локальность проявлений социального кризиса в России. Типы социальных кризисов: объективно обусловленные (кризисы обстоятельств), субъективно обусловленные (информационные, психологические). Спровоцированные кризисы. Проблематика социальных кризисов: экономическая, организационная, правовая, национальная, религиозная, экологическая и т.д.

Социальные группы перманентных (затяжных) кризисов. Социальные группы ограниченных кризисов. Целевые группы антикризисных PR: массовая аудитория, участники конфликтов, виктимные группы, источники кризиса, властные структуры.

Основные типы PR-деятельности в разных типах социальных кризисов: обострение кризиса для ускорения ликвидации его причин, дедраматизация ситуации, мобилизация (актуализация) деятельности по снятию причин кризиса. Типология и роль социальной рекламы. Деятельность PR-служб государственного, коммерческого и гражданского секторов в социальных кризисах.

Принципы, методы и технологии антикризизных PR в социальной сфере. Коммуникативные и информационные стратегии. Типы PR-обращений.

Вопросы для обсуждения


  1. Какие проявления социальных кризисов наиболее актуальны и опасны для общества? Как они могут предупреждаться и локализоваться средствами PR и рекламы?

  2. Какие базовые целевые группы могут быть выделены при социальных кризисах экономического генезиса, природно-стихийного, правового, политического?

  3. Как коррелируют типы социальной рекламы с различными типами кризисов в социальной сфере?

  4. Как специфицируется деятельность PR-служб разных секторов в социальных кризисах?

  5. Возможна ли координация PR-служб разных секторов при социальных кризисах? Кто может стать координатором?

Литература

Основная

Активное ненасилие. Как правильно провести публичную акцию протеста. — М., 2003.

Акции экологического движения: Руководство к действию. — М., 1996.

Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. — М., 1996.

Векслер А.Ф. Связи с общественностью для некоммерческих организаций: технология успеха. — Н. Новгород, 1998.

Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг: Сб. статей и материалов. — М., 2003. — http://www.irex.ru/programs/pro-ngo/newsletter/Book.doc.

Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО: Сб. — М., 2004.

Дюкарев Р., Фокс К., Холмз О., Эбнер К.В. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. — М., 2000.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. — СПб., 2000.

Как наладить диалог с общественностью. — М., 1998.

Кампания по защите общественных интересов. — М., 1999.

Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Природа общественных связей и технология паблик рилейшнз. — М., 2001.

Качалова Ю.Н. Вовлечение граждан в решение местных проблем. — М., 2000.

Коммуникация и коммуникационные технологии в некоммерческих организациях и кризисных ситуациях. — СПб., 2001.



Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке: Учеб. пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. — М., 2002.

Ларионов И.К. Стратегия социального управления. — М., 2004.

Межсекторные взаимодействия в России. Настольная книга 1999. — М., 2000.

Местное телевидение, власть, население: информационная открытость как основа социального партнерства. — М., 2001.

Методы взаимодействия правозащитных организаций и СМИ. — http://www.gdf.ru/books/books/metod/content.html.



Миллер Э.Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. — М., 1998.

Моисеев В. Паблик рилейшнз — средство социальной коммуникации. Теория и практика. — М., 2002.

Объединения граждан по месту жительства: стратегии деятельности: Сб. статей. — Новосибирск, 2001.



Попов С.Г. Социальный менеджмент. — М., 2000.

Региональная пресса России и структуры гражданского общества: сотрудничество во имя развития. — М., 1999.



Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: Методика организации общественного диалога. — М., 2001.

Социальная реклама. — http://socreklama.ru; http://www.problema.spb.ru/

Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — М., 1994.

Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. — М., 2000.

Справочник «зеленого» пиарщика. — М., 2000.

Стратегия проведения кампании по защите общественных интересов. — М., 2000.



Федотова Л.Н. Реклама в социальном пространстве. — М., 1997.

Хоффман, Эбби. Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии. — М., 2003.

Шинелева Л.Т. Общественные неправительственные организации и власть. — М., 2002.

Эффективные PR-технологии некоммерческого сектора в России. По материалам Всероссийского конкурса PR-проектов «Первая полоса». — Краснодар, 2002. — http://www.srrc.ru/srrc/doc/br08.pdf.


Дополнительная

Искусство формирования коалиций. — М., 1995.



Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1999.

Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. — СПб., 2002.

Укрощение Левиафана: право, государство и гражданское общество в современной России. — М., 2000.



Фокс К. Социальный маркетинг. — http://infohome.alt.ru/books-ngo/index.html.

Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. — М., 2000.
Вопросы для подготовки к зачёту


  1. Виды и типы кризисов.

  2. Основные признаки формирующегося кризиса.

  3. Основные признаки текущего кризиса.

  4. Роль Public Relations и рекламы в антикризисном менеджменте.

  5. Различия текущей и кризисной коммуникационных стратегий.

  6. Функции PR-служб в кризисе.

  7. Содержание деятельности PR и рекламных служб в кризисогенной ситуации, предкризисном состоянии, в периоды обострения кризиса, в посткризисный период.

  8. Организация кризисного штаба. Распределение ролей и функций.

  9. Коммуникационные тактики в кризисных PR.

  10. Информационные тактики в кризисных PR.

  11. Критерии выбора медийных коммуникаций в кризисе.

  12. Манипулятивные и апеллятивные PR-технологии.

  13. Стандартные ошибки PR-служб в кризисных ситуациях.

  14. Основные составляющие кризисов в государственном секторе.

  15. Продукция государственных и независимых политических аналитических и PR-служб.

  16. Цели и задачи антикризисных PR политических партий и движений в разных видах кризисных ситуаций.

  17. PR и рекламные составляющие избирательных технологий.

  18. Методы и средства реагирования на информационные атаки.

  19. Содержание аналитической работы PR-служб коммерческих структур.

  20. Информационные и коммуникационные стратегии антикризисных PR в коммерческом секторе.

  21. Специфика антикризисного медиапланирования.

  22. Роль PR и рекламы в интегрированных маркетинговых коммуникациях в период кризиса.

  23. Типология и сферы социальных кризисов.

  24. Целевые группы антикризисных PR и рекламы в социальных кризисах.

  25. Деятельность PR-служб государственного, коммерческого и граждан­ского секторов в социальных кризисах.

Дополнительная литература

Азбука рекламы и Public Relations: Библиографический указатель 365 книг по рекламе и связям с общественностью в комплексе маркетинговых коммуникаций. — СПб., 1997.



Ганжин В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникологию. — М., 1998.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997.

Почепцов Г.Г. Информация & дезинформация. — М., 2001.

Практика менеджера паблик рилейшнз. — М., 1997.

Реклама и PR: Библиографический указатель: книга на рус. и иностр. яз. — М., 2001.

Реклама и связи с общественностью: теория и методика профессионального творчества: Ч. 1. — СПб., 1998.

Словари терминологии PR, рекламы и маркетинга.

http://www.pr911.ru/pr-glossary.html;


http://www.iia.ru/help/?glos ; http://www.ir-magazine.ru/dict.phtml;
http://pr-life.ru/?part=University&dictionary=1;
http://www.abnews.ru/itermins.html;
http://www.pmprofy.ru/content/rus/rubr25/rubr-259.as p; http://allmedia.ru/customize/srchform.asp?wt=44;
http://businessvoc.ru/;
http://www.horizont.net/horizont_plus/web_lexikon/;
http://www.perfekt.ru/dic/pr-glossar.html; http://www.tspu.edu.ru/download/030425132515266.doc.

Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. — СПб., 2002.

Уилкокс Д., Олт Ф., Аги У. К., Кэмерон Г.Т. Самое главное в PR. — СПб., 2004.

Хейг М. Электронный Public Relations. — М., 2002.

Чумиков А.Н. Креативные технологии паблик рилейшнз. — М., 1998.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учеб. — М., 2002.

Энциклопедия по рекламе и PR. — http://reklama.wide.ru/tree/index.html.



Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама. — М., 2003.

Ян В. Проведение рекламных кампаний. Стратегия. Структура. Носители. — М., 2003.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка