Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук Научный консультант: д с. н., профессор Уржа О. А. Москва 2014



Сторінка1/23
Дата конвертації15.04.2016
Розмір4.68 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
На правах рукописи


ФРОЛОВА Елена Викторовна


МОДЕРНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Специальность 22.00.08 – Социология управления

диссертация на соискание ученой степени

доктора социологических наук

Научный консультант: д.с.н., профессор Уржа О.А.

Москва – 2014

Введение……………………………………………………………………….4

Глава 1. Теоретико-методологические основы социолого-управленческого анализа социальной инфраструктуры муниципальных образований……………………………………………….24

1.1 Сущность социальной инфраструктуры и особенности ее исследования как научной категории……………………………………………...………….24

1.2 Методологические подходы к исследованию модернизации социальной инфраструктуры муниципального образования…………………...………..54

Глава 2. Управленческие практики модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований…………………..……82

2.1 Отечественный и зарубежный опыт управленческих практик развития социальной инфраструктуры образований…….………………………..…82

2.2 Факторы, детерминирующие управленческие практики модернизации социальной инфраструктуры муниципальных …………………………..116

2.3 Специфика современных управленческих практик модернизации социальной инфраструктуры российских муниципальных образований…………………………………………………………………..138



Глава 3. Тенденции развития социальной инфраструктуры муниципальных образований в РФ в условиях территориальной дифференциации……………………………………………………………162

3.1 Особенности территориальной дифференциации РФ в объективных и субъективных показателях функционирования социальной инфраструктуры……………………………………………………………..162

3.2 Развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований в современных российских условиях……………………………………..…187

3.3 Ограничения и потенциал модернизации социальной инфраструктуры в современных муниципальных образованиях РФ………………...…………216



Глава 4. Модель модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований в РФ……………………………………….251

4.1. Формирование институциональной среды модернизации социальной инфраструктуры современных муниципальных образований РФ………251

4.2. Ресурсное обеспечение модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ…………………………………………….275

4.3. Социальное партнерство в модели модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ…………………...……310

Заключение…………………………………………………………...………..349

Список литературы…………………………………………...……………….357

Приложения…………………………………………………………...………375

Введение

Актуальность темы исследования. Социальная инфраструктура обеспечивает удовлетворение жизненно важных потребностей населения, охватывая все пространство его жизнедеятельности, начиная от условий труда, быта и заканчивая возможностями организации досуга, получения образования, медицинских услуг, приобщения к культурным ценностям. Именно социальная инфраструктура является одним из доминирующих факторов повышения качества жизни населения, реализации потенциальных возможностей личности.

Современное состояние социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ характеризуется рядом проблем и не в полной мере соответствует потребностям населения. Особенно в сложной ситуации оказались жители отдаленных территорий, малых городских и сельских поселений. По данным Федеральной службы государственной статистики, сегодня почти каждый третий сельский населенный пункт (28,5%) не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, сокращается число учреждений культурно-досугового типа, существуют проблемы функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры, так, только 33,4% сельских домохозяйств имеют доступ к сети Интернет. Дисбалансы в развитии социальной инфраструктуры приводят к нарушению принципов социальной справедливости, не обеспечивая равных условий доступа к социальным благам и услугам граждан, проживающих на разных территориях.

При этом именно развитие социальной инфраструктуры способствует преодолению территориальных диспропорций, снижению уровня поляризации в условиях организации жизненного пространства для населения различных муниципальных образований. Реализация данной функции в современных условиях имеет огромное значение, обеспечивая полицентрическую модель территориального развития, преодоление межрегиональных противоречий, деструктивной асимметрии в развитии муниципальных образований, социального неравенства в условиях жизнедеятельности населения.

Сложность и многоаспектность поставленных проблем предъявляет особые требования к системе управления, обеспечивающей функционирование и развитие социальной инфраструктуры, прежде всего на местном уровне. Концентрация на конкретной территории всех процессов жизнеообеспечения населения, территориальная локализация объектов социальной инфраструктуры подтверждает приоритетную роль местных органов власти в обеспечении управления данными процессами. В связи с чем, особую актуальность приобретает разработка направлений модернизации социальной инфраструктуры, которая предполагает консолидацию финансовых, организационно-кадровых, научно-информационных ресурсов именно местного самоуправления, в целях повышения уровня и качества жизни населения, наиболее полного удовлетворения его потребностей.



Степень научной разработанности проблемы. Анализу теоретических и практических проблем развития инфраструктуры посвящено значительное число исследований, как в России, так и за рубежом. Западные ученые в работах 50-70-х годов основополагающей функцией инфраструктуры считали именно экономическую, которая заключалась в создании условий для эффективного развития производственных отраслей.

Такие ученые, как П. Самуэльсон, А. Пезенти, Г. Цехлин, Р.Йохимсен, X. Зингер, Д.М. Кларк, А. Маршал, У. Ростоу1 рассматривали инфраструктуру как основу для развития предпринимательства, фактор снижения его трансформационных издержек. Первые советские исследования в данной сфере выделяли, прежде всего, функцию обслуживания промышленности, что было обусловлено необходимостью интенсификации производства (С.А. Хейман, А.Е. Пробст, Г.П.Солюс).2

Интерес представляют работы ученых, исследующих тенденции развития социальной инфраструктуры в рамках экономического подхода (А.И. Кочерга, А.А. Мазараки, Ю.Ю Суслова, С.И. Яковлева, Е.В. Ким, Т.В. Третьяченко, О.Г. Алешина, Е.Г. Русскова, С. В. Кельбах , А.Б. Елканов, К.А. Омаров, И.В. Калтырин и другие3). В работах рассматриваются особенности функционирования и организации инфраструктуры как подсистемы российской экономики, ее социально-экономические функции. В последние годы в работах ученых нашли отражение актуальные вопросы привлечения инвестиций, разграничения расходных полномочий по ее развитию между бюджетами различных уровней, разрабатываются направления развития рыночной инфраструктуры.

В рамках политологического подхода рассматриваются политические условия, факторы, способствующие или препятствующие модернизации социальной инфраструктуры, разрабатываются направления федеральной и региональной политики по развитию инфраструктуры в РФ, анализируются элементы и роль политической инфраструктуры. В рамках данного подхода известны работы Д.Ю. Рудик, А.В. Рожкова, И.Н. Иваненко, Г.О. Квасовой4.

Значительное количество работ зарубежных ученых (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г.Зиммель, Р. Парк, Л. Вирт, М. Кастеллс, Д. Харви, Д. Джекобс5) посвящено анализу социально-экономического состояния городов, качеству жизни в них, благоустройству, проблемам городских жителей, которые связываются, в том числе, с недостаточным уровнем развития социальной инфраструктуры. Особенности функционирования социальной инфраструктуры российских городов рассмотрены в работах Л.А. Велихова, С.П. Федулова, М.В. Каллагова, А.Г. Воронина, А.В. Сулоева и других.6

Вопросам сущности, классификации, функций основных элементов социальной инфраструктуры посвящены работы таких ученых, как Ж.Т. Тощенко, В.Б. Зотов, В.А. Жамин, Т.Г. Семенкова, С.А. Дебабов, В.П. Красовский, С.А. Хейнман, Э.П.Горбунов, Б.Н. Хомелянский, А.Л. Гапоненко, А.А. Ткаченко, П.В. Кухтин.7

Значительный интерес с точки зрения целей данного диссертационного исследования представляют работы С.Г. Важенина, Н.А. Денисова, В.В. Маркина, Х.Б. Краснопольского8, идеи которых положены в основу анализа территориальных различий в развитии социальной инфраструктуры, специфики современных социально-экономических и политических факторов, определяющих управленческие практики модернизации социальной инфраструктуры. Роль социальной инфраструктуры в процессах воспроизводства населения, повышении качества жизни населения рассмотрена в работах Ю.П. Аверина, В.П. Кондратова, Г.И. Осадчей, Л.З. Фатхуллиной, А.Ю. Ширипова, О.В. Юферова.9

Теоретические основы научного управления изложены в трудах Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Э. Мейо, П. Друкера, Г. Саймона.10 Идеи социального управления представлены в трудах таких ученых, как Ю.П. Аверин, В. Г. Афанасьев, В.И. Жуков, В.Н. Иванов, Г.В. Осипов, О.А. Уржа, В.И. Чупров.11 Проблемы государственного и муниципального управления, процессы взаимодействий населения и власти являются предметом исследований таких ученых, как Г.В. Атаманчук, И.В. Бабичев, В.Н. Иванов, А.С. Капто, В.К. Левашов, В.И. Патрушев, Н.А. Романович.12 Вопросам модернизации российского общества посвящены работы С. Н. Гаврова, М. К. Горшкова, А.Б. Гофмана, Л.В. Константиновой, Н.И. Лапина, А. В. Миронова, Н.Е. Тихоновой, Е. Г. Ясина.13

Теоретико-методологические и эмпирические аспекты социологии управления представлены в работах таких ученых, как Ю.П. Аверин, Е.М. Бабосов, Л.А. Калиниченко, Ж.Т. Тощенко, А.И. Турчинов, С.С. Фролов, Ф.Э. Шереги, В.В. Щербина.14

Таким образом, теоритические и практические вопросы развития социальной инфраструктуры муниципальных образований являются предметом исследования социологических, экономических, политологических, правовых и других наук. Однако исследуемые проблемы нельзя считать решенными. Сохраняется многозначность основных научных категорий в рамках данного предметного поля, не сформировано единой точки зрения по вопросам разграничения объектов социальной инфраструктуры по определенным сферам, отсутствует комплексный, научный анализ современных управленческих практик, не разработаны концепции модернизации социальной инфраструктуры в контексте местного самоуправления.



Социально-экономические трансформации российского общества, его управленческих практик, реформирование системы муниципального управления предъявляют особые требования к научному обоснованию и разработке модели модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ с учетом современных тенденций и потребностей граждан.

Цель исследования – разработка модели модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований, включающей в себя формирование институциональной среды, консолидацию организационно-кадровых, научно-информационных, финансовых ресурсов местного самоуправления в целях удовлетворения интересов и потребностей населения.

Задачи:

  1. Определить теоретическую сущность понятия «социальная инфраструктура», уточнить классификацию ее основных элементов.

  2. На основе анализа методологических подходов к исследованию социальной инфраструктуры муниципальных образований определить принципы ее модернизации.

  3. Систематизировать основные факторы, определяющие характер управленческих практик модернизации социальной инфраструктуры современных муниципальных образований в РФ.

  4. Выявить наиболее эффективные управленческие практики развития социальной инфраструктуры в отечественном и зарубежном опыте, предложить варианты их применения в современных социально-экономических условиях.

  5. Проанализировать и дать оценку современным управленческим практикам модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ.

  6. На основе статистических и социологических данных определить особенности и степень территориальной дифференциации в объективных и субъективных показателях развития социальной инфраструктуры, выявить катализирующие факторы регрессивной дивергенции социально-экономического пространства РФ.

  7. Выявить особенности и проблемы функционирования социальной инфраструктуры в различных типах современных муниципальных образований РФ.

  8. Определить ресурсы и ограничения модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ в деятельности местных органов власти.

  9. Сформулировать направления формирования институциональной среды, обеспечивающей развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ.

  10. Разработать технологии ресурсного обеспечения модернизации социальной инфраструктуры современных муниципальных образований РФ.

  11. Дать рекомендации по развитию процессов социального партнерства в целях модернизации социальной инфраструктуры современных муниципальных образований РФ.

Научная гипотеза. Проблемы функционирования социальной инфраструктуры, недостаточный уровень ее соответствия современным потребностям населения детерминирован дисбалансами современных управленческих практик, ограничениями в деятельности местных органов власти. На современном этапе развития российского общества деятельность органов местного самоуправления в целях модернизации социальной инфраструктуры связана с рядом проблем, которые являются отражением существующих противоречий между институциональной сущностью местного самоуправления, как самостоятельного субъекта управления и объективными социально-экономическими ограничениями его функционирования. Формирование благоприятной институциональной среды, консолидация организационно-кадровых, научно-информационных ресурсов местного самоуправления, трансформация существующих параметров взаимодействия бизнес-сообщества, муниципальной общественности, местных и государственных органов власти являются приоритетными задачами, решение которых позволит обеспечить модернизацию социальной инфраструктуры муниципальных образований в России.

Объект исследования – социальная инфраструктура муниципального образования как сложный, многофункциональный комплекс элементов, обеспечивающих деятельность, направленную на удовлетворение основных потребностей и интересов населения, создание условий для его жизнеобеспечения, воспроизводства и развития.

Предмет исследования – модернизация социальной инфраструктуры российских муниципальных образований.

Теоретико-методологическая основа. В основу диссертационного исследования положены теория социальной инженерии (К.Р. Поппер, А.И. Пригожин, Ю.М. Резник, Ж.Т. Тощенко, О.А. Уржа, В.В. Щербина); теоретические разработки и концепции социального управления (В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, Г.В. Осипов, В.И. Патрушев); институционализма и неоинституционализма (Т. Веблен, Д. Норт, О. Тоффлер, Т.И. Заславская, Д. С. Львов и др.); теория модернизации и научные разработки таких ученых в рамках данного направления, как Ю.Г. Волков, М.К. Горшков, В.Л. Иноземцев; теория социальной имитации (Ю.Г. Волков, Ж.Т. Тощенко).

В качестве теоретической основы в работе используются труды отечественных и зарубежных ученых, исследующих сущность, проблемы и специфику развития социальной инфраструктуры. Проблемное поле диссертационного исследования обусловило необходимость использования подходов: системного (В.Г. Афанасьев, Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, А. Богданов, Д. М. Гвишиани, В.А. Ядов), ситуационного (В. С. Дудченко, A. И. Пригожин, Г. П. Щедровицкий, B.В. Щербина), институционального и неоинституционального (Д. Белл, Т. Веблен, Т. И. Заславская, Д. С. Львов, Т, Д. Норт, Парсонс, Г. Спенсер, О. Тоффлер), синергетического (В.И. Аршинов, С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, И. Пригожин, Г. Хакен, Д.С. Чернавский).

Информационной базой исследования являются федеральные и региональные нормативно-законодательные акты, статистические данные, информационно-аналитические материалы федеральных, региональных и местных органов власти.

В ходе исследования были использованы как общетеоретические методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, теоретическое моделирование, так и эмпирические методы: анализ документов, социологические опросы (анкетирование и интервью), наблюдение.



Эмпирическую базу исследования составили результаты социологических исследований, проведенных автором или с его участием (в качестве члена рабочей группы по разработке инструментария и обработке полученных данных социологических исследований Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного самоуправления»):

  • «Инвестиционный потенциал муниципального образования». Исследование проведено в январе-феврале 2013 года. N=718 экспертов (руководителей местных органов власти муниципальных образований РФ). Выборка – многоступенчатая (на первом этапе - территориальная, единицами отбора первой ступени послужили субъекты РФ, на втором – случайная, за основу выборки были взяты списки муниципальных образований в отобранных субъектах РФ). Одной из задач исследования, реализуемой автором, являлась - анализ проблем развития социальной инфраструктуры в различных типах муниципальных образований РФ, определение лимитирующих факторов и потенциала модернизации социальной инфраструктуры.

  • «Кадровый потенциал муниципальных образований». Исследование проведено в июне-июле 2013 года. N=915 экспертов (руководителей местных органов власти муниципальных образований РФ). Выборка – многоступенчатая территориальная случайная. Цель – анализ состояния кадрового потенциала муниципальных образований, выявление проблем совершенствования и развития кадрового потенциала, принципов подбора и обучения.

  • «Развитие гражданской инициативы и общественного контроля на местном уровне». Исследование проведено в июне-сентябре 2013 года. N=315 экспертов (руководителей местных органов власти муниципальных образований РФ). Выборка – многоступенчатая территориальная случайная. Цель – исследование гражданской активности, общественного контроля в муниципальных образованиях и взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью по решению вопросов местного значения.

  • «Практика взаимодействия органов местного самоуправления с органами прокуратуры». Исследование проведено в октябре-декабре 2012 года. N=497 экспертов (руководителей местных органов власти муниципальных образований РФ). Выборка – многоступенчатая территориальная случайная. Цель – выявление и систематизация проблем взаимодействия органов местного самоуправления и контрольно-надзорных органов.

  • «Развитие социальной инфраструктуры городских поселений Московской области». Исследование проводилось в январе-мае 2012 года, N=739 респондентов. Выборка – многоступенчатая стратифицированная, квотная. Признаки репрезентации – тип городского поселения по параметрам численности населения, пол, возраст. Цель исследования – оценка уровня удовлетворенности развитием социальной инфраструктуры, анализ и выявление основных проблем ее функционирования.

Научной и эмпирической базой являются результаты научно-исследовательской работы, выполненной с участием автора (октябрь - декабрь 2013 года): «Осуществление полномочий муниципальных органов власти в свете реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и норм отраслевого законодательства» (Государственный контракт от 26.09. 2012 № ГК-12/228). Научный руководитель – д.с.н., профессор О.А. Уржа.

Кроме того, эмпирической базой послужили результаты исследований Всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), результаты исследований Института современного развития «Местное самоуправление в России: нынешнее состояние и пути развития», Всероссийского совета местного самоуправления «Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем».



Научная новизна исследования:

  1. Дано авторское определение сущности понятия, уточнена классификация элементов социальной инфраструктуры.

  2. Определены принципы модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований.

  3. Определены основные факторы, детерминирующие управленческие практики модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ.

  4. Выявлены в отечественном и зарубежном опыте эффективные управленческие практики развития социальной инфраструктуры, которые могут быть адаптированы в современных российских условиях.

  5. Определены дисфункции современных управленческих практик модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ, выявлены основные проблемы реализации методов программно-целевого управления в современной государственной и региональной политике.

  6. Определены тенденции территориальной дифференциации в объективных и субъективных показателях развития социальной инфраструктуры современных муниципальных образований РФ.

  7. Выявлены, по результатам социологических опросов населения и экспертов, основные проблемы развития социальной инфраструктуры, проведен сравнительный анализ особенностей ее функционирования в различных типах муниципальных образований РФ.

  8. Определены по результатам опроса экспертов основные ресурсы и ограничения модернизации социальной инфраструктуры в деятельности местных органов власти.

  9. Выделены основные элементы институциональной среды, обеспечивающие развитие социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ.

  10. Разработаны технологии ресурсного обеспечения (организационно-кадровые, научно-информационные, финансовые ресурсы) модернизации социальной инфраструктуры современных муниципальных образований РФ.

  11. Разработаны рекомендации по развитию социального партнерства во взаимодействиях местных органов власти с другими субъектами в целях модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований РФ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Социальная инфраструктура муниципального образования определена соискателем как сложный, многофункциональный комплекс элементов, сгруппированных по сферам (жилищно-коммунальная, транспортная, потребительского рынка, информационно-коммуникационная, социокультурная), которые обеспечивают деятельность, направленную на развитие муниципального образования, удовлетворение основных потребностей и интересов населения, создание условий для его жизнеобеспечения и воспроизводства. Разработка классификации объектов социальной инфраструктуры является основанием для разграничения таких понятий, как «социальная инфраструктура» и «городское хозяйство».

  2. Определены принципы модернизации социальной инфраструктуры: социоинженерное обеспечение управленческой деятельности, социальная направленность развития, учет ситуационных факторов, формирование благоприятной институциональной среды, относительная самостоятельность субъекта управления, ресурсное обеспечение деятельности субъекта управления, принцип партнерского участия, предполагающий консолидацию усилий власти, бизнес-сообщества и населения.

  3. Управленческие практики модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований складываются под воздействием ряда факторов: природно-территориальных (в первую очередь, тип муниципального образования, его территориальная принадлежность, тип поселения по параметрам численности населения), экономических, политических, социальных, культурно-духовных (ценности, установки, особенности менталитета, исторические, культурные традиции и ресурсы). Культурно-исторические особенности территории определяют направления имиджевого продвижения муниципального образования как привлекательной туристической территории, что является одним из наиболее значимых факторов развития социальной инфраструктуры (позволяет наращивать доходную часть местных бюджетов за счет дополнительных налоговых поступлений, привлекать инвестиции, частный бизнес).

  4. Эффективными управленческими практиками модернизации социальной инфраструктуры являются:

  • в советском опыте: практики консолидации усилий власти и крупных градообразующих предприятий; система народного контроля в современных условиях может быть трансформирована с учетом объективных ограничений ее реализации в модели общественного контроля;

  • в зарубежном опыте: практики прямого взаимодействия жителей и городских властей по вопросам развития социальной инфраструктуры, поддержка процессов самоорганизации жителей, реализация проектов общественно-частного партнерства (строительство объектов социальной инфраструктуры, предоставление соответствующих услуг населению частным партнером).

  1. Современные управленческие практики по развитию социальной инфраструктуры имеют существенную дисфункцию, связанную с повышенным уровнем концентрации необходимых финансовых ресурсов, а также контрольных функций на федеральном уровне, ограничивая возможности органов местного самоуправления. Основными недостатками управленческих практик реализации целевых программ развития социальной инфраструктуры являются: низкий уровень привлечения внешних инвестиций; размытые показатели оценки, недостаточно проработанные механизмы измерения реального уровня достижения плановых показателей; высокие пороговые значения софинансирования расходных обязательств по реализации программ для региональных бюджетов; ограниченные возможности корректировки программ; усложнение процедур ресурсного обеспечения процессов развития социальной инфраструктуры, вследствие значительного количества иерархических уровней управления, на которых реализуются процедуры предоставления и распределения субсидий; временные потери в связи с увеличением сроков прохождения финансовых средств, расширение зон риска деформации оценочных критериев при конкурсном отборе региональных и муниципальных заявок на получение субсидий.

  2. Доминирующей тенденцией развития современной России является формирование биполярных условий территориального развития: с одной стороны, концентрация объектов социальной инфраструктуры в крупных центрах, инвестиционно привлекательных регионах, а, с другой стороны, расширение зон устойчивой депрессии в сельских поселениях, малых городах, отдаленных регионах. Высокая степень централизации власти и управления, система зачисления налоговых поступлений граждан по месту их работы является фактором дестабилизации устойчивого развития социальной инфраструктуры в малых городских и сельских поселениях.

  3. Выявлена зависимость между уровнем развития объектов социальной инфраструктуры и типом муниципального образования: негативные тенденции в большей степени отражены в оценках руководителей местных органов власти сельских поселений, наиболее благоприятная ситуация - в городских округах. Высокий уровень негативного восприятия у населения вызывает большой объем услуг, предоставляемый объектами социальной инфраструктуры на платной основе. Реализация декларируемого властью принципа самофинансирования и самоокупаемости объектов социокультурного комплекса способствует формированию особой разновидности социального неравенства в условиях приобщения к культурным ценностям, проявления досуговой активности, получения медицинских и образовательных услуг. Одним из основных факторов данного неравенства является территориальная принадлежность.

  4. К наиболее значимым ограничениям модернизации социальной инфраструктуры относятся: финансовая необеспеченность местных бюджетов, деструктивная практика взаимодействий органов местного самоуправления с органами государственной власти.

Эмпирически обосновано, что основными ресурсами модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований следует считать кадровый потенциал местного самоуправления, частные инвестиции в отрасль, муниципальную активность граждан. Причинами недостаточного уровня муниципальной активности населения является информационная закрытость органов местного самоуправления, практика ориентации руководителей местных органов власти на формальные результаты деятельности, превалирование ответственности перед контрольно-надзорными органами, имитационный и декларативный характер основных форм участия населения в местном самоуправлении. Кадровые проблемы в органах местного самоуправления связаны с рядом факторов: высокий объем рабочей нагрузки муниципальных служащих, концептуальные дефекты в системе их переподготовки и повышения квалификации, ограничения штатной численности сотрудников, высокий уровень влияния региональной власти на местное самоуправление и связанная с ним девиация профессиональной роли муниципального служащего.

  1. В рамках авторской модели модернизации социальной инфраструктуры муниципальных образований предлагается формирование институциональной среды, определяющей автономию местного самоуправления: расширение спектра властных полномочий, финансово-экономическое обеспечение деятельности, преодоление деформаций отношений с региональной и федеральной властью, повышение уровня доверия населения к местной власти, сохранение муниципальной собственности. Соискателем принципиально подчеркивается необходимость институционального обеспечения процессов сохранения и эффективного использования муниципальной собственности, что является наиболее значимым фактором модернизации социальной инфраструктуры, позволяющим снижать трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с коллективными интересами местного сообщества. Рекомендации по эффективному использованию муниципальной собственности связаны с трансформацией формальных и неформальных норм: изменение институциональных аспектов идентичности муниципальной собственности, которая на данном этапе определяется резко ограниченными возможностями приобретения муниципального имущества именно на возмездной основе; исключение таких правовых норм, как закрытый перечень объектов муниципальной собственности; возможность изъятия муниципальной собственности, если указанное имущество используется федеральными или региональными органами государственной власти.

  2. В рамках авторской модели модернизации социальной инфраструктуры предложена такая технология развития организационно-кадровых, научно-информационных и финансово-экономических ресурсов, как формирование социально-образовательных кластеров. Согласно авторской технологии, социально-образовательный кластер является формой интеграции учреждений и предприятий социальной инфраструктуры, территориально сконцентрированных в рамках ряда муниципальных образований, органов местного самоуправления и системы образования (ведущий отраслевой вуз), что позволяет реализовать синергетический эффект взаимного развития. Особенности функционирования социально-образовательного кластера: территориальная локализация участников кластера; устойчивое и долговременное взаимодействие основных субъектов кластерной политики; организация формализованной системы взаимодействия основных участников кластера в форме Координационного Совета. Направления взаимодействий участников кластера: исследовательская деятельность (в том числе мониторинг развития социальной инфраструктуры, оценка уровня соответствия потребностям населения, привлечение научного сообщества к решению муниципальных проблем), проектная и образовательная деятельность (подготовка кадров для отраслей социальной инфраструктуры кластеров на основе муниципального заказа; повышение квалификации должностных и выборных лиц местного самоуправления), межмуниципальное сотрудничество, реализация проектов территориального маркетинга.

  3. Определены необходимые условия формирования социального партнерства местных органов власти и населения: информационная открытость органов власти, создание организационных структур, обеспечивающих артикуляцию и агрегирование интересов граждан; привлечение экспертов, осуществляющих научную оценку управленческих решений; просветительская работа, направленная на повышение уровня информированности граждан о возможных формах участия в системе общественного контроля; грантовая поддержка деятельности инициативных граждан, общественных организаций.

Принципы формирования социального партнерства власти и населения детерминированы спецификой и типом муниципального образования. В крупных городских поселениях предлагается более масштабное использование информационно-коммуникационных механизмов прямой демократии; акцент на консалтинговую деятельность экспертов, обеспечивающих научное сопровождение управленческих решений. Для сельских и малых городских поселений предлагается использование практик прямого участия граждан в решении вопросов функционирования и развития социальной инфраструктуры, что может быть достигнуто путем преодоления имитационного характера существующих процессов взаимодействия населения и местных органов власти.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что разработанные в ней положения смогут расширить теоретические основы исследования социальной инфраструктуры, обеспечивают получение нового знания в области социологии управления. Выводы и практические рекомендации могут служить концептуальной основой модернизации социальной инфраструктуры современных муниципальных образований РФ. Положения диссертационного исследования могут быть использованы в деятельности органов государственной власти при разработке нормативно-правовых актов, практике местного самоуправления, способствуя формированию ресурсного обеспечения модернизации социальной инфраструктуры. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе, для инновирования содержания дисциплин «Инфраструктура муниципальных образований», «Социология управления», «Социология социальной сферы», «Исследование социально-экономических и политических процессов».

Апробация диссертационного исследования. Основные выводы диссертации нашли отражение и прошли апробацию:

- в ходе проведения с участием автора краткосрочных курсов повышения квалификации и переподготовки по образовательным программам для государственных служащих силовых структур, государственных гражданских служащих Аппарата Государственной Думы под руководством д.с.н., профессора О.А. Уржа;

- в ходе преподавания учебных дисциплин «Инфраструктура муниципальных образований», «Исследование социально-экономических и политических процессов» в Российском государственном социальном университете;

- в выступлениях на международных, российских научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, среди которых: X Международный социальный конгресс «Россия и современный мир: социальные вызовы и стратегия инновационного социального развития» (Москва, 2010); XI Международный социальный конгресс «Стратегии инновационного развития России и социальная сплоченность общества» (Москва, 2011), VI Всероссийская (II международная) научно-практическая конференция «Система государственного и муниципального управления: проблемы и перспективы развития» (Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011) X международная научная конференция «Государственное управление в XXI веке: повестка дня российской власти" (Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2012), Международная научно-практическая конференция "Проблемы государственного и муниципального управления в условиях современной глобализации" (Москва, Московский государственный областной университет, 2013), IV Всероссийский социологический конгресс (Москва, 2012 г.), Афанасьевские чтения (Москва, РГСУ, 2009- 2012 гг.);

- результаты диссертационной работы доведены до рекомендаций и использованы в деятельности органов региональной и местной власти, что отражено в соответствующих справках о внедрении;

- в публикациях автора, в том числе, в двух монографиях, 17 научных статьях, опубликованных в журналах, рекомендуемых ВАК и других публикациях.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка