Дипломная работа содержит 74 с., 50 источников, 2 таблицы, 4 приложения




Сторінка1/5
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.67 Mb.
  1   2   3   4   5


Реферат
Дипломная работа содержит 74 с., 50 источников, 2 таблицы, 4 приложения

Молодежь, социальная работа с молодежью, молодежные общественные организации, деятельность молодежных общественных организаций, проблемы молодежных общественных организаций, волонтеры, грант, фандрайзинг

В связи с процессом трансформации российского общества молодежные общественные организации переживают новый этап становления, постепенно институционализируются, складываясь в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Развитие молодежных организаций в современных условиях можно охарактеризовать как неустойчивое, меняющееся быстрыми темпами. Они осуществляют свою общественную деятельность, опираясь на новые ориентиры, ищут более эффективные формы взаимодействия с молодежью, государственной властью, СМИ, коммерческими организациями, а также между собой.
Содержание
Введение

1 Общая характеристика молодежи

1.1 Социальный портрет молодежи

1.2 Основные теоретические подходы к изучению молодежи

1.3 Социальные проблемы молодых людей в Российской Федерации

2 Социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций

2.1 Социально-правовой статус молодежных общественных организаций

2.2 Содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью

2.3 Проблемы в деятельности современных молодежных общественных организаций

3 Исследование деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

3.1 Деятельность Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

3.2 Пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью

Заключение

Библиографический список


Введение
Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов привели к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу. Так, яркими показателями сегодняшнего дня стали рост преступности, наркомании, отклонения в психике у молодежи. Однако очевидно, что нынешнее поколение молодых людей не лучше и не хуже предыдущих, оно – другое.

В связи с этим создание молодежных общественных объединений стало для молодежи возможностью привлечь внимание к своим интересам и проблемам, самостоятельно обеспечить свой досуг и занятость. Именно создание и поддержание молодежных организаций и движений позволит выявить ценностные ориентации молодежи, использовать жизнеспособность, предприимчивость, нестандартные подходы к решению как их проблем, так и построению будущего всего общества.

Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. Современная картина молодежных объединений и движений очень пестрая: студенческие профсоюзы, творческие клубы со своей субкультурой, религиозные, экологические движения, сотни предпринимательских организаций и т.д. Наиболее активными являются студенты как авангард молодежи, творческая и рабочая молодежь охвачены менее, еще меньше объединена сельская молодежь.

Поэтому, при очевидной актуальности развития практики социальной работы с молодежью в нашей стране, не менее актуально изучение деятельности молодежных общественных организаций, а также теоретических и организационно-методических основ их работы.

Проблема повышения роли общественных организаций в социуме применительно к странам Запада нашла свое отражение в работах Э. Арато, Р. Арона, А. Лейпхарда, Ю. Хабермаса и др. В западной социально-психологической традиции основы современных исследований общественных организаций заложили Г. Тард и Г. Лебон. На базе разработанной ими теории коллективного поведения сформировалось влиятельное направление в изучении общественных организаций и социальных движений.

Такие выдающиеся исследователи как Л. Фойер, С. Фрис, Э. Эриксон, А. Эткинд, Л. Гозман и Г.Г. Дилигенский акцентируют внимание на личностной мотивации участников, социально-психологической характеристике участников молодежной организации. Данный подход был продолжен теорией коллективного действия (Г. Блумер, Н. Смелзер) и теорией массового общества (X. Арендт, У. Корнхаузер, С. Липсет).

Гораздо менее развита в научном знании проблематика, связанная с общественными организациями молодежи. Как правило, формальные молодежные организации рассматриваются учеными в сравнительно-историческом контексте (в работах В. М. Боковой, Н. И. Морозова), либо в педагогических исследованиях (С.С. Гиль, М.Г. Квитков), а также при изучении государственной молодежной политики (Н.Т. Арефьева, И.Л. Савельев).

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о недостаточной разработанности исследований деятельности и эффективного функционирования общественных молодежных организаций, как на общероссийском, так и региональном уровнях. Недостаточная разработанность данной проблемы в научных работах и практических исследованиях обусловила необходимость ее анализа в данной дипломной работе.

Материалы и результаты, полученные в дипломном исследовании можно использовать в учебном процессе при подготовке к лекционным и семинарским занятиям, в научных докладах, рефератах и других работах, а также в практической деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью.

Объект дипломной работы – молодежь как особая социальная группа.

Предмет дипломной работы – социальная работа с молодежью в деятельности молодежных общественных организаций.

Цель дипломной работы – исследование социальной работы с молодежью в деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.».

Задачи дипломной работы:

описать социальный портрет молодежи;

выделить социальные проблемы молодых людей в Российской Федерации;

охарактеризовать социально-правовой статус молодежных общественных организаций;

исследовать содержание деятельности молодежных общественных организаций в рамках социальной работы с молодежью и проблемы, связанные с нею;

проанализировать деятельность Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью;

предложить пути совершенствования деятельности Благовещенской городской молодежной общественной организации «Т.Е.М.А.» в рамках социальной работы с молодежью.

Методы исследования: обобщение, классификация, дедукция; анализ литературных источников, анализ статистических данных, анализ документов.

1. Общая характеристика молодежи
1.1 Социальный портрет молодежи
По данным переписи населения, молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4% населения. За прошедшее после предыдущей переписи время (1989 г.) численность молодежи сократилась на 8 млн. человек, и эта тенденция развивается. Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25-29-летних.

В народном хозяйстве занято 22,3 млн. молодых людей. Однако, доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи, проживающей в сельской местности, сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России [9].

Молодой человек переживает период, связанный с трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я», ему нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе.

С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление об окружающем мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. Выбор профессии, выбор спутника жизни, выбор друзей – вот далеко не полный перечень факторов, в значительной степени формирующих образ последующей жизни молодого человека [4].

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи и пути их решения в современной практике, необходимо рассмотреть сущность этой социально-демографической группы и ее отличия от других общественных групп.

Молодежь является объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии, семейного права и др., а также отдельной отрасли научного знания – ювенологии («науки о молодежи»).

Молодежь – наиболее динамичная социальная группа во всех обществах. В ситуации значительно интенсифицирующихся межкультурных коммуникаций российская молодежь усваивает иные культурные образцы и стереотипы поведения, новые ценности, относящиеся к сфере образования, труда, политики, морали, человеческих взаимоотношений [20].

Длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых определений понятия «молодежь» в конце 1960 гг. было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [6].

Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [20].

Исходя из определения молодежи как специфической социальной группы общества, поколения людей, проходящих стадию социализации, усваивающих общеобразовательные и профессиональные функции и подготавливаемые обществом к усвоению и выполнению социальных ролей взрослого, возможно определить интегративные составляющие ее социального портрета [33].

Первый критерий – это возрастные границы. В современной социологии принято относить к молодежи, согласно различным источникам, людей в возрасте 14-29 лет. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от особенностей социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни. Нижняя возрастная граница определяет, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

Необходимо отметить, что возрастные границы – это первичный, однако не единственный критерий, поскольку внутри данной группы есть разнородные подгруппы, значительно отличающиеся своими статусными, материальными, образовательными и пр. характеристиками. Поэтому данный признак следует рассматривать во взаимосвязи с другими. Сюда же относятся демографические показатели данной группы. Молодежь характеризуется примерно равным соотношением полов.

Второй критерий – специфика социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения. Здесь необходимо рассматривать ведущие виды деятельности данной социальной группы, прежде всего в аспекте социализации, исследовать общие, характерные для группы ценностные и социокультурные ориентации. Особого внимания требует этот вопрос в связи с неустойчивостью, размытостью и переходностью социального статуса молодежи, динамизмом поведения, высокой мобильностью, что повышает маргинальность данной группы. Существенным критерием социального статуса молодежи является оценка этого статуса со стороны общества.

Третий критерий – процессы социализации, наиболее характерные именно для данной социальной группы. В ходе социализации совпадает, существует одновременно социальная адаптация молодого человека, прежде всего трудовая и семейная, а также продолжается и оформляется индивидуализация, самоопределение и самоидентификация каждой личности [33].

Понятие «молодежь» нередко определяется с помощью термина «молодость», который в возрастной психологии характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительно сочетаются противоречивые качества и черты: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств [5].

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов не одновременно и не однозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

возрастные границы молодежного возраста;

специфика социального статуса;

ролевые функции и особенности поведения;

характеристики социально-демографической группы;

социально-психологические характеристики;

процесс социализации в конкретный исторический период;

самоидентификация и самоопределение молодежи [34].

Таким образом, сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации и влиянием общества.
1.2 Основные теоретические подходы к изучению молодежи
Отечественная ювенология тесно связана с мировыми представлениями о молодежи и базируется на нескольких исследовательских направлениях.

Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойера, Л. Шелеффа, Э. Эриксона. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие молодой личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм З.Фрейда, его последователи изучали этот процесс с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Исследователи разрабатывали теорию «эдипова комплекса», помогающую объяснить проблемы межпоколенческих конфликтов, агрессивности и массовых выступлений молодежи на Западе, в основе которых лежал бунт молодежи против старшего поколения, существующих норм и порядков. Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений – универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба…История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями» [33].

В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70 гг. ХХ в. к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека [25].

Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делали акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей [4].

Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения [6].

Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры, преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи [9].

Поколение – это целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психологическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом культурологического направления являются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства, К. Маннгейм раскрыл механизм социального наследования и передачи материального и культурного опыта от старших поколений к младшим [8].

Смена поколений – универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого: а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса; г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс.

Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны в периоды смены социального устройства общества, кризисов и социальных перемен. Они, в свою очередь, порождают кризис сложившегося механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социального опыта.

Исследователи, изучающие состояние отношений «отцов» и «детей», выделяют различные виды межпоколенных отношений: сотрудничество (отношения, основанные на принципах взаимоуважения и взаимопонимания); соперничество (отношения, основанные на конкурентной борьбе младших и старших поколений); воздействие взрослых на молодежь (отношения, основанные на социальном контроле взрослых за молодежью, когда молодежь рассматривается взрослыми как объект и субъект воспитательного воздействия); сосуществование (изолированные друг от друга культуры взрослых и молодежи, характеризующиеся взаимонепониманием) [9].

Идеи и методологию данного подхода применили в исследовании молодежных проблем В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др.

Другой подход характеризует молодежь через особенности молодежной субкультуры. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений [8].

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры – хиппи 1960 гг.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у большинства молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок [11].

Дальнейшее развитие научных представлений о молодежи связано с изучением молодежи как субъекта общественной жизни, ее интересов и потребностей.

В ювентологической теории в 60-80 гг. XX века прочно установился проблемный подход, и исследователи чаще ориентировались на объективный анализ ситуации в молодежной среде. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли.

  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка