Деятельность кафедры нервных болезней иркутского государственного медицинского института за 60 лет ее существования



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.51 Mb.
  1   2   3
Иркутское областное общество «Знание»

Областной Дом санитарного просвещения



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ НЕРВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ЗА 60 ЛЕТ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ

(1922-1982 гг.)

(К истории медицины и здравоохранения Восточной Сибири)

Методические рекомендации



Иркутск 1983
ОРГАНИЗАЦИЯ КАФЕДРЫ. ПЕРВЫЕ КАДРЫ ИРКУТСКИХ НЕВРОПАТОЛОГОВ

Иркутский государственный университет был основан в 1918 году в составе одного факультета — юридического. Меди­цинский факультет был открыт в 1919 году, а кафедра нервных болезней и психиатрии организована в 1921/22 учебном году, т. е. 60 лет назад. В 1927 году произошло разделение указанных выше дисциплин и была создала самостоятельная кафедра пси­хиатрии, которую возглавил профессор Викторин Сергеевич Де­рябин. Наша кафедра стала называться кафедрой нервных бо­лезней. В 1930 году медицинский факультет Иркутского госу­дарственного университета был преобразован в самостоятель­ный медицинский институт, который, разумеется, включил все клинические кафедры.

За истекшие 60 лет существенно изменились содержание и форма учебной работы кафедры. В настоящее время кафедра ведет преподавание не на одном (как в 1922 году), а на трех факультетах: лечебно-профилактическом, санитарно-гигиеническом и стоматологическом. Кроме основного курса нервных бо­лезней она обеспечивает курс клинической генетики и курс «Ос­новы общей физиотерапии и бальнеологии». На кафедре рабо­тают: заведующий кафедрой, кандидат медицинских наук до­цент Владислав Иванович Окладников, научный консультант кафедры — заслуженный деятель науки РСФСР, доктор меди­цинских наук профессор Хаим-Бер Гершонович Ходос, доценты кандидаты медицинских наук Ирина Иннокентьевна Кожова и Стефания Ильинична Щупак, ассистенты — кандидаты меди­цинских наук Лариса Ивановна Краснова, Нэля Петровна Явербаум и ассистент Николай Прокопьевич Кичкильдеев.

Кафедра и клиника были организованы профессором Ни­колаем Николаевичем Топорковым и ассистентом Софьей Ульриховной Штейнберг, которые приехали в Иркутск из Томска в 1921 году. Оба они были воспитанниками Казанской неврологической школы Л. О. Даркшевича. Профессор Н. Н. Топорков руководил кафедрой до своего отъезда в Ленинград в 1932 го­ду. В течение 1933 и 1934 гг. кафедрой заведовал доцент Ни­колай Иванович Савченко, бывший в то время директором мединститута. Он был учеником видного отечественного невропа­толога Леонида Ивановича Оморокова (Томск). Из Иркутска доцент Н. И. Савченко переехал в Москву, где под руководством М. Б. Кроля выполнил докторскую диссертацию по расстрой­ствам кровообращения головного мозга и получил степень док­тора медицинских наук, после чего был избран профессором, заведующим кафедрой нервных болезней Башкирского медин­ститута (Уфа), где ему было присвоено почетное звание заслу­женного деятеля науки. Успешно проработав здесь около двух десятилетий, Н. И. Савченко возвратился в Сибирь — на долж­ность профессора, заведующего кафедрой Омского медицинско­го института. С 1935 года иркутской кафедрой заведовал док­тор медицинских наук профессор Хаим-Бер Гершонович Ходос, который состоял в этой должности до октября 1976 года (т. е. 41 год). С 22 октября 1976 г. по 15 января 1980 г. кафедрой и клиникой заведовал доктор медицинских наук профессор Ев­гений Михайлович Бурцев, приехавший в Иркутск из города Иванова, а X. Г. Ходос перешел на должность научного кон­сультанта кафедры. В январе 1980 г. Е. М. Бурцев был назна­чен Минздравом СССР на должность ректора запланированно­го к созданию в Иркутске Государственного института для усовершенствования врачей (ГИДУВ) и должен был оставить ка­федру. В настоящее время кафедрой заведует избранный по конкурсу доцент Владислав Иванович Окладников.

В первые годы на кафедре работали ассистентами иркутя­нин Лев Николаевич Федоров (комиссар Иркутского универси­тета, впоследствии профессор-нейрофизиолог, первый директор Всесоюзного института экспериментальной медицины — ВИЭМ), невропатолог К. А. Ефимов, психиатр Жуков, психиатр Б. С. Кирзнер. Ординаторами состояли В. Р. Мейер, X. X. Иохвидова, М. И. Барбас (впоследствии профессор биохимии Ленинградского ГИДУВ), В. К. Малаховская, В. В. Турицына, В. В. Шостакович (впоследствии профессор, заведующий ка­федрой психиатрии Днепропетровского мединститута), М. А. Панкратов (впоследствии сотрудник академика Л. А. Орбели, профессор физиологии педагогического института им. Гер­цена в Ленинграде), И. А. Топорков (Москва). В начале трид­цатых годов ассистентом кафедры состоял приехавший из Ка­зани Николай Игнатьевич Федоров (впоследствии профессор, заведующий кафедрой нервных болезней Астраханского мед­института). В первые годы существования кафедры (нервных болезней и психиатрии) невропатология на ней была представлена толь­ко профессором Н. Н. Топорковым и двумя ассистентами: С. У. Штейнберг и К. А. Ефимовым.

В настоящее время, в связи с ростом и развитием мединсти­тута, ставшим вузом 1 категории, имеющим в своем соста­ве 4 медицинских факультета (лечебно-профилактический, санитарно-гигиенический, стоматологический и педиатрический), на которых обучаются около 4000 студентов, — на кафедре ра­ботают: зав. кафедрой — доцент, научный консультант кафед­ры — профессор, два доцента и 3 ассистента. Кроме того, в штате клиники, являющейся учебной базой кафедры, состоят 5 невропатологов — кандидатов медицинских наук, принимаю­щих активное участие в жизни кафедры, особенно — в ее научно-исследовательской работе: заведующая неврологическим отделением факультетских клиник Татьяна Алексеевна Кондакова, заведующая физиотерапевтическим отделением Екатерина Ан­дреевна Петрова, нейрофизиологи Дина Борисовна Астрахан, Василий Алексеевич Абзолеев и ординатор Виталия Ванифатьевна Берденникова.

Надо особо подчеркнуть роль в развитии и формировании кафедры, ее медицинского, вузовского, гражданского и общест­венного облика, старейших сотрудников кафедры: доцента Ев­докии Ивановны Мельниковой, Зои Ивановны Кирилловой, ас­систента кандидата медицинских наук Эдуарда Августовича Монжиевского, назвать имена старейших работников клиники: Галины Евгеньевны Запесошной, Ревекки Давыдовны Гинзбург, Ольги Михайловны Угрюмовой, Жаннеты Матвеевны Каминер — первого поколения иркутских невропатологов-клиницистов.

Большую помощь кафедре и клинике в первые годы их су­ществования оказало Управление военно-санитарной службы 5-й Армии, находившееся тогда в Иркутске. Военное ведомство передало клинике штат и инвентарь нервного отделения клини­ческого госпиталя, летом 1921 года уже свернутого, и единст­венную в городе физиолечебницу (принадлежавшую в свое вре­мя врачу Михайловскому). Кстати сказать, психиатр-консуль­тант Упсанарма 5 военный врач Жуков был первым ассистен­том кафедры по психиатрии. Идейно Иркутская кафедра нервных болезней в начале сво­его исторического пути была связана с Казанской неврологической школой, из которой вышли профессор Н. Н. Топорков, ас­систент С. У. Штейнберг (работавшая в клинике до 1933 года и много сделавшая для ее развития и укрепления), ассистент Н. И. Федоров.

Клиника нервных болезней была открыта в двухэтажном каменном здании — одном из корпусов госпиталя Красного Креста, расположенного в большой усадьбе на берегу Ангары. Улица тогда называлась Набережной Ангары, позднее она была переименована в Вузовскую набережную, а еще позднее ее на­звали Бульваром имени Гагарина.

В той же усадьбе, позади корпуса клиники нервных болез­ней, находится второй корпус того же госпиталя — трехэтажное каменное здание, в котором разместились факультетские тера­певтическая (на третьем этаже) и хирургическая (на втором этаже) клиники. В этой же усадьбе расположены необходимые для крупного лечебного учреждения вспомогательные службы: аптека, канцелярия, прачечная, кухня, склады и др.

Вся усадьба называется усадьбой факультетских клиник. С самого начала их существования и до сих пор факультетские клиники состоят на бюджете мединститута (подчиненного Мин­здраву РСФСР), а не облздрава. Всего факультетских клиник 7, четыре расположены в других местах города. Главврач фа­культетских клиник является помощником ректора медицин­ского института по лечебной работе. Эту должность в разные годы последовательно занимали: А. А. Попов, П. Д. Колчено­гов, Т. А. Ларионова, С. И. Гойзнер. В настоящее время глав­врачом факультетских клиник является П. К. Межин, а его за­местителем Т. А. Белялова.
УЧЕБНАЯ РАБОТА. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ КАФЕДРЫ

Коллектив кафедры всегда рассматривал учебную работу как важнейший раздел деятельности вузовской кафедры. Меди­цинский институт — это, прежде всего, кузница врачебных кад­ров. Его специфическая обязанность, его сверхзадача: давать стране высококвалифицированных советских врачей. Нет в стра­не других учреждений, которые могли бы в этом отношении за­менить вуз, взять на себя эту важнейшую и ответственную за­дачу.

Исходя из этого, кафедра постоянно стремилась совершенст­вовать учебный процесс и разработала ряд положений, имею­щих принципиальное значение и определявших тактику кафедры в ее учебной работе. Приведем здесь некоторые из них, чтобы показать педагогическое лицо кафедры.

Учебный процесс необходимо постоянно адаптировать к ме­няющимся условиям, в полной мере учитывая особенности учеб­ного плана, расписания учебных занятий на данном курсе, уро­вень подготовки студентов, глубину запросов студентов данного курса и группы. Все это может меняться с каждым годом.

Надо строго следить за полным и эффективным использова­нием учебного времени. К студентам должны предъявляться до­статочно высокие (но всегда разумные) требования. Либера­лизм в оценке знаний учащихся серьезно вредит делу подготов­ки хороших врачей. Важно систематически контролировать са­мостоятельную работу студентов над книгой, проводя текущий опрос на каждом групповом занятии — до и во время за­нятия. Кафедра практикует, кроме того, собеседования по ос­новным пройденным разделам курса с оценкой ответа каждого студента (по пятибалльной системе), заносимой в курсовой журнал. Контрольные собеседования по разделам курса прово­дит в каждой группе сам заведующий кафедрой. Плохо, если заведующий кафедрой лично встречается с каждым отдельным студентом только один раз — во время курсового экзамена.

Надо постоянно помнить, что студент «не сосуд, который на­до наполнить, а факел, который надо зажечь».

Коллектив кафедры всегда считал исключительно важным правильное распределение учебного материала курса невропа­тологии между лекциями и практическими (групповыми) заня­тиями, чтобы освободить ассистентов от необходимости читать микролекции, а лектора — от описания симптомов и методов исследования, от всего того, что гораздо удобнее делать в груп­пе; чтобы групповые занятия не просто прорабатывали лекци­онный материал, а сообщали студентам все новые и новые зна­ния, прививали им необходимые практические навыки.

Мы глубоко убеждены в единстве процессов обучения и вос­питания студентов мединститута, что кафедральный коллектив оказывает свое воспитательное воздействие на студентов глав­ным образом по ходу учебного процесса. Это убеждение застав­ляет предъявлять высокие требования к качеству каждого за­нятия, к подготовке преподавателя, к его педагогическому ма­стерству, его общественному и моральному облику.

Лекции на кафедре всегда носили проблемный характер, так как курс невропатологии богат важными проблемами теорети­ческого и практического значения. Ознакомление с ними студен­тов имеет большое познавательное и воспитательное значение. Проблемный характер лекций особенно четко виден в пропедев­тической части курса, посвященной общей невропатологии.

Все преподавание (и лекции, и групповые занятия) проник­нуто историзмом, присущим также учебнику, которым пользу­ются студенты, так как мы убеждены, что именно историческое освещение любого важного вопроса науки помогает наилучшим образом понять современное решение его и перспективы даль­нейших исследований в данной области.

Для иллюстрации приводим тематический план девяти двух­часовых лекций по Общей невропатологии, читавшихся сту­дентам лечебно-профилактического факультета в 60-е и 70-е годы:

1. Задачи вузовского курса нервных болезней. Краткий очерк истории отечественной невропатологии.

2. Основные сведения по гистологии нервной системы. Ней­рон. Нейронная теория. Нейроглия. Соединительная ткань нерв­ной системы.

3. Ретикулярная формация ствола головного мозга: история; филогенез и онтогенез ретикулярной субстанции; морфология; физиология; фармакология; ретикулярная формация и высшая нервная деятельность (критика взглядов Пенфилда и Джаспера на ретикулярную формацию как на супракортикальный аппа­рат); клиника.

4. Анатомия, физиология и патология диэнцефальной обла­сти головного мозга. Нейросекреция. Общие закономерности деятельности гипоталамической области. Гипоталамическая об­ласть и синдром адаптации Селье. Корково-подкорковые отно­шения. Роль промежуточного мозга и коры головного мозга в регуляции сна и бодрствования. Лимбическая система и лимбико-ретикулярный комплекс.

5. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры головно­го мозга. Общие закономерности физиологии коры больших по­лушарий. Вопрос о локализации функций в коре головного мозга.

6. Рефлекс — основной механизм деятельности нервной си­стемы. Рефлексы безусловные и условные, простые, сложные и очень сложные (цепные). Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо, рефлекторный круг) — анатомо-физиологическая база рефлекса. Спинномозговые, стволовые, стриарные рефлексы. Рефлексы головного мозга И. М. Сеченова. Рефлекторная тео­рия И. П. Павлова. Учение И. П. Павлова о законах высшей нервной деятельности. Первая и вторая сигнальные системы, их взаимодействие. Филогенез и онтогенез нервной системы.

7. Основы топической диагностики поражений спинного мозга.

8—9. Основы топической диагностики поражений головного мозга.

Проблемными являются также лекции по Частной невропа­тологии.

Педагогические установки кафедры нашли отражение в сборнике «Вопросы методики преподавания в медицинском ин­ституте» (Иркутск, 1973). Сборник получил положительную оценку в местной печати и в «Журнале им. С. С. Корсакова».

На кафедре аккуратно проводятся методические совещания, сотрудники ее часто выступают на общеинститутских методи­ческих конференциях, в методических комиссиях и советах. Мо­лодые сотрудники кафедры аккуратно посещают «Школу педа­гогического мастерства». Особенно значительная работа была проведена за последние годы (уже под руководством Е. М. Бур­цева и доцента В. И. Окладникова, 1977—1982 годы) в связи с задачами профилирования преподавания, активизации группо­вых занятий, введения некоторых элементов программирован­ного обучения и контроля, учебно-исследовательской работы студентов (УИРС). Во многом улучшена наглядность препода­вания (много новых таблиц, схем, рисунков, слайдов; электри­фицированные стенды, записи на видеомагнитофоне, кинокад­ры, рентгеноснимки и пр.). С годами расширялся коечный фонд клиники. В 1922 году кафедра и клиника располагали всего 25 койками, в 1937 году количество коек возросло до 50. В 1938 го­ду над двухэтажным зданием клиники был надстроен третий этаж, число коек увеличилось до 90. Этим количеством коек, кафедра обладает и сейчас.

При клинике функционирует хорошо оснащенное физиотера­певтическое отделение, являющееся учебной базой курса, руко­водимого ассистентом кафедры Н. П. Явербаум.

Студенты знакомятся с параклиническими методами: эхоэнцефалографией, электроэнцефалографией, пневмоэнцефалографией, пневмомиэлографией, церебральной ангиографией, реоэнцефалографией, электромиографией, а также со всеми видами лечения нервнобольных, включая новейшие медикаменты, все формы электротерапии и электрофореза, гидротерапию, термо­фототерапию, УФЛ, массаж и ЛФК, рентгенотерапию, иглорефлексотерапию, различные блокады и пункции.

Активно работает студенческий научный кружок при кафед­ре, заседания которого проводятся еженедельно. Некоторые члены кружка выполняют самостоятельные научные исследова­ния, с которыми они выступают на заседаниях кружка, на обще­институтских научных конференциях, а также выезжают с до­кладами в другие вузы.
ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА

Через стационар клиники в настоящее время ежегодно про­ходят 800—900 больных, через внештатную поликлинику при ней 2200—2350 первичных консультативных больных. За истек­шие 60 лет в стационаре лечились около 40000 первичных боль­ных, прошли через поликлинику около 92000 больных.

В поликлинике, функционирующей ежедневно (кроме вос­кресных и праздничных дней), каждый больной осматривается ординатором клиники и его ассистентом, т. к. назначение поли­клиники — консультация больных, направляемых участковыми или районными невропатологами (которые, естественно, хотят получить заключение более опытного, старшего врача-клиници­ста). На каждого больного заполняется достаточно подробная (составленная по определенной схеме, отпечатанная в типогра­фии) история болезни, которая хранится в архиве клиники и может быть в дальнейшем использована не только для выясне­ния характера течения болезни (при повторных консультациях того же больного), но и как документ для научной обработки. Примерно половина всех больных стационара — жители г. Ир­кутска, остальные — приезжие из городов и сел области, из соседних областей и смежных с нами республик (БАССР, ЯАССР). Бывают больные также из Монгольской Народной Республики.

При этом следует напомнить, что на протяжении первых 15 — 20 лет своей деятельности кафедра нервных болезней Ир­кутского мединститута была единственным клиническим лечеб­но-консультативным неврологическим центром для всей Восточ­ной Сибири и Дальнего Востока, т. к. в других городах этого огромного географического региона медицинские институты бы­ли открыты значительно позднее (Хабаровск, 1930; Красноярск, 1942; Благовещенск, 1952; Чита, 1952; Владивосток, 1958).

За 60 лет резко изменился состав больных по нозологиче­ским формам. В двадцатых годах третью часть пациентов ста­ционара составляли больные сифилисом нервной системы (ран­ним, поздним, врожденным), что объясняется не только тем, что руководивший тогда клиникой Н. Н. Топорков специально за­нимался проблемой нейролюэса, а коек в стационаре было очень мало, но и значительным распространением сифилиса среди населения после русско-японской и первой мировой войн.

В настоящее время в клинике лечатся, главным образом, больные с расстройствами кровообращения головного мозга, эпи­лепсией, опухолями центральной нервной системы, церебральными и спинальными арахноидитами, хронической стадией эпиде­мического и клещевого энцефалитов, рассеянным склерозом, пояснично-крестцовым радикулитом, невритом лицевого нерва, полинейропатией, сосудистым паркинсонизмом, наследственными заболеваниями нервной системы, дисфункцией вегетативной нервной системы, неврозами. Среди больных стационара года­ми не бывает ни одного больного нейролюэсом.

Диагностическая и лечебная работа стоят в клинике на со­временном уровне, примерно на том же, что и в других пери­ферийных нервных клиниках СССР. Объясняется это не только тем, что лечебной работой заняты опытные, высококвалифици­рованные клиницисты, но и тем, что клиника имеет большие воз­можности для использования новейших диагностических мето­дов, лечебных приемов и медикаментов. К услугам врачей — большая клинико-диагностическая, биохимическая, микробиоло­гическая, ликворологическая, патоморфологическая лаборато­рии, кабинет функциональной диагностики (ЭКГ, ЭЭГ, реоэнцефалография, эхоэнцефалография, электротермометрия кожи, капилляроскопия, электрокардиофонография), большое, отлич­но поставленное рентгенодиагностическое отделение (возглавляе­мое высококвалифицированным, инициативным, талантливым рентгенологом Риммой Федоровной Гончаровой), позволяющее широко применять рентгенографию позвоночника и черепа, пневмомиелографию, томографию черепа, пневмомедиастинографию. Клиника имеет возможность постоянно опираться в своей диагно­стической работе на авторитетную консультацию терапевта, хи­рурга, окулиста, оториноларинголога и других специалистов мединститута. В нужных случаях проводится гаммаэнцефалография, радиоциркулография, исследование аминокислот, пептидов и белков ликвора, белковых фракций крови, катехоламинов (адреналин, норадреналин, допамин) в крови, ликворе, моче; электролитов (К, Na) с помощью пламенного фотометра, газы крови — с помощью «Микро-Аструпа»; разносторонние виру­сологические исследования. Клиника работает в тесном друже­ском контакте с нейрососудистым отделением городской больницы, нейрохирургическими отделениями областной и железно­дорожной больниц.

В первые годы работы клиники операции на головном и спинном мозге производились редко. Делались они общими хи­рургами, руководившими хирургическими кафедрами нашего института. Клиника нервных болезней прибегала к помощи про­фессоров В. Г. Шипачева, В. С. Левита (переехавшего в 1927 го­ду в Москву на должность заведующего кафедрой госпиталь­ной хирургии II ММИ). Это были крупные мастера хирургии, но не нейрохирурги. В 30-х и 40-х годах наших больных опери­ровал приехавший в Иркутск из Ленинграда в 1927 году про­фессор К. П. Сапожков, заведовавший нашей кафедрой факуль­тетской хирургии после отъезда В. С. Левита. Больные с опу­холями головного мозга в те годы очень часто направлялись нами в центральные нейрохирургические институты.

В годы Великой Отечественной войны все сотрудники кафед­ры работали в нейрохирургическом и нейротравматологическом госпиталях, развернутых в Иркутске, где больных с нейротравмой оперировали опытные хирурги: И. А. Промптов, С. Н. Синакевич и И. В. Лепетнев. Особенно тесный контакт клиника установила с И. А. Промптовым — крупным хирургом Казанской школы, с прекрасной анатомической подготовкой, всегда проявлявшим большой интерес к нейрохирургии. Этот контакт сохранился и после войны. В 1946 г. в клинике был создан нейрохирургический блок. И. А. Промптов взял на себя обязанности штатного нейрохирурга клиники. С этого времени нейрохирургия глубоко проникла в диагностическую и лечеб­ную работу клиники, что сыграло большую и очень важную роль во всей деятельности кафедры, подняв на новый, более высокий уровень не только ее лечебную, но и учебную, и научно-исследо­вательскую деятельность.

В настоящее время все нейрохирургические больные клини­ки оперируются в Иркутске в специально созданном нейрохи­рургическом отделении областной больницы (заведует отделе­нием опытный и способный нейрохирург Ольга Константиновна Выгузова), где работает бывший аспирант и ассистент нашей кафедры, ныне доктор медицинских наук доцент Л. С. Кораиди. Это отделение является учебной базой курса нейрохирургии, преподаваемого доцентом Л. С. Кораиди. В организации отде­ления и в подготовке врачей-нейрохирургов большую роль сы­грал профессор Борис Дмитриевич Добычин — общий хирург и нейрохирург, руководивший кафедрой факультетской хирур­гии после К. П. Сапожкова и проработавший на ней 10 лет (1953—1963 гг.).

Диагностическая работа клиники в связи с общим разви­тием невропатологии и нейрохирургии поднялась значительно выше того уровня, на каком она находилась в двадцатых и на­чале тридцатых годов, когда врач-невропатолог был вынужден ограничиваться только обычным клиническим обследованием больного, элементарными анализами крови, ликвора, мочи, ре­акцией Вассермана, методами классической электродиагностики, исследованием глазного дна, краниографией, спондилографией, да еще некоторыми немногими, доступными в то время, мето­диками.

Еще больший скачок сделала лечебная работа: ведь в на­чале деятельности кафедры не было многих, в наше время ши­роко применяемых, эффективных лекарств: сульфаниламидов, антибиотиков, тубазида, папаверина, дибазола, прозерина, антикоагулянтов, тегретола (финлепсина), гексамидина, дифенина, ДОФА, аминазина, диазепама, гормонов (преднизолона, дексаметазона, АКТГ и др.), витаминов, не делали переливаний крови и ее заменителей и многого другого, без чего не обходит­ся современный врач. Несравненно слабее была общая и топи­ческая диагностика нервных болезней. В советское время в стране была создана специализированная нейрохирургическая служба, которая из года в год совершенствуется и приносит огромную пользу многим нервнобольным. По-иному невропатоло­ги стали относиться и по-другому лечить (с гораздо большим успехом) церебрально-сосудистых больных, менингиты, энцефа­литы, паркинсонизм, эпилепсию, нейролюэс, миастению, ради­кулиты, полинейропатии, невралгию тройничного нерва и мно­гие другие нервные болезни. Успешно работают созданные в нашем городе в 1969 г. инсультные бригады скорой помощи. Клиника имеет возможность в нужных случаях прибегать и к помощи реаниматоров, посколь­ку реанимационное отделение факультетских клиник помещает­ся рядом с клиникой нервных болезней.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка