Цели и задачи дисциплины Основные цели дисциплины



Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.74 Mb.
  1   2   3   4

  1. Цели и задачи дисциплины


Основные цели дисциплины «Риторика» - помочь студентам в овладении русским языком как важнейшим средством общения, сформировать достаточно высокий уровень профессиональной коммуникативной компетенции.

Задачи дисциплины

— познакомить студентов с основами знаний о языке и речи, видах и формах языка и речи, системой качеств хорошей речи (правильность, чистота, точность, богатство, логичность, выразительность, умест-ность, ясность), с особенностями профессионально значимых речевых жанров;

— научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь;

— научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом с тем, чтобы педагогическое общение было максимально эффектив-ным;

— подготовить к созданию и восприятию профессионально значимых ре-чевых жанров;

— познакомить студентов с видами общения, механизмами речи;

— помочь овладеть культурой устной речи («светская беседа»,беседа с незнакомым человеком, деловые переговоры, полемика, интервью, публичное выступление);

— помочь овладеть культурой письменной речи;

— познакомить студентов с особенностями речевого этикета и их нацио-нальных особенностей.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин ООП бакалавриата. Б.1. – Гуманитарный, социальный и экономический цикл.


Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: история. философия, логика.

Знания, полученные при освоении курса, будут необходимы студентам при изучении всех дисциплин гуманитарного цикла.




  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:




пп


Индекс

Компетенции



Содержание компетеции

(или ее части)



В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:




ОК 1

Владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

Знать основные этапы и особенности развития культуры,

Уметь ориентироваться в материале, анализировать полученную информацию.

Владеть навыками самостоятельной аналитической работы с материалом, фактами и явлениями культуры, выбора путей достижения поставленных целей.




ОК 2

Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке

Знать основные пласты русской языковой культуры,

Уметь их различать, использовать при решении творческих задач.

Владеть навыками создания и редактирования культурологических текстов профессионального назначения.




ОК 10

Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Знать законы и особенности развития современного информационного общества,

Уметь различать угрозы , существующие в современном обществе, для развития культуры, знать требования информационной безопасности,

владеть навыками контроля и самоконтроля, касающимися информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны как фактора сохранения и развития культуры.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

-актуальные проблемы современной культурологической науки;

-различные подходы к определению сущности культуры;

-теоретические концепции культуры;

-особенности становления и развития цивилизаций;

-специфику русской культуры;
Уметь:

– применять основы теории цивилизаций (цивилизационный критерий) при анализе культур;

- выявлять коды культур;

- анализировать типологию культур;


Владеть:

-методами анализа культурных процессов;

-способностью прогнозирования конкретной социокультурной ситуации;

-навыками исследования общего и особенного в исторических судьбах культур;.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего

часов


Аудиторные занятия (всего)

54/28/8

В том числе:




Лекции

20/6/4

Практические занятия (ПЗ)

30/18/4

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Контроль самостоятельной работы (КСР)




Самостоятельная работа (всего)

54/80/96

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачёт, экзамен)

Дифф. зачет

Общая трудоемкость/ час. Зач. ед.

108

4

Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (54/28/8).


  1. Распределение часов по темам и видам учебных занятий

Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы,108 часов.

Примерный тематический план1



п/п




Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

семестр

Лекции

Практ.

занят.



Самост.

раб.








МОДУЛЬ 1 Раздел I. Теория культуры

1

Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины

1


1/1/1

*3/1/1

4/6/8

-

2

Из истории ораторского искусства

1

1/0/0

*3/1/0

4/6/8

Практическая работа

3

Общение и коммуникация

1

2/0/0

*3/2/0

5/7/8

Практическая работа

4

Основы культуры речи

1

1/0/0

*3/2/0

5/7/8

-




МОДУЛЬ 2. Проблемы развития культуры
















5

Язык, речь и коммуникация

1

2/2/1

*3/2/1

5/7/8

Практическая работа

6

Взаимодействие языка и общества

1

2/0/0

*3/2/0

5/7/8

Практическая работа

7

Культура устной речи

1

2/0/0

*2/2/0

4/6/8

Практическая работа

8

Полемика

1

2/0/0

*2/2/0

4/7/8

Тестирование




МОДУЛЬ 3. Раздел II. Историческая культурология
















9

Переговоры

1


2/2/1

*2/1/1

4/7/8



Тестирование

10

Беседа и речевой этикет

1

2/0/0

*2/1/0

4/7/8



Тестирование




Раздел III. Россия как цивилизация

11

Культура научной и профессиональной речи

1

2/1/1

*2/1/1

5/6/8

Тестирование

12

Основные лингвистические черты специального языка. Средства выражения специальных реалий, категорий, понятий

1

1/0/0

*2/1/0

5/7/8

Тестирование










20/6/4


*30/18/4

54/80/96








Дифф. зачет



















ИТОГО:

108

20/6/4

30/18/4

54/80/96





Примечание: знаком * обозначены темы практических занятий, проводимых в интерактивной форме.
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины

    1. Определение культуры речи и риторики.

    2. Общая и частная риторика.

    3. Законы риторики.

    4. Связь риторики и культуры речи с другими научными и учебными дисциплинами.

2. Из истории ораторского искусства

2.1. Софисты – учителя риторики;

2.2. Аристотель и его «риторика»;

2.3. Цицерон и его сочинения об ораторском мастерстве;

2.4. Квинтилиан – автор «риторических наставлений»;

2.5. Риторика в россии xvii-xix вв.;

- неориторика.

3. Общение и коммуникация

3.1. Общение и его слагаемые;

3.2. Деловое общение;

3.3. Виды делового общения;

3.4. Невербальные средства общения;

3.5. Голос как инструмент общения;

3.6. Специфика педагогического общения.

4. Основы культуры речи


    1. Что такое культура речи?

    2. Основные качества речи (богатство и разнообразие, чистота, яркость, образность, понятность, точность, правильность);

    3. Устная и письменная речь;

    4. Разновидности устной речи;

    5. Нормативность литературного языка;

    6. Нормы произношения и ударения;

    7. Функциональные стили.

5. Язык, речь и коммуникация

5.1. Язык и речь. Речь как процесс и результат;

5.2. Формы речи;

5.3. Разновидности речи;

5.4. Типы речи.

6. Взаимодействие языка и общества

6.1. Русский национальный язык и его подсистемы;

6.2. Русский язык как государственный;

6.3. Русский язык как нормированный вариант общенародного русского языка.

7. Культура устной речи

7.1. Профессионально-значимые жанры устной речи;

7.2. Подготовленная и неподготовленная речь;

7.3. Язык внешнего вида;

7.4. Оратор и аудитория;

7.5. Устная научная речь;

7.6. Устная публицистическая речь.

8. Полемика

8.1. Определение полемики;

8.2. Подготовка к спору;

8.3. Ведение спора по сути;

8.4. Аргументы к слушателям;

8.5. Аргументы к личности оппонента.

9. Переговоры

9.1. Подготовка к переговорам;

9.2. Ведение переговоров;

9.3. Уловки на переговорах;

9.4. Ведение переговоров в специальных условиях.

10. Беседа и речевой этикет

10.1. Речевой этикет;

10.2. Основные понятия теории этикета;

10.3. Приемы активизации беседы.

11. Культура научной и профессиональной речи

11.1. История вопроса;

11.2.Определение понятия «язык для специальных целей»;

11.3. Термин. Его специфические особенности.

11.4. Терминология.

12. Основные лингвистические черты специального языка. Средства выражения специальных реалий, категорий, понятий

12.1. Лингвистические характеристики специального языка;

12.2. Интернализация языков для специальных целей;

12.3. Основные отличия специального языка.


VII. ТЕМАТИКА И СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ



Занятие №1

Риторика как наука и искусство
Вопросы:

1.1. Риторика – наука о способах речевого воздействия.

1.2. Риторика как наука и искусство («Поэтами рождаются, ораторами становятся»). Ваше мнение об этом высказывании.

1.3. Общая и частная риторики.

1.4. законы риторики:

а) концептуальный;

б) моделирования аудитории;

в) стратегический;

г) тактический;

д) словесно – речевой;

е) эффективного общения;

ж) системно – аналитический.

Риторика – Р=К+А+С+Т+СВ+ЭО+СА


    1. Риторика и философия. Риторика и логика. Риторика и психология.

Риторика и этика. Риторика и лингвистика. Риторика и сценическое

мастерство.



Занятие №2

История риторики

Вопросы:


2.1. Когда и где возникла риторика?

    1. Кто такие софисты и как они понимали роль слова.

2.3. Почему Сократ и Платон бросили вызов софистам?

2.4. Как рассматривал риторику Аристотель?

2.5. Каковы взгляды Цицерона на ораторское искусство?


    1. В чем заслуга Квинтилиана, автора двенадцати книг «Риторических наставлений»?

    2. Когда были созданы самые ранние риторики в России и кто их написал?

    3. Как определял риторику М.В.Ломоносов? О чем шла речь в его учебнике по риторике?

    4. Кто были авторы наиболее известных учебников по риторике конца XVIII – первой половины XIX вв. О чем в них рассказывалось?

    5. Что является предметом изучения неориторики?


Занятие №3

Общение и коммуникация.
Вопросы:

3.1. Общение и его слагаемые.



    1. Бытовое общение:

а) условия Эффективности разговора (обоюдное желание вести разговор, удачно выбрать тему, найти общий язык);

б) народные раздумья о собеседовании.



    1. Деловое общение:

а) особенности делового общения:

  • партнерские отношения;

  • регламентированность;

  • соблюдение принципов эффективного слушания;

б) виды делового общения: деловая беседа, деловые переговоры,

телефонный разговор.


    1. Невербальные средства общения: мимика, жестикуляция, жесты (ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические), национальный характер жестов.


Занятие №4

Литературный язык – основа культуры речи
Вопросы:

4.1. Устная и письменная речь.

4.2. Разновидности устной речи.

4.3. Нормативность литературного языка.

4.4. Нормы произношения и ударение:

а) произношение безударных гласных;

б) произношение согласных;

в) произношение заимствованных слов;

г) особенности русского ударения;

д) вариативность ударения.

4.5. Функциональные стили:

а) для чего существуют функциональные стили?

б) образцы функциональных стилей.

Занятие № 5

Культура устной речи
Вопросы:

5.1. Профессионально-значимые жанры устной речи.



    1. Подготовленная им неподготовленная речь.

    2. Язык внешнего вида.

    3. Оратор и аудитория.

    4. Устная и научная речь (научный доклад, сообщение, полемика).

    5. Устная публицистическая речь (интервью).


Занятие № 6

Полемика
Вопросы:

    1. Что такое полемика?

    2. Подготовка к спору.

    3. Ведение спора по сути.

    4. Аргументы к слушателям.

    5. Аргументы к личности оппонента.

    6. Анализ спора.







Занятие № 7

Занятие – тренинг по теме «Полемика»

План:


    1. Выбор темы.

    2. Разработка вопросов для обсуждения.

    3. Составление сценария.

    4. Подготовка участников дискуссии.

    5. Руководство ходом дискуссии.

    6. Подведение итогов.


Занятие № 8

Переговоры

Вопросы:



    1. Подготовка к переговорам.

    2. Ведение переговоров.

    3. Уловки на переговорах.

    4. Ведение переговоров в специальных условиях.

    5. Анализ переговоров.


Занятие № 9

Ораторика
Вопросы:

    1. Подготовка к выступлению.

    2. Этапы подготовки.

    3. Композиция выступления.

    4. Способы фиксации и использования подготовленного текста выступления.

    5. Процесс выступления.

    6. Имидж оратора.

    7. Типы аудитории (слушателей).

    8. Поведение в нестандартных ситуациях.

    9. Приемы косвенного воздействия.


Занятие № 10

Беседа и речевой этикет
Вопросы:

    1. Признаки умелого (талантливого) и неумелого (бездарного) собеседника.

    2. Речевой этикет.

    3. Основные понятия теории этикета.

    4. Приемы активизации беседы.

Занятие №11. Язык, речь и коммуникация.

Взаимодействие языка и общества
Вопросы:

    1. Язык и речь. Речь как процесс и результат.

    2. Формы речи (устная и письменная).

    3. Разновидности речи (диалогическая и монологическая).

    4. Типы речи (описание, рассуждение, повествование).


Занятие №12. Взаимодействие языка и общества

Вопросы:


12.1. Русский национальный язык и его подсистемы.

12.2. Русский язык как государственный. Языковая политика.

12.3. Русский язык как нормированный вариант общенародного

русского языка, обслуживающий разнообразные культурные

потребности народа.


Занятие № 13. Техника речи в профессиональной подготовке

учителя
Вопросы:


    1. Речевое дыхание и голос:

― Методика и практика работы над речевым дыханием и голосом;

― осанка;

― Свобода мышц;

― формирование правильного полного вдоха;

― формирование правильного фонационного выдоха;

― формирование носового дыхания;

― самомассаж;

― упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов;

― комплекс тренировочных упражнений.


    1. Дикция и орфоэпия.

― нормы литературного произношения (ударение в слове);

― артикуляция гласных; работа над гласными звуками в звукосочетаниях;

работа над гласными звуками в словах; в ударном слоге;

― безударные гласные; правила произношения гласных звуков, работа

над ударением в слове, работа над текстом;

― согласные звуки; правила произношения согласных звуков; работа над

согласными звуками.

Занятие № 14. Культура устной речи
Вопросы:


    1. Профессионально-значимые жанры устной речи.

    2. Подготовленная им неподготовленная речь.

    3. Язык внешнего вида.

14.4. Оратор и аудитория.

    1. Устная и научная речь (научный доклад, сообщение, полемика).

    2. Устная публицистическая речь (интервью).


Занятие № 15. Полемика
Вопросы:

    1. Что такое полемика?

    2. Подготовка к спору.

    3. Ведение спора по сути.

    4. Аргументы к слушателям.

    5. Аргументы к личности оппонента.

    6. Анализ спора.



Занятие № 16. Занятие – тренинг по теме «Полемика»
План:

    1. Выбор темы.

    2. Разработка вопросов для обсуждения.

    3. Составление сценария.

    4. Подготовка участников дискуссии.

    5. Руководство ходом дискуссии.

    6. Подведение итогов.



Занятие № 17. Переговоры
Вопросы:

    1. Подготовка к переговорам.

    2. Ведение переговоров.

    3. Уловки на переговорах.

    4. Ведение переговоров в специальных условиях.

    5. Анализ переговоров.


Занятие № 18. Тренинг «Диалог»
Цель тренинга – обучение навыкам ведения конструктивного диалога.

Принципы диалога:

- принцип равной безопасности;

-принцип доцентрической направленности;

- принцип адекватности;
Занятие № 19. Ораторика
Вопросы:


    1. Подготовка к выступлению.

    2. Этапы подготовки.

    3. Композиция выступления.

    4. Способы фиксации и использования подготовленного текста выступления.

    5. Процесс выступления.

    6. Имидж оратора.

    7. Типы аудитории (слушателей).

    8. Поведение в нестандартных ситуациях.

    9. Приемы косвенного воздействия.



Занятие № 20. Беседа и речевой этикет
Вопросы:

    1. Признаки умелого (талантливого) и неумелого (бездарного) собеседника.

    2. Речевой этикет.

    3. Основные понятия теории этикета.

    4. Приемы активизации беседы.



VIII ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка