Целевая установка



Скачати 110.43 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір110.43 Kb.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Дисциплина «Психология и педагогика» входит в блок гуманитарных дисциплин. Актуальной задачей системы высшего профессионального образования является улучшение качества в подготовке специалистов. Востребованность выпускника, его карьера, во многом зависит от умения работать с людьми, находить контакт с деловыми партнерами, коллегами, клиентами, разными по темпераменту, характеру, психологическому типу, менталитету и другим психологическим качествам. Кроме психологии, для будущих специалистов полезны знания в области педагогики, как методики обучения других людей и собственного самообразования. Поэтому изучение дисциплины «Психология и педагогика» представляется полезной и интересной для формирования современного специалиста.

Программа дисциплины включает фундаментальные разделы психологии и педагогики, значение которых было доказано опытом их преподавания в течение ряда лет на гуманитарных факультетах различного специального профиля. В ней отражены темы, непосредственно относящиеся к специфике и характеру будущей профессиональной деятельности специалистов в экономике, управлении и юриспруденции, в условиях становления рыночных отношений в России.

Курс «Психология и педагогика» состоит из нескольких тематических разделов, в которых раскрывается современное состояние психологической и педагогической науки, наиболее актуальные теоретические, прикладные и практические аспекты психолого-педагогического знания. Особое внимание уделяется анализу психолого-педагогических основ менеджмента, организационного и экономического поведения личности как объекта и субъекта управления.

В ходе изучения курса «Психология и педагогика» каждый студент должен:

  • овладеть категориальным аппаратом психологии и педагогики, уяснить содержание основных психологических и педагогических понятий;

  • сформировать представление о структуре психологии и педагогики, свободно ориентироваться в тех разделах курса, которые имеют конкретную прикладную направленность и ориентированы на профессиональную специфику основной специальности студента;

  • приобрести навыки самостоятельной работы с рекомендуемой учебной, учебно-методической и научной литературой по психологии и педагогике (конспектирование, составление тезисов, подготовка рефератов);

  • ознакомиться с методами психолого-педагогических исследований, обработки и интерпретации полученных результатов применительно к целям и задачам будущей специальности;

  • использовать полученные психолого-педагогические знания для уяснения закономерностей управления и руководства, организационного и экономического поведения людей в условиях рынка;

  • понять роль и значение психолого-педагогических знаний для решения практических задач собственной адаптации на рынке труда после окончания вуза, и осознания выработки адекватной самооценки собственной профессиональной пригодности, а также качества и уровня развития профессиональных способностей, умений, навыков и знаний.


Включение в учебную программу обширного списка учебной литературы (учебники и учебные пособия, справочники, словари и атласы, специальная монографическая литература по отдельным темам) поможет студентам в организации самостоятельной работы над изучением курса психологии и педагогики.

ПРОГРАММА КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»




Раздел 1. Психология


Тема 1. Психология как наука, ее предмет и задачи.

Понятие о психике и ее структуре

Психология как наука. Предмет и объект психологии. Понятие об обыденной и научной психологии: сравнительный анализ. Место психологии в системе наук. Междисциплинарные связи современной психологии. Психология и философия. Психология и педагогика. Психология и юриспруденция. Психология и экономика. Психология и менеджмент.

Структура психологической науки. Виды психологических дисциплин. Критерии классификации психологических дисциплин.

Психика как продукт эволюционного процесса. Происхождение и развитие психики человека. Психика как фактор антропогенеза. Развитие психики человека в онтогенезе. Сущность психического отражения. Мозг и психика. Уровни отражения у человека. Психика и сознание. Функции психики. Специфика психологического познания. Человек как субъект и объект познания.

Задачи современной психологии. Взаимосвязь теоретических, прикладных и практических задач современной психологии.

Взаимодействие психологической науки с экономикой и управлением в условиях рыночных реформ. Актуальные проблемы и основные направления развития экономической психологии, психологии управления и др.


Тема 2. Методы психологического исследования

Система методов психологического исследования. Принципы построения классификации методов психологии. Объективные методы психологического исследования: сущность, основные характеристики. Основные группы методов психологического исследования. Организационные методы. Сущность методов продольных и поперечных «срезов», их возможности и ограничения.

Эмпирические методы психологического исследования. Обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение). Экспериментальные методы (лабораторный и естественный эксперименты, констатирующий и формирующий эксперименты). Психодиагностические методы (стандартизированные и проективные тесты). Методы опроса (интервью, анкета, беседа). Праксиметрические методы (хронометрия, циклография, профессиография, метод анализа продуктов деятельности, биографические методы исследования жизненного пути личности).

Методы обработки результатов психологического исследования (качественный, количественный методы). Методы интерпретации результатов психологического исследования (генетический и структурный интерпретационные методы).

Использование различных технических средств в психологическом исследовании; компьютеризация исследовательских процедур, процессов обработки и интерпретации результатов психологического исследования.
Тема 3. Познавательные психические процессы:

виды, характеристики, особенности

Ощущение как процесс непосредственного чувственного познания, его сущность и особенности. Физиологические основы ощущений. Строение анализаторных систем. Виды ощущений. Закономерности и общие свойства ощущений.

Восприятие. Сравнительная характеристика ощущения и восприятия. Виды восприятия. Свойства восприятия. Формирование предметных образов.

Память. Виды процессов памяти. Запоминание и его виды. Факторы эффективного запоминания. Сохранения и забывание. Виды забывания. Воспроизведение и его формы. Виды памяти. Образная, эмоциональная, моторная память. Словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Память и деятельность личности. Проблема развития памяти. Средства повышения продуктивности памяти. Методы исследования памяти.

Мышление, его сущность и особенности. Аналитико-синтетический характер мыслительной деятельности. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Понятие о мыслительных формах. Понятие, суждение, умозаключение. Понятие о мыслительных операциях. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация. Индивидуально-психологические свойства мышления. Критичность, логичность, эвристичность, самостоятельность, креативность и др. Роль мышления в жизни и деятельности человека, в развитии культуры и цивилизации.

Речь. Понятие речевой деятельности. Функции речи. Виды речи. Устная и письменная речь. Внешняя и внутренняя речь. Монологическая и диалогическая речь. Соотношение мышления и речи.

Воображение и его сущность. Виды воображения. Механизмы формирования образов воображения. Роль воображения в научном и художественном творчестве. Связь воображения с другими психическими процессами.

Внимание. Виды внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Основные свойства внимания. Переключение, распределение, концентрация, объем внимания. Методы изучения внимания и способы его развития.

Функции познавательных психических процессов в учебной деятельности студента и способы из активизации.

Роль познавательных психических процессов в профессиональном становлении и профессиональной деятельности специалистов в области экономики, финансов, менеджмента.

Тема 4. Регулятивные психические процессы:

виды, характеристики, особенности

Понятие о регулятивной психической деятельности личности. Виды регулятивных психических процессов – эмоции, чувства, воля. Роль регулятивных процессов в познавательной и практической деятельности личности.



Эмоции как регулятивный психический процесс. Факторы и динамика эмоционального процесса. Функции эмоций. Свойства эмоций. Выражение эмоций. Виды психоэмоциональных состояний (настроение, аффект, стресс, фрустрация) и их характеристики.

Чувства. Понятие о высших чувствах человека. Чувства и потребности личности. Содержание чувств. Внешнее выражение чувств. Динамика чувств. Сравнительная характеристика эмоций и чувств. Виды чувств: нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства. Формирование эмоционально-чувственной сферы личности.

Воля как регулятивный психический процесс: существенные характеристики и особенности. Психологические механизмы волевой регуляции. Структура и динамики волевого акта. Этапы волевого акта. Волевые свойства личности и их формирование. Воспитание и самовоспитание воли. Развитие воли как показатель личностного роста. Место и роль волевых качеств личности в структуре профессионально важных качеств менеджера и руководителя.



Тема 5. Проблема личности в психологии.

Сущность личности и закономерности ее формирования

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности». Структура личности и ее компоненты.

Активность личности и ее источники. Потребности личности. Классификации потребностей личности. Мотивационная сфера личности. Понятие о мотивах и их иерархии.

Социализация личности: факторы, закономерности, институты. Соотношение понятий «социализация», «развитие личности», «воспитание личности». Основные психологические механизмы социализации личности. Факторы и условия социализации. Проблема детерминации социального поведения личности и процесс социализации. Социализация и самоактуализация личности: сущность и соотношение.


Тема 6. Индивидуально-психологические характеристики личности: темперамент, характер, способности

Индивидуально-психологические особенности личности. Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Характер. Структура черт характера. Формирование характера. Соотношение характера и темперамента. Способности. Количественная и качественная характеристика способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Творческие способности. Талант, его происхождение и развитие.

Методы психологического исследования личности. Классификация методов психологического исследования личности, их возможности и ограничения.

Личность как объект и субъект управления. Психологическая характеристика управленческой деятельности. Личность руководителя и стили руководства.


Тема 7. Психология общения и межличностных отношений

Общение как психологическое и социально-психологическое явление. Функции общения между людьми (информативно-коммуникативная, регулятивно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная, организация совместной деятельности, познание друг друга, формирование и развитие межличностных отношений).

Виды и формы общения. Классификации видов и форм общения. Социально-психологические характеристики и особенности основных видов и форм общения.

Общение межличностное и межгрупповое. Внутригрупповое общение. Социально-ориентированное и личностно-ориентированное общение. Непосредственное и опосредованное общение. Вербальное и невербальное общение.

Средства общения. Классификация средств общения и их критерии. Вербальные средства общения. Речь как знаковая система.

Невербальные средства общения. Оптико-кинетическая система знаков. Жесты. Мимика. Пантомимика. Паралингвистические и экстралингвистические знаковые системы как невербальные средства общения. Проксемика. Такесика. Визуальное общение. Контакт глаз как средство общения.

Общение как процесс. Структура и динамика общения. Процессуальные характеристики общения. Фазы динамики процесса общения.

Общение как информационный процесс. Способы приема и передачи информации в коммуникативном процессе. Общение как перцептивный процесс. Восприятие и понимание человека человеком. Феномены, механизмы и эффекты межличностного восприятия. Общение как интерактивный процесс.

Психологические особенности делового общения. Особенности профессионального общения руководителя. Понятие об управленческом общении, психологические факторы повышения его эффективности.

Раздел II. Педагогика


Тема 8. Педагогика как наука. Предмет и задачи педагогики

Предмет педагогики. Категориальный строй педагогики. Основные категории педагогики – развитие, воспитание, обучение, образование. Педагогический процесс как объект педагогики.

Система педагогических наук. Общая педагогика, ее цели и задачи. Составные части общей педагогики – теория воспитания, теория обучения (дидактика), теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика. Педагогика общеобразовательной школы. Педагогика высшей школы. Специальная педагогика (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика). Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования. Исправительно-трудовая педагогика. Производственная педагогика. Военная педагогика. Социальная педагогика.

Связь педагогики с другими науками. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Педагогика и социология. Педагогика и менеджмент.

Основные этапы развития педагогики и образования. Задачи педагогической науки. Методы исследования в педагогике.

Роль педагогических знаний в профессиональном становлении руководителя, менеджера. Педагогические способности, их виды и формирование. Профессионально важные качества личности учителя. Основные требования к личности педагога.


Тема 9. Дидактика как педагогическая теория обучения

Принципы и методы обучения

Образование как система, модели образования. Виды образования.

Общее понятие о дидактике. Объект и предмет дидактики. Понятийный аппарат дидактики. Задачи и функции дидактики. Основные дидактические концепции.

Процесс обучения как целостная система. Понятие и сущность обучения. Характеристика процесса обучения. Функции обучения. Технологии обучения. Виды и стили обучения – сообщающее, развивающее, проблемное, программированное обучение.

Преподавание как деятельность.

Учение как познавательная деятельность учащегося. Структура учебной деятельности – содержательный, операционный, мотивационный компоненты.

Принципы обучения. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Принцип научности содержания и методов учебного процесса. Принцип систематичности и последовательности в овладении знаниями. Принцип наглядности. Принцип доступности обучения. Принцип связи обучения с жизнью.

Закономерности и законы обучения. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Закон целостности и единства педагогического процесса. Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении. Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой деятельности.

Методы и средства обучения. Формы организации учебного процесса. Урок как основная форма организации обучения и требования, предъявляемые к нему. Сущность контроля обучения. Методы и формы контроля. Проверка и оценка результатов обучения. Неуспеваемость учащихся и ее психолого-педагогические причины.
Тема 10. Воспитание как педагогическое явление.

Общие закономерности и принципы воспитания

Воспитание как педагогическое явление. Определение понятий «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности. Критерии оценки эффективности воспитательного процесса. Формирование личности в воспитательном процессе.

Общие закономерности. Направления воспитания. Принципы воспитания: принцип ориентации на ценности, принцип субъективности, принцип целостности и др.

Содержание воспитательного процесса. Программа воспитания. Виды и стили воспитания.



Социальное пространство воспитательного процесса. Сущность понятия социального пространства. Группа в социальном пространстве воспитательного процесса. Динамика социального пространства воспитательного процесса. Условия влияния социального пространства на личностное развитие воспитанника.

Общие методы воспитания. Система методов и факторы воспитания. Методы педагогического воздействия (метод убеждения, метод упражнения, метод педагогической оценки и др.). Средства и формы воспитательного процесса.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка