Бурчакова Марина Анатольевна



Сторінка1/9
Дата конвертації14.04.2016
Розмір2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
качеством. Об авторе
31.10.2002 04:29 | РУДН


Бурчакова Марина Анатольевна


Выпускница факультета экономики и права Российского университета дружбы народов. Кандидат экономических наук. Доцент кафедры менеджмента и маркетинга экономического факультета Российского университета дружбы народов.

В течение 20 лет занимается преподаванием и научной деятельностью в области управления. Автор ряда работ по менеджменту человеческих ресурсов. Ею опубликовано свыше 20 теоретических и практических статей, методических разработок и учебных пособий.




ПРОГРАММА КУРСА
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ


Тема 1. Социальные и экономические основы качества

Понятие качества.


Экономические аспекты качества.
Классификация затрат на качество.
Экономическая эффективность улучшения качества.

Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества

Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах

Управление качеством в США.


Управление качеством в Японии.
Управление качеством в Европе.

Тема 4. Управление качеством в России

Развитие и становление элементов управления качеством в России.


Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях.
Системный подход к управлению качеством.

Тема 5. Всеобщее управление качеством

Содержание концепции всеобщего управления качеством.


Освоение систем качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки компаний по критерию национальных премий по качеству.

Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в России

Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации.


Государственное управление стандартизацией.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
Стандартизация в странах СНГ.

Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качества

Роль стандартизации в развитии международной торговли.


Международные организации по стандартизации. Международные стандарты на системы качества (МС ИСО серии 9000).

Тема 8. Метрология в управлении качеством в России и за рубежом

Организационно-правовые основы метрологии.


Система обеспечения единства измерений.
Международные метрологические организации.

Тема 9. Сертификация в управлении качеством

Сертификация продукции и ее цели.


Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации.
Маркировка товаров.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Данное пособие предназначено для студентов экономических факультетов высших учебных заведений.

Содержание курса Управление качеством включает в себя основные положения общей теории управления качеством и экономические и иные аспекты опыта управления качеством в соответствии с требованиями стандарта Министерства общего и специального образования.

Целесообразность такого объединения подтверждается практикой преподавания управленческих дисциплин на экономических факультетах вузов.

Данный подход в значительной степени исключает дублирование общетеоретических вопросов управления качеством в процессе рассмотрения конкретного опыта управления качеством в отдельных странах, на производстве и в сфере услуг.

Широкий круг рассматриваемых производственных, экономических и социальных вопросов и проблем в указанном курсе служит достаточным основанием для утверждения важности и особой актуальности дальнейшей работы по совершенствованию процесса управления качеством в нашей стране, разработке и внедрению новых нормативных документов, укреплению и расширению международного сотрудничества в этой области, развитию теоретических положений науки управления качеством.

Принципиально новые направления развития в условиях переходного периода и становления рыночных отношений требуют осмысленной оценки изменений в подходах к управлению качеством, адаптации и освоению передовых систем качества, работе по соответствию отечественной продукции новым международным стандартам, решению вопросов и проблем сертификации и лицензирования.

Овладение знаниями управления качеством необходимо не только специалистам, работающим на производстве или в смежных областях, но и дает представление об организации практической деятельности в этом приоритетном направлении развития отечественной экономики.

 

Тема 1.


СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА




1.1 Понятие качества

Качество - это категория философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".

Необходимость стандартизации терминологии, уже в наши дни, повлекла появление унифицированной системы терминов для всех отраслей бизнеса и промышленности, стандартизировало следующее определение качества . Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

При этом исходным в определении качества является понятие "потребность ". Нас интересуют, прежде всего, экономические потребности (часть потребностей общества), для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность. В свою очередь, отношения к собственности и общественно-экономический строй определяют в большей степени социальные формы проявления и удовлетворения экономических потребностей. Следует особо отметить, что рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, вызванного их потребностями

Решающую роль на рынке нередко играет субъективное восприятие качества: покупатель выбирает товар с учетом его новизны, моды, экономичности, надежности, эстетичности, воздействия рекламы и настоятельной потребности.

В понятие "качества" входят термины "характеристика", "свойство" и " объект ".



Характеристика - представляет собой взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде таблицы, формулы, графики и текста. Например, функция объема спроса (Q) от цены (Ц), по существу, является ценовой характеристикой конкретного товара. Следовательно, с увеличением спроса при той же цене можно констатировать улучшение качества и возрастание дохода.

Свойство - выражает такую сторону предмета, которая подчеркивает его различие или общность с другими предметами и проявляется в его отношении к ним. ""Свойство" как и "качество" представляет собой философскую категорию и обычно обобщает ряд характеристик объекта. Так, при изучении количественных показателей качества было стандартизировано 13 свойств пяти групп промышленной продукции (таб. 1.1).

Показатели

качества

продукции

Продукция, расходуемая при использовании

Продукция, расходующая свой ресурс

сырье и природное топливо

материалы и продукты

расходуемые изделия

неремонтируемые изделия

ремонтируемые изделия

Классификационные

+

+

+

+

+

Функциональной пригодности

Надежности:



+

+

+

(+)

(+)

- безотказности

-

-

(+)

+

+

- долговечности

-

-

(+)

+

+

- ремонтопригодности

-

-

(+)

-

+

- сохраняемости

+

+

(+)

+

+

- энергомичности

-

-

 

(+)

(+)

- эстетичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Технологичности:

 

 

 

 

 

- в производстве

+

+

+

+

+

- при применении

(+)

(+)

+

(+)

+

Ресурсопотребления

-

-

-

(+)

(+)

Безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Экологичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Знак "+" означает применяемость

Знак "-" - неприменяемость

Знак "(+)" - ограниченную применяемость некоторых групп данного виды продукции


Источник: Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998, с. 19.

Объект - то, что может быть индивидуально рассмотрено и описано. Например, процесс, деятельность или продукция, отдельное лицо, организация, система, любая комбинация из них .

Термин "процесс " обозначает совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, преобразующих входящие элементы в выходящие (ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология).

Результатом процессов или деятельности является продукция . Она может быть представлена в виде материалов, оборудования, программного обеспечения, услуг (деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя) или любой комбинации из них.

В быту и рекламе широкое распространение получили такие определения качества, как "настоящее качество", "американское качество", "европейское качество", "повышение качества", а также связанные с понятием "лучше-хуже", "выше-ниже", "хорошо-плохо" и т.д.

Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины "относительное качество", "уровень качества" и " мера качества ".

Относительное качество - когда объекты классифицируются в зависимости от их превосходства или ущербности, т.е. в сравнительном смысле.

Уровень качества - применяется при статистическом контроле (в количественной оценке) во время приемки. Мера качества - при проведении точных технических оценок.

Еще недавно практиковался способ простого совмещения индивидуальных показателей характеристик качества (комплексный, групповой, обобщенный, и интегральный показатели качества). Однако подобный набор характеристик не отражал полностью физическую сущность, весь набор потребительских свойств продукции.

Остались в прошлом и попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов, присвоение Знака качества (аттестация объектов по уровням качества).

Применяемость показателей качества продукции по ее видам представлено в таблице 1.1.

Для более полного представления о понятии качества рассмотрим следующие термины, которые позволят пояснить также определение общего руководства качеством.

" Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством )".* *В.В.Окрепилов. Управление качеством, 1998, с.20.

Цели, задачи и требования к качеству и реализации элементов системы качества реализуются в процессе планирования качеством. Основные направления и цели, официально сформулированные высшим руководством, формируют политику организации в области качества.



Обеспечение качества - комплекс видов деятельности (в том числе и планирование), осуществляемых в рамках системы качества, для обеспечения выполнения требований к качеству продукции.

Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышение потребительских свойств продукции, качества услуг.

Следует различать, что термин качество в дальнейшем будет применяться двояко - в отношении к системе управления (система качества) и к продукции (качество продукции).



1.2. Экономические аспекты качества

Все приведенные выше понятия о качестве согласно Международному стандарту ИСО 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь" версии 1994 года - имеют экономическое значение. Из этого следует, что целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы .

Только через проектирование эффективной системы качества в организации, как утверждает Международный стандарт Международной организации по стандартизации МС ИСО 9004-1 версии 1994 года, могут быть обеспечены следующие требования к продукции, которая должна:

а) соответствовать области применения, назначению, четко определенным потребностям;

б) отвечать требованиям потребителей;

в) соответствовать принятым техническим условиям и стандартам;

г) удовлетворять требования и запросы общества;

д) отвечать требованиям охраны окружающей среды;

ж) быть экономически выгодной, приносить прибыль.

Сегодня, при насыщении рынка большинством видов продукции, ростом конкуренции и потребительских запросов общества первостепенное значение имеет решение проблем, связанных с затратами, рисками и выгодами как для организации, так и для потребителя.

В этой связи необходимо:

а) для достижения экономического эффекта, получения прибыли :



    • постоянно работать над сокращением затрат, улучшением функциональной пригодности товаров, следовательно более полно удовлетворять потребность и рост доверия потребителя;

    • постоянно работать над повышением рентабельности и увеличением контролируемой доли рынка организации;

б) для уменьшения затрат :

    • внимательно отслеживать затраты на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, затрат потребителя на эксплуатационное обслуживание, издержек из-за простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;

    • учитывать издержки в следствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, в том числе на некондиционную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку предприятием, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;

в) для минимизации риска :

    • стремиться исключить такие риски, которые связаны со здоровьем людей, их безопасностью, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия потребителями;

    • стремиться исключить риски, связанные с продукцией, имеющей дефекты, которые отрицательно влияют на репутацию, авторитет организации, ведут к потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, оттоку финансовых и человеческих ресурсов.

1.3. Классификация затрат на качество

Движение по пути рыночных отношений вынуждает все шире осваивать новые (международные) правила ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Данную совокупность нормативных документов, информацию по характеру ее сбора, получения и по использованию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую).



Внутренний учет и анализ называют управленческим . Управленческий анализ субъективен, конфиденциален, им занимаются профессионалы высокого уровня, но именно он обеспечивает и обусловливает принятие решений. Однако он не дает возможности сопоставить и обобщить данные различных фирм. Международные стандарты на системы качества подчеркивают, что затраты для обеспечения качества составляются (классифицируются) внутри организации по ее собственным критериям.

Затраты для обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества .

Некоторые виды потерь определить количественно крайне трудно. При этом они могут быть очень значительными. Например, потеря престижа организации.

Эффективная система качества (СК) с финансовой (внешней) точки зрения может непосредственно влиять на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что влечет за собой не только снижение брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции

Международные стандарты на системы качества (МС 9004-1: 1994г.) для единообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по отдельным методам калькуляции (классификации) затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности производителя (изготовителя).

1. Метод калькуляции затрат на качество

Затраты на качество (ЗК) в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).

Составляющие затрат по внутренней хозяйственной деятельности анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов - убыточными.

К составляющим затрат относят:


  • профилактику - деятельность по предотвращению и недопущению дефектов, например, метрологическое обеспечение производства, обучение персонала и т.д.;

  • оценивание - контроль, испытание и обследование с целью оценки выполнения требований к качеству;

  • внутренние затраты - следствие дефектов, выявленных до поставки продукции, например, повторная обработка, переделка, брак, повторное предоставление услуги, повторное проведение испытаний.

  • внешние затраты - следствие дефектов, проявившихся после поставки продукции, когда продукция не отвечает требованиям, предъявляемым к качеству. Например, затраты на ремонт продукции, ее возврат, гарантийное обслуживание, прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции, издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.

2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами

Данный метод оперирует понятиями стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса:

а) стоимость соответствия - затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;

б) стоимость несоответствия - затраты, возникшие вследствие нарушения существующего процесса.

Как стоимость соответствия, так и стоимость несоответствия могут быть источником экономии средств.

3. Метод определения потерь из-за низкого качества

Здесь основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичный пример внутренних нематериальных потерь - снижение производительности труда вследствие переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Типичные внешние нематериальные потери - сокращение в будущем объема сбыта вследствие неудовлетворенности потребителей. Материальные потери - внутренние и внешние затраты , являющиеся следствием дефектов.

Рассмотрим пример калькуляции затрат на качество изготовления и эксплуатации холодильников методом ПОД, которые равны:

Затратам на метрологическое обеспечение производства



    • ПЗК = 300 млн. руб.;

Затраты на испытание и сертификацию

    • ОЗК = 25 млн. руб.;

Затраты на брак в производстве

    • ДЗК = 5 млн. руб.;

Затраты от возврата продукции потребителями

    • ЗКВш = 10 млн. руб.

Теперь определим сумму общих затрат на качество и затрат на качество, явившихся следствием внутрихозяйственной деятельности организации.

ЗКВу = ПЗК + ОЗК + ДЗК = 330 млн. руб.

ЗК = ЗКВу ЗКВш = 340 млн. руб.

1.4. Экономическая эффективность улучшения качества

Эффективность является одним из наиболее общих и важнейших экономических понятий.

В данном курсе мы рассматриваем прежде всего влияние качества на эффективность изготовления и эксплуатации продукции.

В рекомендациях, приводящих оценку эффективности мероприятий научно-технического прогресса, под эффективностью понимается характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратам (З), произведенными для его получения (Зп) и использования или эксплуатации (Зэ).

З - Система - Р

Э = Р - З = Р - (Зп + Зэ).

Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества.

При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличивается и объем финансирования (затраты на качество). Увеличение затрат повышает продажную цену продукции. Для приобретения продукции потребителем по более высокой цене необходимо, чтобы процесс ее совершенствования вел к увеличению экономического эффекта потребителя.

В свою очередь изготовитель за счет увеличения продажной цены рассчитывает компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, а также повысить свой экономический эффект для расширения (развития) производства. В то же время изготовитель повышает экономический эффект потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив до минимума или снизив дефекты при использовании продукции.

Главное, если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой продукции, ему необходимо количественно и качественно учесть интерес потребителя, т. е. иметь (производить) продукцию с меньшей ценой потребления . В данном случае продукция изготовителя будет реализована, и он не только получит, но и увеличит прибыль.

При таком подходе совершенно очевидно, что выгоду получают как изготовитель, так и потребитель, в результате растет общий экономический эффект, движется научно-технический прогресс за счет совершенствования качества продукции, развития производства.





Вопросы для самопроверки

1. Что вы понимаете под понятием "качество"?

2. В какой зависимости находятся понятия "качество" и "потребность"?

3. Дайте описание терминам "характеристика", "свойство" и "объект".

4. Какое соотношение имеют термины процесс и объект?

5. В чем выражаются количественные характеристики и превосходная степень при проведении технических оценок термина качество?

6. Дайте определения терминам "система качества", "обеспечение качества" и "улучшение качества".

7. При каком условии могут быть обеспечены требования к продукции в соответствии с Международным стандартом? Назовите эти требования.

8. Что необходимо предпринять для достижения экономического эффекта в управлении качеством?

9. Из каких составляющих скадываются затраты на качество?

10. Приведите и охарактеризуйте классификацию методов калькуляции затрат на качество.

11. Дайте определение понятию "эффективность".

12. Каким образом качество влияет на эффективность изготовления и эксплуатации продукции?

13. Как изготовитель может увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой продукции?

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка