"баскетбол "



Скачати 176.97 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір176.97 Kb.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Рочегодская средняя школа»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

«Рочегодская средняя школа»

__________/М.Д.Мамонова./



Приказ № __

От «___» _______2012 г.

“БАСКЕТБОЛ ”

Образовательная программа

дополнительного образования детей


Составитель: Т. А. Кожевникова,

Педагог дополнительного образования.



п. Рочегда

2012г.

Пояснительная записка Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде.

Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся с использованием способов двигательной деятельности из раздела «баскетбол».

В учебном процессе баскетбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение баскетбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:

– доступностью игры для любого возраста;

– возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодёжи, простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.

Данная программа разработана в соответствии с законом “Об образовании” РФ, с типовым положением об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, с концепцией модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, с нормами СанПин 2.4.4.1251-03.

Учебная программа “Баскетбол” предназначена для учреждений общего и дополнительного образования и рассчитана на двухлетний курс обучения детей с 11 по 17 лет. Основой данной программы является учебная программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Баскетбол”, составитель Коваль М. Б.

Цель программы:

– формирование у воспитанников навыков игры в баскетбол.



Задачи:

– обучить основам техники и тактики игры в баскетбол;

– развивать физические способности учащихся;

– сформировать навыки деятельности игрока совместно с партнерами;

– содействовать общему физическому развитию;

– воспитывать волевые качества.


Организационно - методические основы обучения

Программа предназначена для учащихся 5-11 классов и предусматривает приобретение ими знаний, умений и навыков для участия в соревнованиях. Программа рассчитана на три года обучения.

Количество часов на освоение программы-246ч. в год (8 часов в неделю), причем, большая их часть используется на практические занятия, тренировочные и соревновательные старты.

Практические занятия проводятся, как правило, в условиях, приближенных к соревновательным, при этом у ребят вырабатывается чувство ответственности за судьбу команды, своих товарищей, отрабатываются командные действия в той или иной ситуации, воспитываются физические и морально - психологические качества.

В течение обучения планируется участие в соревнованиях.

В конце года планируется сдача контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Рекомендуемый состав группы - от 8 до 12 человек. Группа разновозрастная.
Содержание тем

Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2005). При этом большое внимание уделяется упражнениям специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям баскетболиста.



Первый год обучения

1.Теоретическая подготовка.История развития баскетбола Характеристика баскетбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

Гигиена баскетболиста. Врачебный контроль, предупреждение травм и переутомления. Первая помощь при травмах. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка мест соревнований. Роль и обязанности судейского аппарата.



2.Техническая подготовка. Взаимосвязь и взаимообусловленность техники и тактики. Характеристика стремительного и позиционного нападения в зоне защиты. Техника нападения. Сочетания изученных приемов перемещения. Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону. Передача мяча с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие и средние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой. Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте. Броски изученными ранее способами со средних дистанций. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски. 3.Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: финты с мячом “на ведение”, “на передачу”, “на бросок” с последующим ведением, передачей, броском. Групповые действия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном paвенстве защитников. Командные действия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче. Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка).

4.Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Спортивные игры: баскетбол, футбол. Подвижные игры и эстафеты.



5.Специальная физическая подготовка. Акробатические упражнения. Кувырки вперед в сочетании с выпрыгиванием вверх, кувырки вперед с прыжком, стойка на голове. Бег. Бег на дистанции 100, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости. Спортивные игры. Волейбол, футбол. Прыжки: в высоту, в длину, с места, с разбега. Сочетание рывка (10-20м) с прыжком вверх, толчком одной, двух ног. Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок. Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей.

По окончании первого года обучения воспитанники должны знать:

Значение утренней гимнастики и правило ее проведения, понятие о гигиене и правило ее соблюдения, правило соревнований по мини – баскетболу, гигиенические требования к одежде и спортивной форме, владеть приемами самоконтроля в процессе занятий.



По окончании первого года обучения воспитанники должны уметь:

Выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги, выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу,ловить мяч двумя руками на месте, передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком, передавать мяч одной рукой с места, вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем, выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам, выполнять броски в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту, освобождаться для получения мяча, выполнять упражнение “передай мяч и выходи”, противодействовать получению мяча, противодействовать розыгрышу мяча, противодействовать атаке корзины.



6.Контрольные тесты. Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно. Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). Штрафной бросок (из 10 бросков). Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

7. Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах.

Второй год обучения.

1.Теоретическая подготовка.История развития баскетбола. Характеристика баскетбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире.

Гигиена баскетболиста Врачебный контроль, предупреждение травм и переутомления. Первая помощь при травмах. Правила поведения и меры безопасности на занятиях баскетболом. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Составление таблиц. Подготовка мест соревнований. Роль и обязанности судейского аппарата.



2.Техническая подготовка. Взаимосвязь и взаимообусловленность техники и тактики. Характеристика стремительного и позиционного нападения в зоне защиты. Техника нападения. Сочетания изученных приемов перемещения. Ловля мяча, летящего навстречу и с боку, с выходом вперед и в сторону. Передача мяча с отскоком от пола. Передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча, двумя руками от головы во время ходьбы и бега (после ловли и после ведения) вперед, в стороны, на короткие и средние расстояния; передача мяча после поворота на месте и после ловли с остановкой. Ведение мяча со снижением, обводка, переход от обычного ведения к ведению со снижением; изменение скорости передвижения во время ведения. Ведение с последующей остановкой и с продолжением ведения на месте. Броски изученными ранее способами со средних дистанций. Броски одной рукой от плеча, с места, в движении. Штрафные броски. 3.Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия: финты с мячом “на ведение”, “на передачу”, “на бросок” с последующим ведением, передачей, броском. Групповые действия: взаимодействие трех нападающих (треугольник), взаимодействие нападающих при численном paвенстве защитников. Командные действия: нападение быстрым прорывом, расстановка при штрафном броске, при спорном мяче. Тактика защиты. Индивидуальные действия: выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. Групповые действия: взаимодействие двух защитников при численном равенстве нападающих (подстраховка). Методы совершенствования индивидуального технического мастерства. Анализ основных способов позиционного нападения: через центрового игрока, “восьмеркой”, “серией заслонов”. Совершенствование передвижений, остановок, поворотов на быстроту выполнения. Ловля низких и катящихся мячей одной рукой. Ловля мяча на максимальной скорости передвижения, на максимальной высоте прыжка. Передачи мяча: скрытые передачи (назад, вправо, влево), передачи в прыжке двумя руками от головы и одной от плеча. Ведение мяча на максимальной скорости. Броски мяча одной от плеча со средних и дальних дистанций.

4.Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Спортивные игры: баскетбол, футбол. Подвижные игры и эстафеты.



5.Специальная физическая подготовка.

Акробатические упражнения. Кувырки вперед в сочетании с выпрыгиванием вверх, кувырки вперед с прыжком, стойка на голове. Бег. Бег на дистанции 100, 400, 500 м. Бег с изменением направления и скорости. Спортивные игры. Волейбол, футбол. Прыжки: в высоту, в длину, с места, с разбега. Сочетание рывка (10-20м) с прыжком вверх, толчком одной, двух ног. Имитационные движения кистью и руками на передачу, бросок. Ловля и передача малых набивных, теннисных мячей. Особенности использования средств общей и специальной физической подготовки в различных возрастных группах (объем, интенсивности т. д.) В зависимости от периода подготовки (подготовительного, соревновательного, переходного). Особенности применения средств скоростно-силовой и силовой подготовки. Упражнения с отягощениями. Метание больших набивных мячей. Бег на дистанции 500, 600, 800 м, кроссы на дистанции: 1000, 1500, 2000, 3000 м.



6.Контрольные тесты. Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно. Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек). Штрафной бросок (из 10 бросков). Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток). Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

7. Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах.

По окончании второго года обучения воспитанники должны знать:

Как необходимо настраиваться на игру,как избежать переутомления, какие существуют восстановительные мероприятия, как строить самостоятельные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений.



По окончании второго года обучения воспитанники должны уметь:

Ловить мяч одной рукой одной в прыжке, ловить мяч одной рукой в прыжке, передавать мяч одной рукой, передавать мяч одной рукой на одном уровне, обводить соперника с изменением направления, выполнять броски в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту, в нападающих действиях выполнить “ наведение”, в командных нападающих действиях выполнить “ скрестный выход”, в защитных командных действиях использовать “групповой отбор”, в защитных действиях выполнить “ проскальзывание”, в защитных командных действиях противодействовать “скрестному выходу”, оказать первую помощь при легких травмах.




Контрольные тесты (требования к учащимся).



Тесты

Класс

Оценка

«5»

«4»

«3»

М

Д

М

Д

М

Д

1

Ведение мяча с обводкой стоек (через 3 м). Отрезок 15 м. туда и обратно

5-6

10

11

10,5

11,5

11

12

7

8,8

9,8

9,0

10

9,3

10,3

8

8,5

9,5

8,8

9,7

9,0

10

9-11

8,4

9,4

8,7

9,6

9,0

10

2

Челночный бег 3х10м с ведением мяча (сек).

5-6

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

7

8,3

8,6

8,5

8,8

8,8

9,0

8

8,1

8,5

8,4

8,7

8,7

9,0

9-11

8,0

8,4

8,3

8,6

8,6

9,0

3

Штрафной бросок (из 10 бросков).

5-6

5

5

4

4

3

3

7

5

5

4

4

3

3

8

6

6

5

5

4

4

9-11

6

6

5

5

4

4

4

Бросок в кольцо после ведения мяча (из 10 попыток).

5-6

5

5

4

4

3

3

7

6

6

5

5

4

4

8

7

7

6

6

5

5

9

8

8

7

7

6

6

5

Броски мяча в стенку с 3м и ловля после отскока за 30 сек (количество раз).

5-6

19

18

18

17

17

16

7

20

19

19

18

18

17

8

21

20

19

18

18

17

9-11

22

20

20

19

19

19



Учебно-тематический план

(1год обучения-246 часов, 8 часов в неделю)

П/П


Наименование тем.

Количество часов

1 г. обучения

2 г. обучения

Т.

Практ

Всего

Т.

Практ

Всего

1.

Теоретическая подготовка

7

7

14

5

9

14

2.

ОФП

5

30

35

5

30

35

3.

СФП

5

40

45

5

40

45

4.

Тактическая подготовка

10

54

64

10

54

64

5.

Техническая подготовка

10

54

64

10

54

64

6.

Подготовка и участие в соревнованиях, играх и конкурсах

-

20

20

-

20

20

7.

Контрольные тесты

-

4

4

-

4

4




Итого часов в год:

37

209

246

35

211

246




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка