Аналитические и методические материалы



Сторінка1/10
Дата конвертації11.04.2016
Розмір1.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

С ЛУЧШИМИ ПРАКТИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ С ОВЗ

Москва, 2015

СОДЕРЖАНИЕ



1.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ С ЛУЧШИМИ ПРАКТИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ С ОВЗ

3


1.1.

Введение………………………………………………………………....................

3

1.2.

Перечень лучших практик, вошедших в состав ТОП-100 2015 года

7

1.3.

Описание лучших практик организации летнего отдыха и оздоровления детей по направленностям дополнительного образования ………………………………..

15





  • Лучшие практики технической направленности ………..………………

15




  • Лучшие практики естественнонаучной направленности……………….

31




  • Лучшие практики художественной направленности ……………………

39




  • Лучшие практики физкультурно-спортивной направленности ………..

53




  • Лучшие практики туристско-краеведческой направленности …………

73




  • Лучшие практики социально-педагогической направленности ……….

95

1.4.

Описание лучших практик организации летнего отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ………………………………………………………………………………….

118











2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛУЧШЕГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ С ОВЗ

141










2.1.

Введение

141

2.2.

Рекомендации по структуре и содержанию материалов ………………………..

142

2.3.

Критерии оценки качества лучших практик …………………………………….

149

2.4.

Список рекомендуемых источников……………………………………………...

151










3.

ПРИЛОЖЕНИЯ







Приложение 1.

Информационная карта программы (для формирования открытого банка лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья)



157




Приложение 2.

Примерная структура отчета о реализации программы организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей



160

1. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ С ЛУЧШИМИ ПРАКТИКАМИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, В Т.Ч. ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ С ОВЗ




    1. ВВЕДЕНИЕ

Период летних школьных каникул содержит в себе потенциал активного развивающего отдыха ребенка, направленного на развитие социальной, интеллектуальной и творческой сферы личности. Активные преобразования в стране и изменения в государственной политике в области образования не могли оставить в стороне систему организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ. По этой причине возникла объективная необходимость в системе конкурсной поддержки, привлечении внимания общественности и в повышении статуса авторов и организаций лучших практик сопровождения детского развивающего отдыха. Выделение в ТОП 100 лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ является необходимым условием в комплексе мероприятий по повышению качества оказываемых услуг организациями дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи, не зависимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

В данном обзоре представлены аналитические материалы лучших практик, вошедшие, по мнению экспертного сообщества, в ТОП 100 2015 года, а также методические рекомендации по распространению лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ.

Эксперты - 52 специалиста из различных субъектов Российской Федерации, представляющие государственные, общественные, научные организации, имеющие ученые степени, признанные заслуги и практический опыт в развитии системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей и молодежи, - оценивали представленные на конкурс материалы по 10 основным критериям:

1. Актуальность, выраженная в показателях:

- на сколько содержание программы соответствует приоритетным направлениям государственной политики РФ, а также специфике конкретного субъекта (региона) РФ;

- ориентированность программы на решение важных проблем общества и развития личности ребенка;

- соответствие содержания программы современным исследованиям в области науки, в том числе педагогической, и техники.

2. Преемственность, выраженная в показателях:

- наличие и описание предыдущего опыта работы в области реализации программ детского отдыха у данной организации ;

- обозначение связей и преемственности с накопленным положительным опытом реализации данных программ (например, тематических, профильных и т.д.);

- определение путей совершенствования содержания работы в связи с изученным опытом реализации конкретных программ детского отдыха

3. Инновационность, выраженная в показателях:

- наличие в содержании программы новаторских подходов, форм и методик работы;

- обоснованность использования инноваций;

- доступность изложения инноваций в содержании программы.

4. Целостность, выраженная в показателях:

- показатель объединения структурных элементов программы в целостную систему, в единый завершенный документ.

5. Логичность, выраженная в показателях:

- обоснованность и соответствие выбранных методов, форм и методик («механизмов реализации») сформулированным целям, задачам и принципам в содержании программы;

- показатель взаимосвязи структурных элементов программы;

- соответствие результатов поставленным цели и задачам;

- отражение выбранных направлений работы по программе сформулированным задачам.

6. Методическая грамотность, выраженная в показателях:

- наличие всех структурных элементов программы;

- обоснованность каждого структурного элемента программы в отдельности;

- грамотная формулировка цели и задач и результатов;

- методически обоснованные выбранные формы и методы работы;

- грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности и др.

- методически грамотно прописанная структура детского самоуправления

7. Реалистичность, выраженная в показателях:

- реальность и достижимость выбранной цели (и задач) на конкретный, ограниченный по времени, период;

- конкретное описание реальных ресурсов по достижению поставленной цели программы;

- воспроизводимость и тиражируемость программы в других условиях

8. Учет возрастных, индивидуальных, этнокультурных и др. особенностей воспитанников, выраженные в показателях:

- соответствие содержания программы возрасту, специфике и другим особенностям контингента детей;

- обоснованность выбранных форм и методик.

9. Социальная значимость, выраженная в показателях:

- значение результатов реализации программы для общества.

10. Результативность , выраженная в показателях:

- измеримость результатов по итогам программы;

- наличие диагностического материала (методик и аналитической информации), подтверждающих положительные достижения по итогам реализации программы.

По окончанию летних школьных каникул, авторам - участникам конкурса ТОП 100 лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, было предложено предоставить отчеты с анализом реализованных программ, заявленных на конкурс.

Содержание отчета должно было соответствовать следующим принципам:

1. Отчет – отражение программы.

Принцип выражен в понимании целостности подходов как к написанию программы, так и к написанию отчета о ее реализации.

2. Информативность.

Принцип выражается в содержательности информации о максимально достигнутых результатах, отражать индикаторы качества результативности поставленных целей и задач.

3. Максимальная конкретность.

Принцип отражает максимальные количественные измерительные показатели результативности достижения поставленных целей и сформулированных задач.

4. Открытость.

Принцип выражен в отражении внешних источников, подтверждающих успешность реализуемой программы: опросы детей и родителей, ссылки на группы в социальных сетях, ссылки на публикации в СМИ и прочее.

Таким образом, в результате анализа заявленных конкурсных программ и материалов, а также отчетов об их реализации, был сформирован ТОП 100 2015 года лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ.




    1. ПЕРЕЧЕНЬ ЛУЧШИХ ПРАКТИК, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ ТОП-100 2015 ГОДА

География участников ТОП 100 лучших практик в области организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, представлена практически всеми федеральными округами Российской Федерации, за исключением Северо-Кавказского федерального округа РФ. В таблице №1 отражены проранжированные количественные показатели участников, вошедших в ТОП 100 лучших практик - реализованных программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ.

Таблица 1 – Ранжирование участников ТОП 100 лучших практик, реализованных в 2015 году программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ по федеральным округам Российской Федерации.





Федеральные округа Российской Федерации

Кол-во

%

1

Центральный федеральный округ

24

24%

2

Северо-Западный федеральный округ

22

22%

3

Уральский федеральный округ

17

17%

4

Приволжский федеральный округ

16

16%

5

Сибирский федеральный округ

12

12%

6

Дальневосточный федеральный округ

5

5%

7

Южный федеральный округ

4

4%

Анализ программ, вошедших в ТОП 100 2015 года, показал количественное и качественное преимущество таких субъектов Российской Федерации как Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (12 программ), Воронежская область (8 программ), Архангельская, Мурманская области и Пермский край – по 5 программ, Краснодарский край, Ленинградская, Саратовская, Томская области и хабаровский край - по 4 программы. Более подробные данные по субъектам представлены в Таблице №2.

Стоит отметить тот факт, что из 12 программ, вошедших в ТОП 100 от ХМАО–Югра – 8 программ социально-педагогической направленности (включая программу организации летнего оздоровительного отдыха детей с ОВЗ), 3- физкультурно-спортивной направленности, 1 - туристско-краеведческой и 1 – художественной направленности, что свидетельствует о вариативности и разнообразии форм развивающего отдыха для детей данного региона, а также о стремлении специалистов Ханты-Мансийского автономного округа к качественному конкурентноспособному разнообразию оказания услуг в области дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей и подростков.

Таблица 2 – Распределение участников ТОП 100 2015 года лучших практик - реализованных программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ по субъектам (регионам) Российской Федерации.





Субъект РФ

Кол-во

%

1

Амурская область

1

1 %

2

Архангельская область, включая Ненецкий автономный округ

5

5 %

3

Брянская область

1

1 %

4

Владимирская область

2

2 %

5

Вологодская область

1

1 %

6

Воронежская область

8

8 %

7

Ивановская область

1

1 %

8

Иркутская область

1

1 %

9

Калининградская область

1

1 %

10

Калужская область

3

3 %

11

Краснодарский край

4

4 %

12

Курская область

1

1 %

13

Ленинградская область

4

4 %

14

Московская область

3

3 %

15

Мурманская область

5

5 %

16

Ненецкий автономный округ

1

1 %

17

Нижегородская область

1

1 %

18

Новгородская область

1

1 %

19

Новосибирская область

2

2 %

20

Омская область

2

2 %

21

Оренбургская область

1

1 %

22

Пермский край

5

5 %

23

Республика Карелия

1

1 %

24

Республика Коми

1

1 %

25

Республика Марий Эл

1

1 %

26

Республика Татарстан

1

1 %

27

Республика Хакасия

2

2 %

28

Ростовская область

1

1 %

29

Рязанская область

1

1 %

30

Самарская область

1

1 %

31

Санкт-Петербург

2

2 %

32

Саратовская область

4

4 %

33

Свердловская область

1

1 %

34

Смоленская область

1

1 %

35

Тамбовская область

2

2 %

36

Тверская область

1

1 %

37

Томская область

4

4 %

38

Тюменская область

3

3 %

39

Удмуртская Республика

2

2 %

40

Хабаровский край

4

4 %

41

Ханты-Мансийский АО - Югра

12

12 %

42

Ямало-Ненецкий АО

1

1 %

В конкурсе ТОП 100 2015 года принимали участие образовательные организации общего и дополнительного образования различных форм собственности, управление образования, методические центры, учреждения по работе с подростками и молодежью по месту жительства, социального обслуживания населения, центр социальной помощи семье и детям, реабилитационный центр, дом культуры, научный центр Российской Академии Наук, частные и общественные организации, детские оздоровительные лагеря. Более подробно информация об организациях представлена в Таблице №3.



Таблица 3 – Ранжирование организаций - участников ТОП 100 лучших практик, реализованных в 2015 году программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ



Организации

Кол-во

%

1

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

28

28%

2

Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

18

18%

3

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

17

17%

4

Государственное бюджетное учреждение

8

8%

5

Муниципальное казенное учреждение Детский оздоровительный лагерь

6

6%

6

Общественные организации и НКО

6

6%

7

Общество с ограниченной ответственностью детский оздоровительный лагерь

5

5%

8

МБУО Городской информационно-методический центр

3

3%

9

Муниципальное автономное образовательно-оздоровительное учреждение

3

3%

10

Государственное автономное учреждение дополнительного образования детей

2

2%

11

Государственное казенное учреждение социального обслуживания населения

2

2%

12

Бюджетное учреждение Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

1

1%

13

Научный Центр Российской Академии Наук

1

1%

Представленные на конкурс материалы продемонстрировали разнообразие не только в диапазоне организаций и ведомств, включенных в процесс организации и сопровождения летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, но и широту в понимании названия и структуры программного документа, регламентирующего содержание деятельности по организации детского отдыха, что является прямым отражением существующей ситуации в ведомственной разобщенности уполномоченных органов, курирующих программы каникулярного отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Заслуживает отдельного внимания перечисление названий представленных на конкурс программ и материалов: Образовательная программа, Дополнительная общеразвивающая программа, Программа летней творческой площадки, Комплексная программа, Программа отдыха и оздоровления детей, Программа трудового объединения, Программа деятельности, Программа профильной смены, Программа летнего оздоровительного лагеря, детского оздоровительного лагеря, Программа организации отдыха, Краевая профильная смена, Летняя оздоровительная профильная смена, Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, Программа выездной окружной школы актива, Программа детского общественного форума, Летняя досуговая программа, Социально – образовательная программа, Программа отдыха, Программа воспитательной работы, Игровая программа летней смены, Литературно-краеведческая программа, Оздоровительно-образовательная программа, Воспитательная программа, Краткосрочная общеобразовательная программа, Программа духовно – нравственного воспитания и творческого развития детей и подростков, Авторская программа, Комплексно-целевая программа, Программа деятельности, Программа организации оздоровительно-образовательной смены, Программа учебно-оздоровительного детского центра, Программа загородного клуба, Программа спортивно-оздоровительного лагеря.

Данная вариативность в понимании программного документа безусловно создает широкое поле для разнообразия подходов к организации и сопровождению процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, однако создает препятствия к разработке единых критериев оценки качества деятельности организаций и оказания соответствующих услуг.

Наряду с основными параметрами, отдельно был проанализирован показатель адресности программ организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления, вошедших в ТОП 100 2015 года. Результаты анализа программ по возрастному составу участников представлены в Талице № 4.

Таблица 4 – Возраст участников программ - лучших практик, вошедших в состав ТОП 100 2015 года.





Возраст

Кол-во

%

1

Дошкольники

1

1%

2

Младшие школьники

10

10%

3

Средние классы

12

12%

4

Старшеклассники

19

19%

5

Школьники 6 – 16 (18)

58

58%

Как видно из данной таблицы, наибольшее количество программ рассчитано на школьный возраст от 6 до 16 (18) лет- 58% от общего числа участников. В то же время, при экспертной оценке материалов, именно данный параметр, как правило, не учитывает специфику одновременной работы с детьми разного возраста и имеет недостаточно примеров распределения материалов на подпрограммы работы с детьми разного возраста, применение особых форм работы и привлечение соответствующих специалистов. Этот же недостаток выражен еще в одном показателе адресности программы организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления - специфика контингента и допустимость участия в программе детей с ОВЗ. Исходя из количественных показателей, отраженных в Таблице № 5, 22 программы организации и сопровождения детского отдыха и оздоровления, по мнению авторов-разработчиков программ, допускают участие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или являются «универсальными» для участия детей различных категорий.

Таблица №5 – Возможность участия детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в программах - лучших практиках, вошедших в состав ТОП 100 2015 года



Участие детей с ОВЗ

Кол-во

%

1

Да

22

22%

2

Нет

78

78%

Однако, по мнению экспертов и специалистов – дефектологов, работа с детьми данной категории требует от участников отдельной подготовленности и привлечение дополнительных ресурсов, что должно быть отражено в конкурсных документах, даже в условиях реализации инклюзивных программ.

Подробный анализ конкурсных материалов показал, что из 22 программ, указавших возможность участия детей с ОВЗ, только пять из них фактически отражают данные возможности. Это такие программы как:

1. Программа организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей с ограниченными возможностями «ОСТРОВ «ДЕТСТВО», автор: Быбина Виктория Михайловна (Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Детство»)

2. Программа отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в условиях инклюзивной среды «ПОДАРИ СЕБЕ СОЛНЦЕ!» в рамках комплексной программы отдыха и оздоровления «ПЯТАЯ СТОРОНА СВЕТА» Детского оздоровительного лагеря «Восход» СПб ГБУ «ЦОО «Молодёжный», автор: Алексеева Ольга Олеговна (Ленинградская область).

3. Программа профильной смены «ДОРОГОЮ ДОБРА» Государственного автономного учреждения дополнительного образования Новосибирской области Спортивно-оздоровительный комплекс «Зеленая республика», авторы: Апанасенко Татьяна Викторовна, Зуева Ирина Борисовна, Казакова Наталья Дмитриевна (Новосибирская область)

4. Программа организации оздоровительно-образовательной смены в период летней оздоровительной кампании «ГОРОД НА САДОВОЙ», авторы: Баженова Маргарита Анатольевна, Поповских Алексей Константинович, Муслумов Рустам Рафикович (Автономная некоммерческая организация оздоровительно–образовательный центр санаторного типа «Энергетик», Тюменская область)

5. Оздоровительно-образовательная программа «Большая перемена», авторы: Мыльникова Оксана Игоревна, Кузвесова Елена Юрьевна (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Березники, Пермский край).

Подробное описание данных программ представлено в разделе 1.4. «Описание лучших практик организации летнего отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ».

Как показал анализ содержания лучших практик организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, вошедших в ТОП 100 2015 года, заявленные авторами основные направленности (в соответствии с направленностями дополнительного образования, согласно п.9 приказа Минобрнауки России №1008 от 29 августа 2013 г.), позволили выявить следующее количественное соотношение (см. Таблица № 6).

Таблица 6 – Распределение участников ТОП 100 2015 года лучших практик - реализованных программ организации и сопровождения процесса летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, в т. ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ в соответствии с направленностями дополнительного образования



Направленность

Кол-во

%

1

Техническая

3

3%

2

Естественнонаучная

5

5%

3

Художественная

7

7%

4

Физкультурно-спортивная

10

10%

5

Туристско-краеведческая

10

10%

6

Социально-педагогическая

65

65%

Наименьшее количество программ представлено технической направленности (3 % от общего числа программ) и наибольшее – социально-педагогической - 65 %. Подобный перевес в сторону программ социально-педагогической направленности объясняется отчасти комплексным подходом авторов лучших практик к организации детского отдыха, а так же использованием традиционных подходов, методик и форм работы с детьми в условиях летнего оздоровительного лагеря. Это - коммуникативные, досуговые, творческие, социально-педагогические практики работы с детьми. Еще одним объяснением может служить тот факт, что социально-педагогическая направленность включает в себя программы гражданско-патриотического, военно-патриотического воспитания, лингвистические, психологические, лидерские программы, а также профильные программы работы с отдельными категориями детей (дошкольниками, молодежью, детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и др.) Подобные программы наиболее распространены в практике организации детского отдыха и их оздоровления.


1.3. ОПИСАНИЕ ЛУЧШИХ ПРАКТИК ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПО НАПРАВЛЕННОСТЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Лучшие практики технической направленности

В ТОП 100 лучших практик 2015 года вошли 3 программы технической направленности. Это: программа дополнительного образования и воспитания смены «ТЕХНОМИР - ТЕРРИТОРИЯ ВОЗМОЖНОСТИ» МАОУДОД Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры» г. Томска, автор: Огнева Н.Р. (Томская область); программа «Страна КОМПЬТЕРиЯ. РОБОТОТЕХНИКА» НОУ ДО и ДОД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», авторы: Любимов В.Г., Могилевская С.З., Смирнова С.Ю. (Тверская область) и программа организации отдыха «КИНО-ЛАГЕРЬ» ООО ДОЛ «Синяя птица», авторы: Байкалова А.Ю., Никульников А.Н. (Новосибирская область).

Описание программ технической направленности демонстрирует высшую степень профессионализма и подготовленности специалистов к работе с детьми в данной области. Все программы опираются на методологические основы, тщательно инструментированы в форме подачи и по сути являются примером качественного подхода к работе с детьми в условиях летнего каникулярного отдыха.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка