21, 22 мех. Основы социологии и политологии. Личность в системе социальных отношений



Скачати 105.29 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір105.29 Kb.




21, 22 МЕХ. Основы социологии и политологии.
Личность в системе социальных отношений.


  1. Понятие личности в социологии.

  2. Взаимодействие личности и общества.

В русском языке слово «личность» восходит к слову «лик», которое издавна используется для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках, так же, как и в русском, слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», которое означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. Впрочем, использование этого слова было ограниченным. Так, например, раба нельзя было назвать персоной, то есть личностью.

Несмотря на эти различия, между русским и европейским пониманием личности есть много общего. Возможно, это обусловлено тем, что русская и европейская культуры всегда были близки друг к другу. В европейской традиции в целом лицо рассматривается в оппозиции с его телом, при этом лицо символизирует душу человека. А следовательно, личность — это в первую очередь явление духовного, а не материального мира.

Такое понимание слова «личность» является типично европейским. Если обратиться к восточным языкам, таким как китайский или японский, то можно обнаружить, что слово «личность» связывается в них не только и не столько с лицом человека, сколько с его телом. Например, для китайского мышления характерно понятие «жизненность, то есть как телесные, так и духовные качества индивида». Существует даже мнение, что личность — это продукт именно европейской цивилизации, нечто, что не свойственно для других культур.
Что такое личность?

Одна студентка начала свой реферат по социологии, посвященный проблеме личности, с крайне уместного анекдота:

Жена просматривает свежие газеты и говорит мужу:

- Все-таки недотепы эти журналисты!

- В чем дело?

- Делают одну и ту же ошибку. О смерти выдающихся людей сообщают регулярно, а об их рождении — никогда.


Это действительно забавная история, однако она имеет глубокий смысл. И заключается он в том, что журналисты в этом случае совершенно не виноваты, потому что при рождении человека мы не знаем, что он из себя представляет. Другими словами, личностью не рождаются, ей становятся. Только после того, как человек что-то сделал, мы можем употреблять применительно к нему слово «личность», имея в виду его выдающиеся или просто похвальные качества.

В науке принято употреблять слова «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Хотя все они могут служить названиями для человека, они различаются по смыслу, не являются синонимами. Поэтому необходимо остановиться на том, в каком смысле эти слова употребляются.



Человек — это родовое понятие, название для любого человеческого существа, которое соотносится с совокупностью физиологических и психологических особенностей,

присущих именно человеку и отличающих человеческое существо от других живых существ.

Употребляя термин «индивид», обычно имеют в виду конкретного представителя человеческого рода, «этого человека» в его противопоставлении (но еще не отличии) от всех других людей.

Индивидуальность — это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. Если индивиды отличаются друг от друга только тем, что они представляют собой разные особи одного биологического вида, то индивидуальность уже учитывает те качества, благодаря которым мы различаем людей. Все индивиды являются биологическими существами, обладают одними и теми же психологическими и физиологическими функциями. Индивидуальность же предполагает, что человек может быть здоровым или больным, красивым или не очень, уравновешенным и неуравновешенным, с хорошим и плохим характером и т.д.

Личность — это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются по мере увеличения социального опыта. Это уже совокупность психических признаков и качеств. Когда мы говорим, что этот человек является или добрым, или хорошим художником, или талантливым воспитателем, или любителем развлечений, мы имеем в виду уже не столько индивидуальность, сколько личность.

Личность человека формируется не сразу после его рождения. Можно говорить о том, что новорожденный является яркой индивидуальностью, поскольку он реагирует на внешний мир и делает это только для него характерным способом: есть дети крикливые и спокойные, спокойные и нервные. Однако личность формируется постепенно в процессе контактов с внешним миром и людьми. Первые личностные черты формируются у ребенка только к двум годам, да и то только в том случае, если он находится в удовлетворительных условиях (а, например, не в детском доме). Именно в этот период и проявляются первые черты личностного поведения, когда ребенок попадает в ситуации свободного выбора. Но и в этом возрасте еще нет личности в полном смысле слова, потому что он не усвоил ни языка, ни правил поведения, ничего не умеет. Становление личности - длительный процесс, поскольку человек прекращает развиваться примерно в двадцати пяти гидам.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества), и как процесс самосовершенствования человека изнутри. Однако к теме социализации мы вернемся чуть-чуть позже.

С, точки зрения психологии можно выделить пять основных аспектов («граней») личности.

Первая грань «Я» — это так называемое телесное или физическое «Я», образ тела. Телесное «Я» — это не столько личность, сколько ее материальный субстрат, основание, благодаря которому личность существует, то, через что и в чем личность проявляет себя. Тело играет огромную роль с точки зрения целостности в ощущении собственного «Я». Особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда человек окончательно становится личностью и проходит этап полового созревания.

Телесное «Я» — это только часть личности, личность не может быть сведена к нему полностью. Ребенок еще не родился, но он уже чувствует. У него развивается нервная система, он реагирует на боль, яркий свет. Позднее возникает орган вкуса, эмбрион начинает слышать громкие крики, «пугается», «сердится», реагирует на слова и ласки, на настроение матери. Он проявляет себя в определенных реакциях, однако еще не является личностью в собственном смысле слова. Даже после рождения реакции ребенка остаются во многом автоматическими, обусловленными не намерениями, а инстинктами. Другими сломами, многие предпосылки личностного развития закладываются уже во внутриутробном периоде.

Вторая грань «Я» — это социальное «Я», которое выражается ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Однако набор социальных ролей нельзя приравнивать к личности человека в том смысле, в котором мы определили это слово чуть раньше. Человек, который «состоит» только из социальных ролей, то есть из тех функций, которые он выполняет, в конечном счете, не является личностью в полном смысле этого слова, это ропот, пусть даже он обладает мышлением и способностью что-то чувствовать. Этот человек всегда будет действовать автоматически, он никогда не полюбит то, что он будет делать.

Третья грань — психологическое «Я». Это представление человека о самом себе. К психологической грани личности можно отнести восприятие человеком собственных черт, намерений, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?».

Четвертая грань «Я» — это представление о себе как центре инициативы. Человек может ощущать себя как источник активности или, наоборот, быть пассивным объектом, на который направлены воздействия внешней среды и других людей. В науке эту сторону человеческой личности нередко называют экзистенциальным «Я». «Экзистенция» — это бытие человека в мире в качестве самостоятельного, отдельного от других существа.

Наконец, пятая грань «Я» — это оценка «Я», оценка, которую сам человек дает себе. Наиболее поверхностное проявление этого аспекта личности — это самооценка, то есть общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако эти данный аспект не ограничивается. Принято различать самоуважение, то есть отношение к себе, связанное с реальными достижениями, достоинствами или недостатками, и самопринятие, то есть положительное эмоциональное отношение к себе, которое не зависит от наличия, или отсутствия положительных или отрицательных черт.



Вопрос о природе личности. Понятие личности очень сложно, а потому среди ученых и философов нет единства относительно того, как они видят формирование личности. В настоящее время существует два основных направления в трактовке понятия личности.

Согласно биологической концепции, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли. Другими словами, все качества человека заложены в нем от рождения, а потому изменить что-то в нем просто невозможно, любое воспитывающее воздействие окажется просто бессильным.

Согласно социологическому подходу, любая личность представляет собой результат длительного процесса, она полностью формируется только в ходе социального опыта. При этом утверждается, что биологическая наследственность не играет сколько-нибудь существенной, значительной роли.

Эти направления могут быть представлены как в чистом виде, так и в виде концепций, объединяющих черты каждого из этих направлений. Это в целом не случайно, поскольку человек является биологическим, и одновременно социальным существом. Поэтому, видимо, можно утверждать, что в обоих подходах к осмыслению природы человек присутствует что-то правильное и справедливое.

Указать на путь совмещения, слияния этих двух теорий нетрудно. В частности, существует вполне обоснованное мнение, что у психически нездоровых родителей, как правило, рождаются дети с аналогичными или какими-то другими отклонениями. Хотя этот факт и подвергался критике, его все же можно считать проверенным. Однако почему так происходит? Разве дело исключительно в биологической наследственности? Разве родители не воспитывают ребенка? И даже если они его не воспитывают, разве они с ним никак не взаимодействуют? Так что вопрос о том, что же более важно — биологическая наследственность или влияние окружения, — не так уже прост, как это может показаться.

Примером теории, которая объединяет эти два направления в осмыслении человека, может служить психоаналитическая теория личности, основы которой заложил немецкий ученый Зигмунд Фрейд. Особенность психоанализа состоит в том, что, несмотря на то, что он в первую очередь является методом лечения психических расстройств, З.Фрейд и его последователи разработали теоретическое обоснование, гораздо превосходящее по своей мощи практические цели. По этой причине психоанализ занял важное место в истории мировой мысли не только как психологическая дисциплина, но и как философская система, а также оказал огромное влияние на искусство, культуру, воспитание и т.д.


Теория личности Фрейда

С точки зрения двух выделенных выше подходов к пониманию природы человека особенность теории, разработанной Фрейдом и его последователями, состоит в том, что она признает двойственную природу человека. С одной стороны, человек является биологическим существом, а потому имеет естественные желания и потребности (например, потребность в пище, сне, сексе, безопасности). С другой же стороны, на формирование человеческой личности огромное влияние оказывает и общество, а точнее, ближайшее окружение человека. Двойственность природы человека, с точки зрения Фрейда, приводит к тому, что человек не может быть ни полностью социальным, ни полностью биологическим существом.


Человек и общество

Процесс вхождения человека в общество является очень сложным. Однако его можно условно представить в виде трех фаз.

1. На фазе становления происходит активное усвоение действующих в общности норм и овладение принятых в ней формами и средствами деятельности. Человек, вступая в общность, как бы приносит с собой в группу все, что составляет его индивидуальность. Кроме того, чело-иск не сумеет проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены I группы. Дело в том, что пока он не усвоит эти нормы, он будет оставаться вне группы, которая не будет его понимать; лишь действуя в соответствии с принятыми в группе стандартами, он сможет быть оцененным в ней.

2. На стадии борьбы человек осуществляет активный поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности. Она закономерно возникает вследствие обострения противоречий между достигнутым результатом адаптации, то есть теми приобретенными качествами, которые делают человека таким же, как все, и не удовлетворенной потребностью в проявлении своей индивидуальности.

3. Стадия компромисса возникает в результате активных поисков «золотой середины», которая позволяла бы и реализовывать стремление человека быть особенным, индивидуальным, и тем фактом, что общность соглашается принять, одобрить и культивировать только те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.

Эта классификация может быть полезной и при описании социализации — процесса усвоения человеком норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. Дело в том, что в самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в социальную среду и интеграции в ней. Социальная среда в данном случае — это не что иное, как общество в целом. И действительно, поначалу ребенок усваивает язык, нормы и обычаи совершенно некритично, не оценивая и не задумываясь о том, хороши ли они или плохи, и что они ему дадут. Лишь затем он начинает сопротивляться, не желая подчиняться этим нормам. Со временем он приходит к определенному компромиссу между подчинением и сопротивлением, причем этот компромисс у каждого человека свой. А потому можно говорить, что любой человек в процессе социализации проходит три указанных этапа. Можно указать по крайней мере три типа конечного компромиссного состояния, к которым может приходить отдельный человек, устанавливая окончательные отношения с обществом: бегство от общества, борьба и адаптация.

1. Бегство от общества, когда человек не в силах обрести победу среди людей. В этом случае человек может уйти и себя, создать богатый внутренний мир, к которому никто не будет иметь доступа и в котором он будет реализовывать себя. Тот же путь человек выбирает, уходя в монастырь.



2. Отношения борьбы, когда человек утверждает свою свободу и для этого бесстрашно вступает в конфликт с обществом, стремясь добиться своих целей во что бы ни стало. Этот путь очень сложен и опасен, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.

3. Адаптация к обществу, когда человек адаптируется и миру, отказываясь от своего стремления обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в измененной форме. В случае положительного развития событий человеку удается найти компромисс, равновесие между собственной свободой и требованиями общества.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.

Исходя из собственного жизненного опыта, определите, какие из перечисленных



качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению наверх, деловой карьере:

Воля. Честность. Темперамент. Интеллект. Внешний вид. Коммуникабельность. Хитрость. Физическая сила. Целеустремленность. Цинизм. Способность рисковать. Вежливость.
Контрольные вопросы

  1. Раскройте сущность понятий «человек», «индивид», «личность».

  2. Как развивались представления о человеке как личности на разных этапах развития общества.

  3. Является ли личность простейшей неделимой единицей или сложным социальным яилением? Ответ аргументируйте.

  4. Продолжает ли биологическое в человеке взаимодействовать с его социальным на уровне личности и индивидуальности?

  5. Каждая ли личность может быть названа индивидуальностью? Каждая ли индивидуальность – обязательно личность?


ЛИТЕРАТУРА

  1. Коротец И.Д., Тальнишних Т.Г. Основы социологии и политологии. Учебное пособие., М.,2008. С.85-89.

  2. Харчева В.Г. Социология. М.,Логос. 2003. С.49-63.

  3. Фролов С.С. Социология. М.,Гардарики.,2005. С.68-72


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка