1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров




Сторінка1/19
Дата конвертації13.04.2016
Розмір4.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
билет1
 1. романтизм в русской литературе 1800-1840-х годов: этапы, проблема типологии, положение жанров.
2. норма как одно из основных понятий учения о речевой культуре. Свойства нормы, ее функции. Типичные нарушения нормы в современной русской речи.
1) Романтизм - широкое идейное и художественное направление в русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX в., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения. 
Отвергая всеобщее торгашество романтики противопоставили обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления. На рубеже 17-19 вв на западе и несколько позднее России в литре (и в других видах искусства) возникает направление, названное романтизмом. Это направление было вызвано особым обострением борьбы между феодализмом и буржуазией, борьбы, нашедшей свое наиболее яркое выражение в буржуазной революции 1789 года во Франции.В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения. Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или будущее или, если он изображал настоящее, он противопоставлял ему своё представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. различают два течения – консервативное (реакционное) и прогрессивное. Романтизм прогрессивный устремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (Кондратий Рылеева, А. Одоевского, А. Бестужева и др.), в ранних поэмах Пушкина Период южной ссылки (май 1820 — июль 1824 гг.) составляет новый, романтический по преимуществ Именно в эти годы в соответствии с одним из основных требований романтизма все нарастает стремление Пушкина к «народности» — национальной самобытности творчества, что явилось существенной предпосылкой последующей пушкинской «поэзии действительности» — пушкинского реализма.Подобно своим передовым современникам, Пушкин в 1820—1823 гг. страстно увлекается вольнолюбивым, мятежным творчеством Байрона — главы европейского революционного романтизма (по собственным словам, от него «сходит с ума»). Первое же значительное стихотворение, написанное в ссылке, элегию «Погасло дневное светило» (1820), поэт скромно называет в подзаголовке «Подражанием Байрону». Это стихотворение — один из самых проникновенных образцов пушкинской романтической лирики. В стихотворении звучит оригинальный лирический голос русского поэта. Недаром в самом начале его мы сталкиваемся с реминисценцией из русской народной песни («На море синее вечерний пал туман» — ср.: «Уж как пал туман на сине море»).В революционно романтические тона окрашивается южная политическая лирика Пушкина. В своих кишиневских стихах он славит «воинов свободы»: греческих повстанцев («Гречанка верная не плачь, — он пал героем...», 1821); воспевает «тайного стража свободы» — классическое орудие борьбы с тиранией — кинжал («Кинжал», 1821). Но в противоположность многим поэтам-декабристам Пушкин не ограничивает себя рамками политической лирики, хотя она и занимает видное место в его творчестве не только в эти годы, но и на протяжении всех последующих лет.Вместе с тем вольнолюбивым духом проникнута и интимная лирика Пушкина этих лет, одними из основных мотивов которой являются мотивы изгнанничества и жажды свободы: новое послание к Чаадаеву (1821), «К Овидию» (1821), «Узник» (1822), «Птичка» (1823).Равным образом горячо откликаясь на основные политические проблемы современности, будучи автором пламенных гражданских стихов, Пушкин всегда остается великим поэтом-художником. Высокие гражданские мысли неизменно облечены у него в замечательную художественную форму, возведены на степень большого и подлинного искусства. И это имело громадное значение для развития всей русской художественной литературы.ЮЖНЫЕ ПОЭМЫСвоеобразие романтизма в южных поэмах Пушкина А.С. «Кавказский пленник»(20-21), «Братья-разбойники»(21-22), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»(24). Основной темой является – противоречие страстей. В них активно исследуется все то, что сковывает свободу людей, мешает раскрытию их духовных возможностей. Явлен неудовлетворенный герой. В основе каждого сюжета – реальный факт. Каждый герой наделен какой-либо доминирующей чертой: пленник – разочарованностью, братья-разбойники – стремлением к воли, Мария – духовностью. Важно соотнести европейский опыт с национальными началами русской жизни. «Кавказский пленник» - поэма байронич. толка («Паломничество Чайльд-Гарольда»). Пленник наследует разочарованность и изгнанничество. Свое: отсутствуют лирические отступления. Байрон: Чайльд-Г. – жертва порочного общества, Пушкин – пленник равнодушен ко всему, кроме собственных страданий; ищет национальные обстоятельства эпического действия. «Братья-разбойники» - герои сугубо русские, поэма насыщена просторечными оборотами, словами, фольклорной образностью. Ищет повествовательный слог, мысль, чувства. Выражению мысли соответствует язык прозы, язык – мысли. «Бахчисарайский фонтан» - наиболее байроническое. Герой более всего похож на злодея с высокими чувствами. Очевидна отрывочность формы, намеренная разорванность рассказа, неясность, тайна, лиризм. «Цыганы» - разочарование в романтических идеалах: в возвышенном герое, в высоком предназначении поэзии, в романтической вечной любви. Содержание – критическое разоблачение романтического героя и идеала свободы. Алеко, герой в поисках свободы, бежит от культурного общества к свободно живущим простой жизнью цыганам. Пушкин намеренно создает обстановку, в которой герой мог бы полностью удовлетворить желание свободы, но свобода для себя – одно, а для других(Земфиры) – другое, если эта свобода затрагивает его интересы. Развенчивает романтический идеал неограниченной свободы, которая не дает вольным цыганам счастья. Однако, развенчав романтический идеал и романтического героя, Пушкин еще тогда (24 года) не знал чем заменить эти идеалы.Представители консервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью (когда верили во все чудесное), или предавались грезам о каком-то загробном мире, представителем такого романтизма был у нас Жуковский. У романтиков ясно выступала личность поэта, его переживания; романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. Основные черты романтизма: 1. борьба против классицизма, за свободу творчества; 2. в произведениях характерен интерес к народному творчеству (в нем они видят свободное поэтическое творчество народа); 3. романтические произведения отличаются красочностью языка (широко применяются средства худож выразительности). Очень точную характеристику русского романтизма дал Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов Формирование Жуковского как поэта началось на рубеже 18 и 19 веков, в период общеевропейской популярности сентиментализма. Жуковский испытал на себе влияние Карамзина и сам себя называл «учеником Карамзина». Жуковскому была близка идея сентиментальной литературы о ценности «естественного» человека, независимо от того, к какому сословию он принадлежит, и интерес к душевной жизни. В области прозы Жуковский не был новатором Романтизм стал преобладающим художественным методом Жуковского во второй (1808-1817) и третий (1818-1824) периоды его творчества. Этот стиль обусловлен несколькими обстоятельствами: 1. социальные противоречия в России, связанные с ними разочарования поэта в окружающей действительности; 2. господствующее в начале столетия сентименталистское течение, имевшее в эту пору в России предромантический облик; 3. воздействие среды, в которой формировался поэт: религиозно-нравственные идеи «дружеского литературного общества», семья Тургеневых, увлекавшаяся фольклором и творчеством английских элегиков; 4. глубокий интерес к немецкой культуре, творчеству Гёте и Шиллера. Немалую роль сыграл и психологический склад поэта, его меланхолический темперамент, мечтательная натура, и как уже говорилось, пережитые им несчастья. Руководство журналом «Вестник Европы». Своеобразие романтизма Жуковского заключается в психологизме (поэт глубоко проникает в душевную организацию изображаемого человека и столь же обстоятельно воспроизводит мир собственной души), философской созерцательности, меланхоличности, в редкостной человечности и этической содержательности, устремленной к сфере духовной жизни, где поэт находит и прекрасное, и возвышенное, и бесконечное. Поэтому специфику метода Жуковского определяют ныне как гуманистическо-элегический, этико-психологический, созерцателно-элегический романтизм. Еще одно отличие Жуковского от других поэтов-романтиков: его исключительная музыкальность, по словам Полевого, Жуковский выделял «мелодическое выражение, сладкозвучие». Был первым в русской поэзии, использовавший двоемирие. Названные особенности получили выражение в жанрах, особенно характерных для Жуковского, - элегиях, посланиях и балладах.
2)Норма-базовое лингвист. понятие, термин св-во самого яз-ка.1-ое зн-ие термина:синонимичен термину язык, 2- литяз., сам лит. яз(отобранные средства, в кач. единого средства общения), синоним термину лит.яз.(в заруб. лингвистике лит.яз.-стандарт). 3 зн-ие-норма не лит.яз, а одно из св-в лит.яз.(высшей формы нац.яз.): св-во проявл. в способности отбирать вариант механизм выбора вариантов. Вариантность-связана с нормой., норма в лит.яз есть там, где есть вариант.ность. норма-объективное св-во самой языковой системы, связано с важными функциями.Нормативность-один из сущ. признаков лит.яз. Норма отсутствует во всех др. яз, нет в разговорной речи. Норма, как св-во яз-проявл. соц-ти яз. Осн. кач. нормы, как языковой системы: историч. подвижность, изменчивость. Склонение. каждый именной части речи есть несклоняем: прил.(фри), в сущ.(кофе, какао)=>язык не нашел механизмов, чтобы подчинить, так сработала норма, выбор связан с дворянской речевой культурой. Когда основа оканч. на гласный-структурные ограничения, но ноу хау, парео-с трудом склоняются. Детская речь диалекты-этой особенности не знают.Св-во нормы:вариантность(-универсальное св-во распостраняется на все языковые звуки, знаки вариантной м.б. и сама норма(м.б. 2 варианта: творог ударение)Быает вариантностьвременно- запускается двойная система(интернет-норма проявления самого языка, масмедиа-писать слитно в реальной речевой практике Мас-медиа, блогер в словаре, в речевой-болггер-норма не сработала, надеть-одеть-не различаются). До рубежа веков советского периода преумножить-приумножить. Нарушение нормы в совр. одни проявл. в письменной речи, др. в устной, третьи и там и там.Нарушение письм. речи-нарушение орфоэпической нормы. В н. 21в. орфоэпическая комиссия предложила упростить:писать то, что слышим. Деятельность комиссии по упрощению норм дефисное, не слитно раздельное написание, выработка по написанию нов. слов. Новая форма речи-живая письменная речь(электронная), люди стали больше писать, разговорный стиль в записке-раньше. Сейчас телефоны всегда с собой. Письменная форма стала востребованной. Минус-пишем так, как хотим(знаки препинания, все с маленькой буквы) Нарушение нормы в устной речи-нарушение акцентной нормы(норма произношения)(раньше:вахтер, стало вахтёр), перемещение ударения к середине слова(гл.:наигрывать, дирижировать, наруш. произносит. нормы, не прав. выбор тв. или мягк. согл. перед мягк. гл.(пресса, музэе, терор-тэрор, нарушение в устной речи и в письм. речи-граматич. нормы ошибка в управлении(когда говорящий выберает не прав. падеж и предлог(решить вопрос по ветерану, отзыв о), выбор окончании в некоторых падежных форм сущ.ых(Р.П. мн. ч. договоры(а)«старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.Произношение гласных.В русской речи произносятся четко только гласные, которые стоят под ударением: с[а]д, в[о]лк, д[о]м. Гласные, находящиеся в безударном положении, утрачивают ясность и четкость. Это называется законом редукции (от лат. reducire сокращать).Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [а]: олень — [а]лень, опоздать — [а]п[а]здать, сорока — с[а]рока.В безударном положении (во всех безударных слогах, кроме первого предударного) после твердых согласных на месте буквы о произносится краткий (редуцированный) неясный звук, произношение которого в разных положениях колеблется от [ы] до [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: сторона — ст[ъ]рона, голова — г[ъ]лова, дорогой — д[ъ]рогой, порох — пор[ъ]х, золото — зол[ъ]т[ъ].После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв а, е, я произноситься звук, средний между [е] и [и]. Условно этот звук обозначается знаком [иэ]: язык — [иэ]зык, перо — п[иэ]ро, часы — ч[иэ]сыПроизношение заимствованных слов. Как правило, заимствованные слова подчиняются современным орфоэпическим нормам и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении. Например, иногда сохраняется произношение звука [о] в безударных слогах ( м[о]дель, [о]азис) и твердых согласных перед гласным [е]: ан[тэ]нна, ко[дэ]кс, ге[нэ]тика ). В большинстве же заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: к[р']ем, ака[д']емия, факуль[т']ет, му[з']ей, ши[н']ель. Согласные г, к, х всегда перед [е] смягчаются: ма[к']ет, [г']ейзер, [к']егли, с[х']ема. Вариантное произношение допускается в словах: декан, терапия, претензия, террор, трек. билет2
1.лирика А.С. Пушкина: основные этапы, жанровая система, художественное своеобразие.
2. образование русского языка как одного из восточнославянских языков (в связи с историей народа) 
1)А.С. Пушкин. Лирика. (1799 1837) Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. Лирика Пушкина - его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное право и мечты о вольности святой, возлюбленные, друзья и враги, чудные мгновенья жизни и печаль минувших дней - все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах... Но это многообразие - проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. В этом определении весь Пушкин. Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны (Бесы, Не дай мне бег сойти с ума), жизнь представляется поэту как дар напрасный, дар случайный. чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью (Вакхическая песня, 1825)Лицейский период (1813--1916 гг.)Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов:
 Петербургский период (1817--1820 гг.)
 Период южной ссылки (1820--1824 гг.)
 Период ссылки в Михайловское(1824--1826 гг.)
 Творчество II половины 20-х годов. (1826--1830 гг.)
 Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)
Творчество 30-х годов (1831--1836 гг.)
1. Детские годы Пушкина.
1. Лицейская лирика поэта.
2. Петербургский период творчества.
3. Адресаты любовной лирики Пушкина.
Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей того времени. Родители мало занимались воспитанием детей, приглашая гувернанток и гувернеров, которые растили юных дворян на французский манер. Вероятно поэтому для Пушкина-мальчика более яркими впечатлениями было общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной Родионовной и дядькой Никитой Козловым, которые преподали ему первые уроки русской речи и русской культуры.
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения ("Воспоминания в Царском Селе"), политические мотивы, протест против крепостничества ("Лицинию"), вольнолюбивые и сатирические мотивы ("Городок"), которые тесно переплетаются с приверженностью философии Эпикура и анакреонтикой. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти ("Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.
В 16-летнем возрасте А. С. Пушкин написал стихотворение, которое назвал "Моя эпитафия":
Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.
Мысль о неминуемой кончине не раз приходит к юному Пушкину, но в его ранних стихах этот мотив не имеет трагедийного оттенка, он, вероятно, не более чем дань модному тогда романтизму. В стихотворении "Элегия" читаем:
Покину скоро я друзей,
И жизни горестной моей
Никто следов уже не встретит...
Смерть для лирического "я" -- лишь средство пробудить чувства скорби и раскаяния у той, которая была ему "в мире богом", смерть -- лишь способ покончить с "мученьями любви", надеясь на то, что, может быть, об участи его "она вздохнет над урной гробовою". В стихотворении "Желание" "горести несчастливой любви" заставляют лирического субъекта воскликнутьДля петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы. Пушкин приобщается к либеральным ценностям, дружит с будущими декабристами. Рождается вольнолюбивая лирика: "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву". Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторское произведение "Руслан и Людмила".Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина южного периода, которая будет изучена на отдельном уроке. Появляются и "южные" поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. Южный период заключает в себе две противоположные грани романтического мироощущения: с одной стороны, поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы, с другой стороны, он начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов.В период Михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. Лирика поэта в Михайловском становится проще, содержит меньше картинных сравнений и ярких метафор. Но при этом она становится все более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как "Сожженное письмо", "К***", "Вакхическая песня", "Зимний вечер", "Зимняя дорога", "Няне", "Пророк" и др. Михайловская лирика исполнена гуманизма и глубокого общечеловеческого содержания. Она отражает устремленность поэта к философскому осмыслению жизни.В этот период создается историческая трагедия "Борис Годунов", в которой отразились новаторские принципы "истинного романтизма", определившего историческую концепцию пушкинского творчества. В трагедии в исключительных исторических обстоятельствах действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, она неуклонно идет вперед, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей. Это свойство "истинного романтизма" поэт впоследствии преодолеет, что ознаменует новый этап на его пути к реализму.В период после поражения декабристского восстания (1826--1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях "В Сибирь", "Арион", "Анчар". В эти годы поэт создает и непревзойденные лирические произведения: "Зимнее утро", "Я вас любил...", "Мадона", "На холмах Грузии лежит ночная мгла..." В этих стихотворениях выражены глубокие симпатии поэта к окружающему миру, природе, соединенные с чистой и светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы лирики наполняются философским содержанием.В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. 30-е годы -- вершина творчества Пушкина. Завершён "Евгений Онегин", лирика носит ярко выраженный философский характер, поэта волнуют вечные проблемы бытия, Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии. Вместе с тем уже со времени Болдинской осени в стихах все чаще сквозит подавленное душевное состояние ("Бесы"), но поэт находит в себе силы его преодолеть ("Элегия"). Лирика все чаще уступает место реалистической прозе, которой еще не было в русской литературе. Появляются "Повести Белкина", где читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать.
Новаторскими становятся и "Маленькие трагедии", где изображена цепь острых сцен с непрерывным накалом страстей. Пушкин предлагает читателю пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку.После Болдинской осени Пушкин создает повесть "Пиковая дама", работает над романами "Дубровский" и "Капитанская дочка". В петербургской повести "Медный всадник" он пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально-философском аспекте.В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение "Вновь я посетил...", создается значительный по глубине мысли и нравственному содержанию каменноостровский лирический цикл. О своем поэтическом творчестве размышляет Пушкин в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", написанном незадолго до смерти.
2)Термин "русский язык" употребляется в четырех значениях. 1) Он обозначает совокупность всех живых языков восточнославянской ветви от выступления восточных славян на историческое поприще до образования наций: великорусской, украинской и белорусской. 2) Он применяется для обозначения того письменного языка, который, сложившись на основе общеславянского литературного языка (так называемого языка церковнославянского), выполнял литературные функции в Киевской и Московской Руси до образования русского (великорусского) общенационального языка. 3) Он обозначает совокупность всех наречий и говоров, которыми пользовался и пользуется в качестве родного языка русский народ. 4) Наконец, он обозначает общерусский национальный язык, язык прессы, школы, государственной практики.
Эта многозначность термина не мешает пониманию сущности дела. Такое словоупотребление вполне оправдывается историей русского языка.
Русский язык относится к восточной группе славянских языков. Язык восточных славян отличался от языков других ветвей славянства целым рядом особенностей.
1) фонетических (таковы, например, полногласие: молоко, борода, берег и т. п.; звуки ч на месте более древних тj, ж - на месте dj: свеча, межа и т. д.);
2) грамматических (например, в образовании отдельных падежей имен сущ.: iь - первоначально носовое - в формах род. пад. ед. ч. и вин. п. мн. ч. от слов женского мягкого склонения на я; iь - в вин. пад. мн. ч. имен сущ, муж. рода типа конь и др. под.; в образовании разных падежей ед. ч. местоименного или членного склонения имен прилагательных; в образовании основ разных глагольных форм, например имперфекта, в образовании формы причастия наст. вр. и т. п.);
3) лексических (ср., например, употребление таких слов, как глаз, ковер, плуг, волога 'жир', паволока, клюка 'хитрость', окорок, пором, копытце 'обувь', горшек, тяжа, хорошав 'величав', щюпати и т. п.). В процессе дивергенции индоевропейский из др. обр. рус. яз. 14-16 вв. язык образовался, становл. с 16 в. собственно рус., др. рус. до 14 в. сер 1 тыс н.э. (5-6 вв.), до др. рус. пер. - праслав. яз или обще слав. яз. 3-4 тыс. до н.э. сер 5-6 вв.Славянские языки в рамках индоевропейской семьи наиболее близки балтийским языкам. Сходство между двумя группами послужило основой для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако многие ученые объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка. Праиндоевр. гипотезы: на юге вост. Европы, др. на юге центр. Азии. Расселение (несколько сотен тыс. лет) Где обитали: зап. граница Одр и Висла, север Припять, вост. Киев, юг: южный Бук ( зап. слав. и юго. вост. слав.) и Днепр. Выдел. вост. слав. (5-6 вв. н.э.) языки др. болг., польский, сербский до 14 в. др. рус. единство. Др. рус и старослав. Др. рус- яз. др. рус. народа. Старослав. - письменный, литерат. (Кирилл и Мифодий основываясь на одном из слав. диалектовперевели с греч. на старослав. яз.) церковнослав -русифицированный старослав. дописьменный 5-9 вв. и письм. 10-14 вв. расселялись и шли на восток "Повесть вр. лет" перечисляет все племена: сев. гр. славяне ильменские и кривичи, ср. гр. вятичи, дреговичи, юж. северяне, хорваты, поляне, уличи. 10-14 вв. Киев и Новгород 2 крупных территор. центра. Др. рус диалекты: новгородский (цоконье: ц и ч смешение; оконье, взрывное г вместо ять иэ, псковский смешение еш и зж, ростово-сузд нет цоконья. происходит распад: старорус, староукраинский, белорусский 14-16 вв. из-за феод. раздробленности, татаро-монг. ига, возвышение Москвы. 15 в. ведущий диалект московский. к 17 в. форм. рус. нац. яз.

билет3
1. формирование национальных жанровых моделей комедии (А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь) и трагедии (А.С. Пушкин)
2.принцип научности как основополагающий принцип развивающего обучения.
1)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка