1 Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека



Сторінка1/22
Дата конвертації12.04.2016
Розмір3.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
1

Предмет и объект психологии. Методологические основы изучения психики человека

Это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).

Психология – наука о душе (с древнегреческого).

В научном употреблении впервые термин психология появился в XVI веке. Психология – это наука о психике и психических явлениях. Предметом психологии являются сущностные закономерные связи и механизмы. Объектом психологии является психика и мир психических явлений. (Константинов Виктор Вениаминович)

По учебнику: Предметом психологии является психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Задачей психологии является исследование психических явлений.



Структура психических явлений:

- Психические процессы: познавательные (ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание), эмоциональные (возбуждение, радость, негодование, злость и др.), волевые (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.).

- Психические состояния (подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние и др.).

- Психические свойства (направленность, темперамент, способность, характер).

Наиболее популярным в отечественной психологии подходом к изучению человека является подход Б.Г.Ананьева. Борис Герасимович Ананьев разработал принципиально новый психологический подход к исследованию психики человека. Это позволило выделить не только новые разделы в психологии, но и по новому взглянуть на самого человека. Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом.

Ананьев выделял в системе человекознания 4-е основных понятия:



Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. (Биологическая сущность человека, в котором выделяются первичные и вторичные свойства: первичные свойства: возрастные, половые, индивидуально-типические характеристики, конституциональные (сложение тела), нейро-психо-физиологические, особенности ВНД, темпераментальные характеристики. Они определяют вторичные свойства, т.е. динамику психофизиологических функций, структуру органических потребностей индивида. Интеграция этих свойств реализуется в темпераменте и задатках).

Личность – индивид, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности (характеризует человека как социальное существо).

Субъект деятельности – среднее м/д индивидом и личностью – это понятие соединяет воедино целое биологическое начало и социальную сущность человека.

Субъект – это индивид, как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Вывод: человек – это один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность:

Индивид + субъект + личность = индивидуальность.

Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.

(Человек – это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому одна из основных методологических концепций, используемых для изучения человека – концепция системного подхода. Она отражает системность мироустройства: любая система существует потому, что существует системообразующий фактор (- сам человек).)

*Методологические основы изучения человека

Основные понятия

Индивид - человек как представитель рода, имеющий природное и телесное бытие человека

Субъект деятельности - человека как субъект деятельности определяется с т.з. и при включении в конкретную деятельность, человек как носитель предметно-практических свойств (способности)

Личность - человек как представитель общества, включений в систему социального взаимодействия и действия, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей

Индивидуальность - человек как уникальное самобытная личность обладающая только ему присущей единичной своеобразией качествами и особенностями реализующие себя творческой деятельности (Ананиев: личность - вершина человеческих свойств характеристик) – глубина личностных проявлений.

Универсум - /Слободчиков, Иссаев/ высшая ступень духовного развития человека, человек как звено макрокосмо, человек осознающий свое место в мире.

Человек как индивид

1. свойство: Первичное

– нейрофизиологическое свойство

– функциональная ассиметрия мозга

– конституциональные особенности (физическое Я)

– признак пола или половой деморфизм

– возраст и фаза жизни

2. свойство: Вторичное

– динамика психофизиологических функций (изменения в процессе развития, наследование функциональных механизмов)

– структура органических потребновтей индивида

– потребность в безопасности

все эти свойства проявляются в задатках и темпераменте

Методы исследования: наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование.


2

Понятие о психике. Основные этапы развития психики

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира в построении (субъектом) им субъективного образа этого мира и саморегуляцией на этой основе своего поведения и деятельности.

Из этого определения следует:

1) Психика – это есть свойство только живой материи, материи высокоорганизованной, т.е. она появляется на определенном этапе живого мира.

2) – это способность активно отражать объективную реальность.

3) – активно отражать – значит создавать собственный субъективный образ этого мира, т.е. мир удваивается (у таракана - свой мир, у собаки свой, у человека – свой мир).

4) – в соответствии с этим субъективным образом, живой организм выстраивает свое поведение и деятельность.



Основные функции психики:

Отражение окружающей действительности 

Обеспечение адаптации

Обеспечение целостности организма 

Регуляция поведения 

Чтобы определить функции психики необходимо перечислить все формы и характеры ее проявления, а сделать это весьма затруднительно, но более точно определить функции психики во взаимодействии живого организма с окружающей средой представляется возможным. С этой точки зрения можно выделить следующие функции:

1. Функция психического отражения объектов мира;

2. Сохранение целостности организма (постоянство внутренней среды с внешней средой – гомеостаз);

3. Регуляция поведения и деятельности.

Все эти функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Эволюция психики.

Существует ряд точек зрения, подходов по проблеме эволюции психики:

1. Теологический подход (религиозный) (теология – наука о боге). Психическое (душа) дана от бога и не о какой эволюции речи быть не может.

- идеалистическая точка зрения.

2. Вульгарно-материалистическое направление. Эмпедокл – древнегр. Врач, он говорил, что мир прошел 4 стадии: 1 – хаос (плавали различные части тела), 2 – уроды, 3 – однополые организмы, 4 – современный человек.

- с большими оговорками можно отнести эволюционную теорию Дарвина.

3. Научный взгляд или научно материалистический, говорит о том, что мир развивался в процессе длительной эволюции, но скачкообразно, т.е. прерывами, постепенно.

4. Космогоническая гипотеза (космическое происхождение)

В психологии существуют такие взгляды на эволюцию психики:


  • А.Н.Леонтьев и К.Э.Фабри « Концепция развития психики» выделяют две стадии:

I – Стадия элементарной сенсорной психики – имеет 2 уровня: низший (простейшие) и высший (кольчатые черви).

II – Стадия перцептивной психики – имеет 3 уровня: низший (рыбы, моллюски), высший (птицы, мыши), наивысший (обезьяны, собаки, дельфины).

В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире.

Для I стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для II стадии – перцептивный способ, или уровень восприятия.



  • К.К.Платонов – в основе – положение о том, что один уровень, форма психического отражения, отличается от другого образованием системного признака.

Эволюция психики, как форм психического отражения:

Формы психического отражения

Системный признак, который при этом образуется

Физическое отражение или

Физическая форма отражения

Биологическая
Этологическая - это системное качество живого организма, анатомическую основу его составляет нервная система.
Психическое отражение

Сознание


(Живое возникает из неживого)

раздражимость

(Живая клетка) нервизм
 Чувствительность - наличие ощущений и их деференциация, элементарные формы поведения, на основе условно-рефлекторных связей.
Субъективный образ объективного мира или окружающая действительность, анатомическую основу которой составляет УНС, поведение оперантное

Идеальный образ + появление 2 сигнальной системы по Павлову: это речь, слова, понятия.


*Развитие психики у животных проходит ряд этапов

1. Стадия элементарной чувствительности - поведение определяется врожденными инстинктами,

2. появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3. III стадия - отражать межпредметные связи, в целом, способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач. Интеллектуальное поведение не выходит за рамки биологической потребности.

Психика человека - развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий.

Опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Структура: 3 крупные группы психических явлений, а именно:



  1. психические процессы- динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений- это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции - обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека

  2. психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (внимание, ЭМ, настроение, вдохновение).

  3. психические свойства - устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, - характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности)

4) характер как систему отношений и способов поведения.


3

Психология как наука. Основные методы психологии

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:

- естественные (изучают природу),

- гуманитарные (изучают общество, культуру, историю),

- технические (связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда)

Человек – существо социальное => психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам . Любая наука вскрывает сущностные закономерные связи, исследования, необходимые повторяющиеся связи объективной действительности. Каждая наука имеет предмет исследования и объект исследования в связи со своим предназначением.

Предмет – это, что наука изучает, а объект – это на что она направлена, т.е. на какую область.

В современном понимании психология – это наука о закономерностях и механизмах возникновения, развития и функционирования психики и мира психических явлений (или феноменов).

Психология – с древнегреческого – «наука о душе»

(psyche –«душа»; logos –«понятие», «учение»)

Первый термин для обозначения мира психических явлений ввел Гераклид – «психея».

Первый термин «психология» принадлежит Гоклениусу, первый трактат « Психология».

В начале 19 века термин «психология» входит в научный оборот, благодаря работам Христиана Вольфа 1832, 1834 гг.

Предметом психологии являются сущностные закономерные связи механизмы.

Объектом психологии является психика и мир психических явлений (объект психологии с точки зрения А.Г.Маклакова, Куликова и др. – человек, индивид, группа людей, животные, сообщество животных).

Методы психологии: исторически сложилась следующая систематика:

1. Метод интроспекции (самонаблюдение, саморефлексия) – это наблюдение, анализ своих собственных субъективных состояний, переживаний.

Идею этого метода приписывают Сократу: « Познай самого себя», в последующем как научный метод – исследование сознания – его научно обосновывает Р.Декарди.

Метод экспериментальной интроспекции осуществлялся в первых психологических лабораториях Вундта, Титченера, Г.Эбенгауса и др. Затем в силу субъективности метод интроспекции перестает удовлетворять ученых и идет поиск объективных методов, они широко используются в современных психологических школах и направлениях, такие как: наблюдение и эксперимент, с использованием специальной аппаратуры и в лабораторных условиях или без использования их.

Начали их использовать в естественных науках, а затем были перенесены на область психических явлений (Сеченов, Павлов, Бехтерев (опыты с козлами), представители бихевиоризма : Э Торндайк (крысы), Б.Скиннер).

2 . Метод герменевтики (или понимания)

- схватывание чужой души.

Психолог, занимающийся этим методом должен обладать эмпатией и интуицией.

Таким образом методы психологии можно разделить на субъективные:

- Наблюдение: самонаблюдение, внешнее, свободное, стандартное, включенное.

- Опрос: устный, письменный, свободный, стандартный.

- Тест: тест-опросник, тест-задание.

И объективные методы:

- Эксперимент и его разновидности (естественный, лабораторный).

- Ряд тестовых заданий на выявление способностей, знаний, навыков, физиологических функций (тесты объективные, проективные).

Основными методами получения фактов в психологии являются: наблюдение, беседа (опрос), эксперимент.


*Структура современной психологии
1 классификация (3 блока):

1. Учение о предмете и методах и теория психологического познания (экспериментальная психология).

2. Учение о психических процессах (общая психология)

3. Учения о личности (прикладная психология)

Классификация методов

1. Ананиев Б.Г. выделяет 4 основные группы методов:


--- 1 гр. Методы проведения психологического исследования (ответ на вопрос как можно построить психологическое исследование)

1 метод. Организационный

– требования к составу рабочей группы

– порядку информирования испытуемых при проведении исследования

– особенности организации внешней среды
2 метод. Лонгитюдиональные

характеристика длительности психологического исследования (процесс длительного психологического исследования можно дифференцировать на лонгитюдные - длительные и срезовые - диагностика характеристик осуществляется единовременно)

3 метод Комплексный (сразу несколько групп методов)
--- 2 гр. Эмпирические методы

1 метод Обсервационные (наблюдение, самонаблюдение) в форме фронтального наблюдения, свободной форме

цель: Выявить ключевые закономерности

2 метод Экспериментальные

Виды экспериментов:

– Лабораторный эксперимент (искусственные ситуации в лабораторных условиях)

– Естественный эксперимент (изменение параметра в естественных условиях)

– Формирующий эксперимент (психолого-педагоический – научение, развитие, ыормирования)


3 метод Психодиагностические (тестовые исследования)

• Стандартизированные (перечень вопросов, заданий - ключ для анализа)

• Проективные методики (качественный анализ)

• Опросники, анкеты-аопрос (статистический анализ)

• Социометрия (метод социометрических исследований)

– Неограниченные

– Заранее ограниченные выбором

• Интервью (вопрос-ответ)

• метод Бесед (равноправие и участие)
4 метод Методы приемов анализов процессов продуктов деятельности

• метод хронометражных измерений (объективный критерий оценки)

• метод Профессиональных описаний

– Психографические исследования (выявление требованиий к человеку - психограмма)

– Профессиографические исследования (личночтно-деятельностное описание + психограмма)

• метод Контент-анализ (анализ письменных и словесно-логических явлений)


5 метод Биографические методы (биография человека)

• анализ дневниковых записей

• анализ результатов деятельности человека

• в форме анкетирования (авт. Головик)


--- 3 гр. Приемы обработка данных

1 метод Количественно и качественный анализ

2 метод Прием группировки (объединения)

3 метод Классификация

4 метод Интрепретационный метод (принцыпы объяснения психологии) генетический и/или структурный методы общедисциплинарных исследований

• метод типологии (идентификация метода исследования существующей классификации)

• психология профессии (особенности на направление практической деятельности)

2. Классификация П. Пирьова


--- 1 гр. Методы наблюдения

1 метод Объективное наблюдение

• непосредственное

• опосредованное

– при помощи анкет

– при помощи опросников

2 метод Самонаблюдение

• Интраспекция (отчет)

• Опосредованное самонаблюдение

– дневники

– письма
--- 2 гр. Экспериментальная

1 метод Лабораторный

• Классический (среда, деятельность)

• Тестовый

2 метод Естественный (по рез. анализа)

• игровой деятельностью

• учебной

• трудовой

3 метод Психолого-педагогические эксперименты

• Констатирующие (срезовая диагностика)

• Формирующие
--- 3 гр. Метод моделирования психологии

1 метод Математическое моделирование

2 метод Физическое моделирование

3 метод Схематическое моделирование (до начала исследования ключевые понятия)

4 метод Кибернетическое моделирование (оценка по объективным критериям)
--- 4 гр. Психологические характеристики (различные варианты интерпретации первичных псих. данных) - практические рекомендации, прогноз развития ситуаций по 2-м направлениям:

а) как будет развиваться ситуация сама по себе

б) как может развиваться ситуация при вмешательстве психологов
--- 5 гр. Вспомогательные методы

1 метод Математической статистики

2 метод Экспериментальных оценок

3 метод Анализа продуктов деятельности


--- 6 гр. Специальные методы

1 метод Генетический метод (наследственность)

2 метод Филогенетические метод (в исторической перспективе)

3 метод Биографический (особенности индивидуального развития)

4 метод Сравнительный (причинная обусловленность)

5 метод Патопсихологический (отклонения, неблагоприятного развития)


4

Основные направления психологии ХХ века

1. Психоаналитическое направление в :

Психоанализ: основатель З.Фрейд (1856-1939) 3 знач. термина «психоанализ»:

1). Теория Л и психопатологии

2). Метод терапии личностных расстройств

3). Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума



Карл Густав ЮНГ(1875-1961) аналитическая теория Л.

- структура Л

- типология: экстраверсия, интроверсия

Адлер Альфред(1870-1937) индивидуальная теория Л, он первый социальный психолог.

Неофрейдизм: развилось из фрейдизма, сторонники пытаются преодолеть биологизм классического фрейдизма и ввести его основные положения в соц-ый контекст.

Карен Хорни (1885-1952)герм социокультр-ая теория Л

Эрик Эриксон (1902-1994) эго-теория Л

Эрих Фромм (1900-1980) гуманистич теория Л

2. Бихевиоризм:

- предметом  явл-ся поведение (а не сознание)

- переход от интраспекциик научным методам наблюдения

- цель - управление поведением

- влечение чел-ка зависит от внешних воздействий

Эдвард Торндайк (1874-1949) считал себя «коннекслонистом» (связь) изучал взаимосвязь м/у поведением и средой

Джон Уотсон (1878-1949) – ам психолог, написал программу бихевиоризма: предмет- поведение; метод - - наблюдение, цель – управление поведением.

Необихивиористы:

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) – теория оперантного научения: поведение можно предсказать и предвидеть.

Джуман Роттер (1916) – теория соц-ого научения: прогноз поведения чел-ка в сложных ситуациях.

Адьберт Бандура(1925-1988) канадец. Соц. когнитивная теория Л: необходимо рассматривать единство среды, поведения и познавательных процессов.



3. Когнитивное направление: ! когнитивный – познавательный

Джордж Келли (1905-1966) когнитивная  появилась в 1955г. В основе ее конструктивный альтернативизм (у каждого чел-ка есть свой выбор)

Жан Жан Пиаже(1896-1980) швейцарец. Цель чел-ка: адаптация к среде, к окружающему миру.

4. Гештальтпсихология: самая ранняя психол-ая концепция ХХ в. «Гештальт» единое «целое» «структура». Гл идея – идея целостности; гл задача – изучении св-в целого.

Фредерик Перлз (1883-1970) – Гештальт терапия – помощь людям стать целостными.



5. Гуманистическая :

- понимание сущности чел-ка как личностного потенциала;

- личностный рост – гл цель  и критерий работы психолога;

- осн. предмет  собственно человеческие проявления: свобода, любовь, ответ-ть;

- переход на позиции принципа развития и саморазвития (от принципа равновесия)

Гордон Олпорт (1897-1967) – диспозиционная теория Л

Абрахам Маслоу (1908-1970) – гуманистическая теория Л

Карл Роджерс (1902-1987) – феноменологическая теория Л



6. Переходные концепции

Роберто Ассаджиоли (1888-1974) итальянец – психосинтез (сложные теории З. Фрейда)

Эрик Берн (1910-1970) канадец – трансактный аналез

Курт Левин (1890-1947) герм – США – теория поля (Гештальтпсихология)

Джордж Мид (1864-1931) ам. – символический интеракционизм; концепция соц-ого бихевиоризма (внурт. акция)



Нейролингвистическое программирование-НЛП нач.70-х.гг ХХв

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер – авторы. Осн задача – моделирование.


*Выготский гов – кон 19 века – кризис методологических основ психологии – в начале каждого направления стоит каоке-нить фактическое открытие. Противоречия между личностью и обществом осознавались как извечная несовместимость биологической природы человека с моральными требованиями общества. Инстинкт и интуиция более важны чем разум (Сорель и Бергстон).

Вернандский гов – о взрыве научного творчества во всех науках.

НОВЫЕ психологические направления:

Фрейд разрушил представление о отожествления сознания с психологией, а объявил наукой о функциях сознания.

Против анатомизма и сенсуализма выступила целостная психология – описательная психология, гештальтпсихология.

Психоанализ, бихевиоризм/когнитив, гуманистич/экзистенцион


~~~35. Структурализм – 263
От функционализма к псих анализу содержания сознания. М.И. Владеславлев – дал исторический обзор развития псих знаний от античности. А.И. Введенский – изучает душевные явления безоценочным образом как факты внутренней природы. Закон отсутствия объективных признаков одушевления => интроспекция как единственный метод изучения в психологии. М.М. Троицкий – привлек профессоров всех факультатов ун дабы соеденить разрозненные труды психологического характера в целях более широкой и плодотворной разработки психологии. Н.Я. Грот – г/р «Вопросы философии и психологии». Выделил терию психического оборота: внешнее впечатление, переработка организмом, внутреннее движение, внешнее движение к предмету.
Школы психологии >> Структурализм Представители: Эдвар Титченер
Предмет изучения. Экспериментальное исследование структуры сознания
Основные теоретические положения: Психология – наука об опыте, зависящем от испытывающего его субъекта. Сознание имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений. Чтобы высветить этот строй испытуемый должен справиться с «ошибкой стимула», которая выражена в смешении психического процесса с наблюдаемым объектом, т.е. стимулом процесса. Знание о внешнем мире оттесняет «материю» сознания, это знание оседает в языке.
Три категории «материи»: ощущение, образ и чувство. Практика: Поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаниях.
Вклад:Вклад в развитие психологии можно назвать минусовым, т.к. деятельность строилась на канонах полувековой давности. Что привело к полной не поддержке психологов.

~~~36. Функционализм – 260


Вильям Джеймс (1842-1910) , Джон Дьюи (1859-1952)
Предмет изучения. Изучить посредством, каких психических функций индивид приспосабливается к изменчивой среде, найти способы более эффективного приспособления.
Основные теоретические положения. Психология – естественная, биологическая наука, предмет которой психические (ментальные) явления и их «условия». Учение об эмоциях: показывает, что «условия» - это не только внутри телесные процессы, но и явления, представляющие собой категорию действия. Эмоция – результат физиологических изменений в различных системах, т.е. снята роль побудителя поведения.
Учение о идеомоторном акте: Любая мысль приходит в движение, если этому не препятствует другая мысль.
Структура личности: Я (self) состоит из четырех форм – материальное Я, социальное Я, духовное Я и чистое Я.
Степень самоуважения зависит от возрастания успеха либо от уменьшения уровня притязаний, т.е. самоуважение = успех / притязания
Практика. Функционализм стремился рассмотреть все психические проявления под углом зрения их приспособительного, адаптивного характера. Это требовало определить их отношение к условиям среды, с одной стороны, к потребностям организма – с другой. Понимание психической жизни по образу биологической как совокупности функций, действий, операций. Функциональная психология рассматривала проблему действия под углом зрения его биологически адаптационного смысла, его направленности на решение жизненного важных для индивида проблемных ситуаций.
Вклад. Предложил вопреки казавшемуся неоспоримым представлением о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений.
Джон Дьюи - выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные дуги. В атмосфере слабости функционализма зарождается новое психологическое течение.
На смену функционализма приходит бихевиоризм.

~~~37. Бихевиоризм


Эдвар Торндайк (1874-1949) , Джон Брадуас Уотсон (1878-1958)

Влияние работ Павлова и Бехтерева. S-R. Все через научение. Кривая научения.

Предмет изучения. Изучать не сознание, а поведение человека. Личность – все то чем обладает индивид.
Человек в концепции бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение.
Основные теоретические положения. Благодаря манипуляциями внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения. Связь «ситуация-реакция» характеризуется признаками:
1) исходный пункт – проблемная ситуация;
2) организм противостоит ей как целое;
3) он активно действует в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения.
Законы «естественного отбора» полезных действий у индивида: закон упражнения – при прочих равных обстоятельствах реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторения связей и их силе. закон готовности – упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов. закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии раздражителей один из них вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию. закон эффекта -
Сфера психологии – взаимодействие между организмом и средой. Коннексия – это элемент поведения.
Практика. Человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действий, которой, как ему кажется, которой он может пользоваться – чистая иллюзия. Одна из главных причин сделавших нас такими, какие мы есть, связана с нашей склонностью подражать поведению других людей с учетом того, насколько благоприятны, могут быть результаты такого подражания для нас. Таким образом, на человека влияют не только внешние условия: он также постоянно должен предвидеть последствия своего поведения путем его самостоятельной оценки.
Вклад. Подняли эксперимент на высокую ступень исследования.
В результате проделанной работы было выявлено 16 типов поведения. (перцептивное поведение, защитное, индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное, утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)

~~~38. Гештальтпсихология


Макс Вертгеймер (1880-1943) , Вольфганг Келер (1887-1967) , Курт Коффка (1886-1941)
Предмет изучения. Учение о целостности психических явлений.
Основные теоретические положения. Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты) , в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.
Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.
Практика. В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами) , либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех кто вообще не обучался.
Вклад. Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.
Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

~~~39. Фрейдизм / глубинная психология


1) в узком смысле слова - психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом в конце 90-х гг. XIX столетия для лечения психоневрозов. Психоанализ как метод терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и переживания бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов. 2) В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии. Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об институционализированном движении, которое осуществляется на их базе. Психоанализ как движение ведет свое начало с кружка сторонников З. Фрейда, объединившихся вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское психоаналитическое общество.
Современные преемники и подражатели этого движения относятся к так называемому "классическому", или "ортодоксальному" психоанализу - наиболее многочисленному, мощному и влиятельному направлению его.
В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30-50-е гг. А. Фрейдом, Х. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций "Я". Их исследования привели к разработке нового теоретического аспекта, получившего наименование "эго-психологии". В отличие от Фрейда, главное внимание уделявшего бессознательным механизмам "ОНО", в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам "Я", направленным на адаптацию к социальной среде.
Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д. Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми пользовалась в 40-50-е гг. бихевиористски ориентированная экспериментальная психология - основной соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки.
Другие направления (школы) психоанализа, значительно менее институционализированные и влиятельные, были основаны отделившимися от
Фрейда учениками - А. Адлером, О. Ранком, а также К.-Г. Юнгом, который лишь на короткое время сблизился с ним и с Венским обществом.

~~~40. Когнитивная психология – 474


Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения. Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать. Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний. Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

~~~41. Гуманистическая психология – 478


Оппорт, Мюррей, Мерфи, Мей, Маслоу, Роджерс.
Предмет изучения . Уникальная и неповторимая личность, постоянно созидающая себя, осознающая свое назначение в жизни. Изучает здоровье, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины «самоактуализации».
Основные теоретические положения. Базируется на иерархии потребностей человека. Осуществление самого себя. Сознание собственного достоинства. Социальные потребности. Потребности в надежности. Физиологические основные потребности. Непригодность исследования животных для понимания человека.
Практическое применение. Гуманистическая психология – современное направление в психологической науке. Есть некоторые приемы и понятия, которые применяются. На сегодняшний день это:
Основные целостные самоактуализирующийся личности.
Этапы деградации личности.
Поиск смысла жизни.
Вклад. Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

А также французская школа (смена мышлений со временем) и описательная психология (методы понимания и объяснения).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка