1. Коррупционная обстановка в российском обществе



Скачати 290.57 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір290.57 Kb.
Лекция «Правовые и организационные основы противодействия коррупции в Российской Федерации»

Вступление

1. Коррупционная обстановка в российском обществе

2. Правовые основы противодействия коррупции в России

3. Организационные основы противодействия коррупции

Заключение


Вступление

В современных условиях особый интерес со стороны учёных, политиков, специалистов, занимающихся вопросами государственного строительства, экономики вызывает особый интерес такое явление как коррупция, которая стала одной из составляющих элементов социально-экономической системы. Она проявляется в различных формах во всех странах современного мира, независимо от типа государственного устройства, экономического и социального развития, существующих традиций и ценностей. Как показывает анализ, коррупция находит живительную почву не только в странах, совершающих переход от государственного социализма к рыночным отношениям, но и в государствах с развитой экономикой, нанося обществу огромный ущерб, который нельзя оценивать только с позиций экономики.

Говоря о коррупции как о общественно-вредном явлении необходимо отметить также, что коррупционные проявления влекут за собой целый ряд негативных последствий. К числу последних можно отнести вред, причиняемый социально-экономической сфере жизнедеятельности государства и общества (расширение области теневой экономики, уменьшение налоговых поступлений, в обществе обостряются социальные проблемы).

Коррупция не только снижает конкурентоспособность национальной экономики, она в современных условиях становится политической угрозой самому государству. Достаточно в этом плане отметить, что революции последнего периода, прокатившиеся в Тунисе, Египте, Ливии, Сирии, были подогреты лозунгами борьбы с коррумпированной властью.

Поэтому не случайно, давая оценку сложившегося положения этого негативного явления в мире, Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи в связи с принятием Конвенции ООН против коррупции сравнил коррупцию с «социальной» чумой, эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведёт к нарушению прав человека, искажает рыночные механизмы, искажает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах – больших и малых, богатых и бедных». В связи с этим сохраняются проблемы коррупции, в поисках решения которых используются всевозможные меры, но, тем не менее, проблемы продолжают оставаться актуальными во всем мире, превращаясь во все большие угрозы.
1. Коррупционная обстановка в российском обществе
Как показывает практика противодействия коррупции, последняя как социально-экономическая проблема подрывает авторитет государственной власти и управления, затрудняет проведение социальных преобразований в обществе и рост эффективности экономики, препятствует нормальному функционированию государственных и общественных механизмов и считается угрозой не только для отдельного государства, но и мирового сообщества в целом.

Россия в этом плане не является исключением. Несмотря на многочисленные управленческие, экономические, правовые преобразования и реформы за последнее время, принимая новые и обновлённые лозунги и цели экономического развития (устойчивое, инновационное развитие, модернизация экономики), проблема коррупции в России не только не ослабевает, но становится всё более грозной и всё более явно подрывающей национальную безопасность страны.

В последний период на фоне сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности. Поэтому коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Кроме того, государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократической, ни правовой, ни социальной направленности.

Политическое внимание к проблеме коррупции в России было привлечено ещё в Послании Президента РФ Федеральному собранию в 1999 году. В этом послании было отмечено, что происходит «нарастание волны преступлений в кредитно-финансовой деятельности: кредиты, выданные с нарушением закона, нелегальный оборот валюты, вывоз колоссальных средств за границу, создание фальшивых акционерных обществ, мошенничество, незаконное предпринимательство». Благоприятным условием для развития организованной преступности являются разветвлённые коррумпированные связи в органах государственной власти.

Также подчёркивалось, что «проникновение криминалитета в выборные органы власти, коррупция помноженная на «неприкасаемость» представителей законодательной власти порождают вседозволенность и безнаказанность»1.

О катастрофическом распространении коррупции в стране, ссылаясь на проводимые исследования, было отмечено ещё кандидатом в президенты России А.Д. Медведевым на втором гражданском форуме 22 января 2008 года, что коррупция в государстве ещё не достигла уровня клептократии, но является серьёзной системной проблемой, угрожающей развитию государства. В частности, было заявлено: «Россия, без преувеличения, это страна правового нигилизма…,он, в том числе проявляется в форме коррупции в органах государственной власти, коррупция, которая имеет сегодня огромные масштабы и, борьба с которой должна превратиться в национальную программу».

Раскрывая причины возникновения коррупции, в своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что сложившаяся в стране система управленческих отношений «абсолютно не эффективна и создаёт только одно – коррупцию, … порождает массовый правовой нигилизм, … тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии».2

Общее условие распространения коррупции в органах власти и управления заключается в том, что существует возможность представителей властных структур распоряжаться не принадлежащими им ресурсами и принимать решения не в интересах государства и общества, а исходя из своих личных корыстных побуждений, к тому же такая деятельность имеет тенденцию к дальнейшему распространению. Кроме того, опасность последствий коррупции представляется ещё в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая может расходиться в своих интересах с обществом и государством, создавая и осуществляя на практике соответствующие коррупционные схемы.

Кроме того, следует учитывать, что в период социальной трансформации коррупция может превратиться в прямую угрозу национальной безопасности и перспективам развития государства. Общемировая тенденция в этом вопросе весьма тревожна. Имеющиеся оценки дают основание предположить, что ущерб от коррупции достиг в мире 500 млрд. дол США, т.е. 1% мирового ВВП.3 По данным Европейского банка реконструкции и развития средние затраты на взятки для фирм, оперирующих в России достигают 4-8% годового дохода.4 Одной из важных причин нестабильности обстановки на Северном Кавказе является коррупционная составляющая, которая не только компрометирует власть, но и препятствует дальнейшему социально-экономическому развитию. В тоже время возникающие трудности относятся, как правило, к ошибкам федерального центра.5

Если ближе подойти к России, то в этом плане вскрываются неутешительные примеры коррупционных проявлений. Так, на встречи Президента РФ Д.А. Медведева 11 января 2011 года и Председателя Счётной палаты РФ Степашина, который сообщил, что Счётной палатой РФ в 2011 году были вскрыты финансовые нарушения на сумму 580 миллиардов рублей (как правило, это коррупционные риски) – в два раза больше, чем в предыдущем году. Часть денежных средств пошло в частные компании. Ежегодные потери при организации и осуществлении госзакупок составляют в пределах одного триллиона рублей.6

Говоря о коррупции как источнике многих существующих проблем необходимо отметить, что ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны, в связи, с чем коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Считается, что государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может быть ни демократической, ни правовой, ни социальной направленности.


  1. Правовые средства как способ противодействия коррупции

На любом историческом этапе правовые средства выполняют важнейшую задачу социального регулирования – охрану общества от наиболее опасных посягательств на его интересы. В современных условиях они не утрачивает своей важности и ключевой роли в противодействии преступности, в том числе и коррупции. Спустя века, но можно с уверенностью говорить, что в мире какими бы не были войны кровопролитными, но они заканчиваются войны, замиряются народы, но нет конца борьбе человечества с таким врагом как преступностью, где с дальнейшим развитием общества усиливаются позиции коррупции.

Отмечая опасность коррупции и на международном уровне, международные сообщества в связи с этим принимают соответствующие решения по противодействию коррупции, обязывая государства, прежде всего, участников международных форумов принимать неотложные меры по её противодействию. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Это означает, что положения вступивших в силу конвенций имеют приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике. Присоединение России к конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций.

Учитывая нарастающий объем экономических, политических культурных контактов с Европейским Союзом, имеющих цель формирование “Большой Европы” без разделительных линий, восприятие европейских антикоррупционных стандартов, которые были выработаны, в том числе и в январе 1999 году на принятой Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Данная Конвенция определила меры, которые должны быть приняты на национальном уровне и закреплены в законодательном порядке. К ним относятся такие противоправные действия, как: активный подкуп национальных публичных должностных лиц, пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, подкуп членов национальных публичных собраний, подкуп иностранных публичных должностных лиц, подкуп членов иностранных публичных собраний, активный подкуп в частном секторе, пассивный подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета, соучастие.

31 октября 2003 года принята Конвенция «ООН против коррупции», которая является комплексным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности. В данной Конвенции отмечено, что важным моментом в вопросах борьбы с коррупцией является то, что она уже не представляет собой не локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран. Кроме того, Конвенцией предусматриваются составы преступлений, которые относятся к коррупционным. Конвенция была ратифицирована Россией федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ. Это обусловливает исключительное значение для международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. Отмечены связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономическими преступлениями, включая отмывание денежных средств. Особенно опасными являются факты коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств.

Поэтому Конвенция ООН против коррупции предусматривает арест, конфискацию имущества или иных доходов. Так, п.1. Ст. 31. требует принимать максимально возможные меры в рамках внутренней правоохранительной системы, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации:

- доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов;

- имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершения преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией.

Кроме того, Конвенцией предусматривается, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности выявления, отслеживания, замораживания или ареста любого полученного от коррупционных действий с целью последующей конфискации.

Большое значение имеет закрепление в Конвенции ООН 2003 года нового положения о возвращение в страны происхождения активов, полученных в результате коррупции. Конвенция содержит необходимые механизмы по укреплению международного сотрудничества в целях обнаружения, конфискации и возвращения преступных активов, а также положения, направленные на предупреждение перевода средств незаконного происхождения, полученные от актов коррупции.

Наличие эффективных инструментов противодействия отмыванию доходов, а также процедур возвращения незаконных активов в страны происхождения может стать эффективным средством предупреждения коррупции.

С учётом обострения обстановки, связанной с коррупционными проявлениями, как на международном, так и на национальном уровне для противодействия коррупции в России используются законодательные и иные нормативные правовые акты. Так, фундаментальное значение для правового противодействия коррупции имеют нормы Конституции Российской Федерации. В данном случае речь идёт о ст. 2 Конституции РФ, которая свидетельствует о том, что человек, его права и свобода является высшей ценностью. Отсюда вытекает, что обязанностью государства является в первую очередь соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поэтому при осуществлении правового противодействия коррупции не должны затрагиваться права и свобода человека в РФ. Другим положением, которые учитываются при осуществлении противодействия коррупции, является недопустимость умаления достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ) и другие нормы.

В 2008 году был разработан и утверждён «Национальный план противодействия коррупции», в соответствии с которым предусматривались меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции, меры по повышению уровня юридических кадров и правовому просвещению.

В соответствии с национальным планом противодействия коррупции7 был принят федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273 –ФЗ "О противодействии коррупции", которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1 в настоящем Федеральном законе использует следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Кроме того, данным Законом предусматриваются основные меры по профилактике коррупции, направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, определены обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии с принятым Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» были приняты и другие нормативно-правовые акты. Этими актами регулировались конкретные направления деятельности по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений.

Так, в соответствии с законом «О противодействии коррупции», был издан Указ Президента от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

Вместе с тем принятый Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" определил и порядок предоставления таких сведений. В соответствии с утверждённым положением порядок представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими определяет: представление сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.


Принятие данных указов предусматривало обеспечить контроль над получением ежегодных доходов государственными служащими с целью предупреждения коррупционных проявлений в системе органов государственной власти.

Важным элементом в системе предупреждения фактов коррупции в органах власти является положение п.15 Указа Президента РФ от 18 мая 2009 г. N 559, которое констатирует, что непредставление или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.

Наряду с требованиями о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в целях дальнейшего совершенствования правовых мер противодействия коррупции предусматривается проверка достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими. Эти требования были закреплены в положениях Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Кроме того, данным Указом предусматривается создание в пределах установленной численности этих органов подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушении (определить должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), возложив на них следующие функции:

а) обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению);

б) принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;

в) обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;

г) оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 и Указом Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814, заключающиеся в добросовестном исполнении своих служебных обязанностей и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; исключить действия, связанные с влиянием каких либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать установленные федеральными законами, запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной службы; принимать предусмотренные Российским законодательством меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера и другие. Указанные требования к служебному поведению государственных служащих имеют антикоррупционную направленность.

Также предусматривается уведомление представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

д) обеспечение реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

е) организация правового просвещения федеральных государственных служащих;

ж) проведение служебных проверок;

з) обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;

и) подготовка указанными подразделениями кадровых служб (их должностными лицами) в соответствии с их компетенцией проектов нормативных правовых актов о противодействии коррупции;

к) взаимодействие с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.

Одновременно рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Настоящим Указом также определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с Указом Президента РФ от 18.05. 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должности федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на федеральную государственную службу в соответствии с нормативными правовыми актами РФ;

в) соблюдении государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом ОТ 25.12. 2008 года № 273-фз «О противодействии коррупции».

Данная проверка осуществляется по решению Руководителя Администрации Президента РФ, Председателя Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, Зам. Председателя Правительства РФ, члена Президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, руководителя федерального государственного органа, территориального федерального государственного органа или должностного лица, которому такие полномочия предоставлены.

Решения принимаются отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего в письменной форме.

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, был издан Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы».

Необходимость принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляет собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе.

Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а)  исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации или ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г)  конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.



3.Организационные основы противодействия коррупции
Федеральным законом «О противодействии коррупции» устанавливаются как правовые, так и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организационные основы противодействия коррупции изложены в статье 5 закона «О противодействии коррупции», в которой указывается, что:



1. Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции.

Такие направления изложены в Указе Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы», которые определяются целью Национальной стратегии противодействия коррупции, направленной на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Вместе с тем для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

С учётом стоящих задач по противодействию коррупции Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а)  обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в)  внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений;

г)  совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е)  совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

р) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

с) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.

Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

В принятом Указе Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции» отражено:

- внести до 1 июля 2012 г. в планы по противодействию коррупции соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов изменения, направленные на достижение конкретных результатов, обеспечив контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами.

- Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

- активизировать деятельность советов по противодействию коррупции;

- усилить работу подразделений кадровых служб указанных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Также предлагается продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

В этих целях предлагается провести работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие государственные должности Российской Федерации либо должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации. Одновременно требуется принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Обсудить в 2012 году вопрос о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию на заседаниях Правительства Российской Федерации и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.


2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Важным нормативным правовым актом, направленным на противодействие коррупции является Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» № 601 от 7 мая 2012 года, которым предписывается до 1 декабря 2012 г. представить в установленном порядке предложения:



  • по корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками;

  • по установлению дополнительных требований о раскрытии лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также иной информации, позволяющей оценивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации ограничений в отношении федеральных государственных служащих, замещающих данные должности, в том числе после увольнения с государственной службы;

  • по внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Анализ принимаемых нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции показывает, что роль подразделений кадровых служб федеральных органов власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений постоянно увеличивается.
Заключение

Анализ правовых и организационных основ противодействия коррупции показывает, что за последнее десятилетие активизировалась деятельность государственных гражданских и правоохранительных органах, что сказывается на результате предупреждения и пресечения коррупционных факторов. Вместе с тем для повышения эффективности противодействия коррупции в органах власти и управления следует считать не достаточным участие в данном процессе общественных объединений и организаций. Это отмечается в Указе Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции». В связи с чем предлагается создание технических и организационных условий для публичного представления предложений граждан с использованием специализированного ресурса в сети Интернет с 15 апреля 2013 г.;



Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём заключается опасность коррупции?

  2. Раскройте сущность международных Конвенций по противодействию коррупции (Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенция ООН против коррупции).

  3. Раскрыть значение правовых основ противодействия коррупции.

  4. Организационные основы противодействия коррупции.

  5. Назовите основные направления совершенствования системы государственного управления.


Литература:

1. Конституция Российской Федерации. –М.: 1993.

2. Федеральный закон от 25. 12.2008 «О противодействии коррупции»\\ Российская газета от 30.12.2008.

3. Конвенция «Об уголовной ответственности протии коррупции», СЕ, 1999.

4. Конвенция ООН против коррупции, 2003 г.

5. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы (от 13 апреля 2010 года № 460) // КонсультантПлюс

6. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесение изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции».

7. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления (от 7 мая 2012 года № 601) // Консультант Плюс



1 Послание Президента РФ Федеральному собранию. Россия на рубеже веков. М., 1999. С. 71-72.

2 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию 5 ноября 2008г.

3 Сосунова И. Социальная сфера жизнедеятельности государства и стратегические риски. Навигут. М.: МГУ, 2003.С.235.

4 Там же.

5 Озерова М., Зубов М. Главная угроза – радикальный ислам // Московский комсомолец № 125 от 11.06.09. С.3.

6 Сайт Президента РФ http^\\ Президент. РФ

7 См. Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г. //КонсультантПлюс.




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка