 
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:
Сформировать мировоззренческие ориентиры, повысить общую культуру, научить проникать в глубину общечеловеческих проблем, научить правильно использовать междисциплинарный подход для всестороннего взгляда, как на мировоззренческие проблемы, так и на частные объектов исследования, способствовать формированию высококвалифицированных «широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал.
Задачи:
- раскрыть роль философии в развитии личности и общества;
- раскрыть особенности накопленного опыта в исторической связи философии с другими социальными явлениями;
- дать представление об истории мировой философской мысли;
- дать представление о возможностях философского подхода к проблематике любого уровня;
- выработать умение ориентироваться в сложных проблемах окружающей действительности;
- создать условия для усвоения моральных ценностей, навыков в познавательной сфере, способствовать расширению кругозора.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалиста) 30.05.01 Медицинская биохимия (квалификация (степень) «специалист») по С.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл). Данный предмет изучается впервые и требует наличие базовых знаний большинства учебных предметов, изучаемых в рамках школьной программы, в особенности: физики, права, отечественной и зарубежной истории, литературы, права.
Учебный курс в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «История», «Логика», «Социология», «Политология», «Эстетика». В свою очередь, основные положения философии - основа для формирования личности специалиста и изучения других теоретических дисциплин.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
Коды формируемых компетенций
|
Компетенции
|
ОК-№
|
Общекультурные компетенции
|
(ОК-1)
|
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
|
(ОК-2)
|
способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию;
|
(ОК-3)
|
способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию;
|
(ОК-5)
|
способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;
|
ПК -№
|
Профессиональные компетенции
|
(ПК-1)
|
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;
|
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Студенты должны знать:
- методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; структуру и состав современного философского знания:
- историю философии, общие философские вопросы (онтология, гносеология), социальную философию, философскую антропологию, философию культуры, философию истории.
- специфику объекта и предмета философии как гуманитарной дисциплины;
основные разделы философии;
- содержание основных категорий и понятий философии;
- основные философские течения;
Студенты должны уметь:
- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
- объяснять философские термины;
- рассуждать по различным общим и частным проблемам не только философии, но и вообще;
- искать и применять новые подходы к решению различных философских проблем;
- формировать и обосновывать личностную позицию по отношению проблемам философии;
- демонстрировать умение работать с философскими текстами
(анализ и систематизация данных при работе с текстом учебника и первоисточниками).
- оценивать программу государства в области культуры;
- применять полученные знания для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности:
- в исследовательско-аналитической работе;
- в практической деятельности во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Студенты должны владеть:
- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально- этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
- основными понятиями и категориями философии;
- навыками анализа, философских систем;
- принципами управления, организации;
- искусством ведения спора.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
96
|
1-2
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
32
|
1-2
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
|
Семинары (С)
|
64
|
1-2
|
Лабораторные практикумы (ЛП)
|
-
|
|
Клинические практические занятия (КПЗ)
|
-
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
84
|
1-2
|
Экзамен
|
|
1-2
|
Общая трудоемкость (час.)
|
180
|
1-2
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплин
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
2
|
3
|
Часть I.
|
1.
|
Введение.
|
Понятие, структура и основные функции мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения. Картины мира: религиозная, философская и научная. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
Основные концепции возникновения и генезиса философии. "Осевое время" человечества и генезис нового исторического типа мировоззрения - философии. Предмет философии и его историческая динамика. Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Язык философии. Статус и роль, и функции философии в современной культуре. Соотношение философии и медицины.
|
2.
|
Древневосточная философия
|
Предфилософия и философия Древней Индии и Китая. Периодизация и источники философии. Синкретичный, религиозно-мифологический характер древнеиндийской и древнекитайской философии.
|
3.
|
Античная философия
|
Основные черты древнегреческой цивилизации и становление античной философской мысли. Античное наследие и его место в европейской историко-философской традиции.
Этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские ориентации досократической философии. Поиск первоосновы мира – архэ: вода, воздух, огонь, число, гомеомерия, апейрон, атом.
Софистика как тенденция отхода от натурфилософии и обращения к человеку на основе принципа "Сколько людей, столько и мнений". Сократ и сократический переворот.
Платон как первый профессиональный философ. Философия Аристотеля как венец философской мысли античности.
Эллинизм как завершение античной классики. Разнообразие школ и направлений этого периода: киники, скептики, стоики и эпикурейцы.
|
4.
|
Философия от Средневековья до Возрождения
|
Основные этапы развития средневековой философии: проблемы и представители. Две линии средневековой мысли: платонизм и аристотелизм. Формирование и роль патристики в западноевропейской философии. Учение А. Августина. Природа как творение Бога. Проблема свободы воли. Философия истории. Средневековая схоластика. Учение Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании. Онтологические доказательства.
Реалисты и номиналисты. Вопрос о соотношении власти светской и власти духовной в патристике и схоластике: “Град божий и град земной”. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Принцип экономии мышления В. О́ккама.
Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гелиоцентризм, учение о множестве миров. Коперниканский переворот и становление научного мышления. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.. Рождение научной картины мира (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Социально-политические и правовые утопии.(Т.Мор, Т.Кампанелла) Оправдание светской власти в учении Н.Макиавелли. Скептицизм М.Монтеня.
|
5.
|
Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
|
Основные направления новоевропейской философия: Критика схоластики и поиск нового метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона и индуктивно-эмпирический метод. Рационализм Р.Декарта: принцип автономного мыслящего субъекта, принцип методического сомнения, рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
Сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм (солипсизм) Беркли и скептицизм Юма. Теория общественного договора Т.Гоббса, теория естественных прав Дж. Локка. Выработка нового
юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав гражданина и человека. Пантеистический монизм Б. Спинозы, плюралистическая монадология Г. Лейбница.
Рационализм и свободомыслие как основание философии Просвещения. Общая характеристика европейского, российского и американского просвещения. Утверждение материалистических идей вместе с резкой критикой религии и церкви во французском просвещении. Понимание истории как воли выдающихся личностей. Теория просвещенного абсолютизма Ф. Вольтера. Идея Ж.Ж. Руссо о праве народа на восстание. Оригинальные идеи в области антропологии: человек-машина Ж.О. Ламетри.
|
6.
|
Немецкий идеализм.
|
Немецкая классическая философия как важнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Философское творчество И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.
|
7.
|
Западная философия второй половины XIX- XX в.
|
1.Марксистская философия как совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также взгляды их последователей.
2.Позитивизм и претензии на философское истолкование научного познания.
Роль и место прагматизма в неклассической философии. Ключевые фигуры американского прагматизма ( Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).
3.Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Психоанализ. З.Фрейд – одна из наиболее сложных и теоретически мощных фигур ХХ века.
4.Герменевтика. Исторические корни философской герменевтики. "Герменевтический круг". Самостоятельность смысла текста в герменевтике Г.Г. Гадамера. Роль пред-понимания по Гадамеру. П. Рикер - построение герменевтики как способа бытия. Феноменология Э. Гуссерля.
5.Философская антропология. Категория человека в классической и неклассической философии. Cинтез философского и научного знания в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).
Экзистенциализм или философия существования - философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.
6. Аналитическая философия и постмодернизм
|
8.
|
Русская философия.
|
Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Советская философия - неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости. Под советской философией исследователи понимают попытки советских философов в рамках ленинизма, марксизма. Особенное место в советской философии занимает Московский методологический кружок.
|
ЧАСТЬ II
|
1.
|
Онтология и теория познания
|
Понятие метафизики и онтологии как основных стратегий познания бытия в европейской философской традиции. Бытие материи, природы, общества, человека, сознания, идеи. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Монизм, дуализм и плюрализм как онтологические позиции в философии. Идеализм и материализм, и их формы. ОВФ.
Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени, отличие социального пространства и времени от физических аналогов.
Познание как культурно-исторический процесс получения и трансляции знаний в обществе. Многообразие форм познания (мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное и др.). Проблема познаваемости мира: варианты её решения в истории философской мысли. Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные закономерности познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания. Природа научного знания. Научная рациональность.
|
2.
|
Этика, эстетика, аксиология, Диалектика и логика, Сознание. Речь, мышление, язык.
|
Мораль и нравственность. Добро и зло. Принцип талиона. Теория “золотой середины”. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы справедливости. Уравнивающая, распределительная, меновая парадигмы справедливости. Деонтология. Категория морального долга. Категорический императив И. Канта. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия. Этика ненасилия: концепции Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга. Эстетическое начало в человеческой деятельности. Теория “золотого сечения”.
Эстетика: прекрасное и безобразное.
Аксиология и её место в философии. Понятие ценности, типы ценностных теорий. Ценности как социальное явление. Классификация ценностей. Представление об оценках и нормах. Ценности личности и ценности общества. Проблема иерархии ценностей. Понятие системы ценностей, социокультурный характер её формирования. Место и роль системы ценностей в обществе, проблема её эволюции. Ценность и стоимость.
Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально феноменологический. Программы анализа сознания. Гипотезы о происхождении, сущности и способах существования сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Сознание и психика. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Проблема искусственного интеллекта. Индивидуальное и общественное сознание. Интенциональность и рефлексия сознания.
Структура человеческого сознания. Знание, эмоции, память, воля как формы психической деятельности. Понятие мышления. Сознание, мышление, язык. Сознание, поведение, деятельность. Социокультурная составляющая сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание и самосознание.
Сознательное и бессознательное. Бессознательное как форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии. Проявление бессознательного в общественном и индивидуальном. Рациоморфизм
|
3..
|
Социальная философия. Философия истории.
|
Общество и социальные процессы как объекты философского анализа. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая и др. Исследовательская программа классического и постклассического марксизма.
Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и др. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая). Общество как система социальных отношений.
Общество как система. Основные аспекты жизни общества: материальный, социально-политический и духовный, их взаимосвязь. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта.
Идея единства и многовариантности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Основные подходы к анализу истории общества: формационный, цивилизационный и культурологический. Роль личности в истории. Концепция "нищеты историцизма" К. Поппера. Историзм, историцизм, антиисторицизм.
|
4.
|
Наука и религия
|
Соотношение науки и религии. Социально-экологические последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.
Философская и религиозная картины мира: точки соприкосновения. Проблемы определения религии. Анализ концепций религии. Основные элементы религии. Религиозное сознание и его уровни. Вера в сверхъестественное.
|
5.
|
Политическая сфера общества.
Государство и право
|
Государство, право, политика, власть: социально-философский анализ. Концепции происхождения государства и права. Политико-философские концепции (этатизм, анархизм). Политическое сознание и политические институты. Язык власти. Понятие политической игры. Идеология и пропаганда. Феномен партийности философии. Политическая мифология. Политические мифы и утопии.
Философия права. Концепция правового государства. Гражданское общество и права человека. Философское обоснование теории естественных прав. Правовой нигилизм. Правовой инфантилизм. Политика и нравственность в современном обществе.
|
6..
|
Гендерология и феминология.
|
Гендерология и феминология формируют представления о социальных и экономических механизмах воспроизводства гендерного неравенства и способах его государственного регулирования в рамках социальной политики; дает представление о способах организации социального, политического и экономического пространства с целью удовлетворения потребностей мужчин и женщин в рамках реализации концепции социального партнерства и кооперации.
|
7.
|
Философские проблемы медицины. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму
|
Современные концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, символическая и др.
Природное и социальное в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Принцип гуманизма и его эволюция. Индивид, индивидуальность, личность, духовность.
|
8.
|
Философия культуры.
Глобальные проблемы общества.
|
Футурология. Римский клуб. Глобальные проблемы человечества.
|
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№
п/п
|
Разделы
|
Л
|
ПЗ
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
| -
|
Введение в философию.
|
2
|
2
|
4
| -
|
Древневосточная философия
|
2
|
4
|
6
| -
|
Античная философия
|
2
|
4
|
6
| -
|
Философия от Средневековья до Возрождения
|
2
|
4
|
6
| -
|
Философия Нового времени и эпохи Просвещения.
|
2
|
4
|
6
| -
|
Немецкий идеализм.
|
2
|
4
|
6
| -
|
Западная философия второй половины XIX- XX в.
|
2
|
8
|
10
| -
|
Русская философия.
|
2
|
2
|
4
| -
|
Онтология и теория познания
|
2
|
4
|
6
| -
|
Этика, эстетика, аксиология, Диалектика и логика, Сознание. Речь, мышление, язык.
|
2
|
6
|
8
| -
|
Социальная философия. Философия истории.
|
2
|
6
|
8
| -
|
Наука и религия
|
2
|
4
|
6
| -
|
Политическая сфера общества.
Государство и право
|
2
|
2
|
4
| -
|
Гендерология и феминология.
|
2
|
4
|
10
| -
|
Философские проблемы медицины. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму
|
2
|
2
|
4
| -
|
Философия культуры.
Глобальные проблемы общества.
|
2
|
4
|
6
|
Итого: 96 ч.
|
6. Интерактивные формы проведения занятий
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Интерактивные формы проведения занятий
|
Длительность
(час.)
|
|
Введение в философию.
|
Ролевая игра. Коллоквиум.
|
2
|
|
История философии с Древности до наших дней.
|
Ролевая игра. Коллоквиум. Дискуссия.
|
20
|
|
Этика, эстетика и аксиология.
|
Ролевая игра. Коллоквиум.
|
10
|
Итого (час.)
|
32
|
Итого (% от аудиторных занятий)
|
33 %
|
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
№
п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Виды самостоятельной работы
|
Формы контроля
|
1.
|
Весь цикл
|
Сбор материала, написание эссе по выбранной книге. Заполнение рабочей тетради
|
собеседование
|
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
- устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)
- письменные (проверка тестов, эссе, рефератов, конспектов, решение задач,).
Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 приложении учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Этапы проведения экзамена (зачета)
-
Этап – Электронное тестирование Итоговый тест по история философии. I ЧАСТЬ. Каб. 2302. (210 вопросов)
-
Этап - Электронное тестирование №4. (Систематическая философия). II ЧАСТЬ. Каб. 2302. (240 вопросов)
-
Этап – Экзамен.
Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 приложении учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:
-
Алексеев П.В. Философия [Текст] : учебник для вузов/ П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Философ. фак.. - 4-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Проспект, 2010. - 588 с.
-
Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник/ Л. Е. Балашов. - Москва : Дашков и К, 2012. - 612 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.
-
Борисова Е.М. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ Е. М. Борисова. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 414 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
-
Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. - Москва : ПЕР СЭ, 2012. - 447 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
-
Липский Б. И. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров/ Б. И. Липский, Б. В. Марков. - Москва : Юрайт, 2012. - 495 с.
-
Макулин, А.В. История философии: учебное пособие / А.В. Макулин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. – 445 с.
-
Макулин, Артем Владимирович. Философия [Текст] : метод. указания/ А. В. Макулин ; Сев. гос. мед. ун-т Ч. I : История философии: СГМУ, 2010. - 60 с.
-
Макулин, Артем Владимирович. Философия [Текст] : метод. указания/ А. В. Макулин ; Сев. гос. мед. ун-т Ч. II : Систематическая философия: СГМУ, 2010. - 53 с.
9.2. Дополнительная литература:
-
Светлов В.А. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ В. А. Светлов. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 335 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
-
Спиркин А.Г. Философия [Текст] : учебник для вузов/ А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп.. - Москва : Юрайт, 2010. - 828 с
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наглядные пособия:
- Стенды
- Модели
- Таблицы
- Фильмы
-Учебники
- Презентации по философии
- Аудио файлы
Вспомогательные средства:
- Ноутбук
- Проектор
- Колонки
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
Зав.кафедрой гуманитарных наук
|
Макулин А.В.
|
|
|
|
|
|
|
|
Рецензент (ы):
Место работы
|
Занимаемая должность
|
Фамилия, инициалы
|
Подпись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |