· внешний; · внутренний. Внешний путь направлен на развитие и совершенствование таких внешних средств, как ум и способности



Сторінка1/4
Дата конвертації15.04.2016
Розмір0.59 Mb.
  1   2   3   4
7.7. Самоменеджмент
Самоменеджмент — это последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Большинство видов деятельности в области менеджмента требует высокого индивидуального развития. По мере возрастания степени сложности работы и быстроты изменений обстановки увеличивается потребность и в развитии творческого потенциала.

Менеджеру необходимо поддерживать и развивать свой потенциал вопреки многим помехам и высокой занятости. Работа менеджера предъявляет серьезные требования к его личности и предполагает способность к саморазвитию.

Особую роль эта способность играет для тех, кто не считает, что занимаемое им служебное или общественное положение является для него «потолком» и стремится перейти на более престижную работу или пребывает «в переходном состоянии» между двумя важными этапами своей карьеры. Всякий раз, когда менеджеру необходимо стать более восприимчивым, энергичным или изобретательным, требуется высокий уровень индивидуального развития.

Профессия менеджера традиционно считается одной из престижных. Но стать по-настоящему престижным и авторитетным может лишь тот менеджер, который сможет развить себя как творческую, конкурентоспособную личность. Достичь этого можно лишь при условии систематического поддержания в себе стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Искусству управлять собой и другими людьми нужно учиться. «Кто не научиться управлять собой, тот не сможет управлять другими», — гласит древняя мудрость. Как можно хорошо понимать других, если не понимаешь самого себя? Поэтому прежде всего человек должен познать самого себя.

Существует два пути познания себя:

· внешний;

· внутренний.

Внешний путь направлен на развитие и совершенствование таких внешних средств, как ум и способности.

Рассмотрим основные аспекты внешнего пути.

Искусство управлять собой, своим временем, своей жизнедеятельностью, руководить течением своей жизни, развиваться и совершенствоваться — основной перечень задач, рассматриваемых самоменеджментом.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так в личной жизни.

Каждому человеку, в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправленных и выполнимых задач. Даже когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают:

· правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;

· решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы;

· сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;

· выполнять долг вместо того, чтобы добиваться результатов;

· уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.

Начинать улучшать свою жизнь необходимо с самого себя. Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить свое отношение к ним.

Существуют практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Такой человек предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает, — время — путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделить место, указав временной интервал, т.е. определив, какую долю свободного времени оно занимает. Целесообразно вести дневник времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности.

Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций может охватывать шесть фаз:

· постановка цели — анализ и формирование личных целей;

· планирование — разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

· принятие решений по конкретным делам;

· организация и реализация — составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

· контроль — самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости корректировка целей);

· информация и коммуникации — фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

Преимущества овладения искусства самоменеджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени; лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Существует несколько методик планирования времени и принятия решений. Рассмотрим некоторые из них.
Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:

1. Составление заданий на каждый день.

2. Оценка длительности акций.

3. Резервирование времени «про запас».

4. Принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению (делегирование полномочий).

5. Последующий контроль и перенос несделанного.

Ведение дневника времени, который представляет собой одновременно календарь-памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.
Применение принципа Парето (соотношение 80:20: если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то окажется, что 80% конечных результатов достигается только за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени.
Установление приоритетов с помощью анализа АБВ включает в себя три закономерности:

· важнейшие задачи (категория А) составляют примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;

· на важные задачи (категория Б) приходится в среднем 20 % общего числа задач и также 20 % значимости задач и дел руководителя;

· менее важные и несущественные задачи (категория В) составляют, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю — около 15 % в общей «весомости» всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно учесть, что установление приоритетов — важное правило эффективной техники работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.
Анализ по принципу Эйзенхауэра. Согласно этому правилу приоритеты устанавливаются по таким критериям, как срочность и важность дела.

В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются четыре возможности их оценки и выполнения:

· Срочные/важные дела. За них следует приниматься немедленно и самому их выполнять.

· Срочные/менее важные дела.

· Менее срочные/важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.

· Менее срочные/менее важные задачи.

Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят рационалистический подход или так называемый западный, развивающий способности и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма.

Говорят обычно о «человеке утра», или «жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове». Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучить свои особенности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня. В жизни каждого человека присутствуют и воздействуют три различных потока энергии:

· физический ритм (влияет на физическую силу и на силу воли);

· психический ритм (обусловливает динамику чувств, настроений, творческих сил);

· интеллектуальный ритм (влияет на умственные способности).

Поскольку продолжительность отдельных периодов различна (23, 28 и 33 дня), у каждого человека всегда наблюдаются различные, постоянно меняющиеся комбинации характеристик физического, психологического и интеллектуального состояния.

Учет своего индивидуального биоритмического состояния позволяет улучшить свою работоспособность, учитывая его при составлении планов работы.

Внутренний путь самосовершенствования гораздо труднее, хотя и окупается во много раз быстрее. Результаты его ощущаются практически сразу, если вы нашли свой истинный, индивидуальный, свой неповторимый путь. Тут важна не внешняя сторона благополучия (хотя это является лишь следствием внутренних причин), а состояние внутреннего душевного комфорта, определение истинных целей и желаний. Чаще всего мы стремимся к чему-то, что не является нашим собственным желанием, а определено желаниями, целями социума, в котором мы находимся. Именно поэтому достижение поставленных целей происходит очень трудно, с большими усилиями или вообще не осуществляется. Мы движимы какими-то потребностями, какие на самом деле не являются нашими, а продиктованы нашими родными, близкими, учителями, знакомыми и пр. Движемся потоком, не осознавая себя полноценной единицей Вселенной и мира. А потом оказываемся погруженными в разного рода проблемы, неприятности.

Поэтому мы должны научиться не отождествлять себя с другими, определить границы своего «Я», изучить его слабые и сильные стороны. Обрести свою истинную свободу, которая есть свобода внутренняя, это свобода духа, свобода мыслей и поступков. Человек, овладевший этой свободой, идет в жизни своим путем, обретает свой, индивидуальный смысл жизни и делает только то, что нужно именно ему, а не то, чего от него ждут окружающие.

Помочь в этом сможет система ДЭИР — система дальнейшего энергоинформационного развития. Это один из путей достижения внутренней гармонии, определения своих жизненных ценностей, следование им и претворение их в жизнь. Это способ как меньше всего зависеть от внешних обстоятельств, быть определяющим, а не определенным. Система ДЭИР поможет «заметить» свои истинные желания и эффективно претворить их в жизнь, не зацикливаясь на них и не привязываясь к ним.

В самом человеке заложено все необходимое, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться, помогать себе справляться со своими проблемами.

Для развития этих качеств недостаточно лишь собственных усилий. Руководителю требуется постоянная поддержка и психолого-педагоги- ческая помощь, повышение общей культуры.

Особое внимание должно быть уделено вопросам формирования самоконтроля, освобождению от излишнего психического напряжения — неизбежного спутника деятельности любого управленца, а также развитию познавательных качеств, которые требуются в его работе.

Необходимо учитывать, что формирование навыков, полезных для саморазвития, требует соответствующего времени и самодисциплины. Лишь при планомерной работе над собой можно достичь необходимых результатов.

Можно привести пример, из которого видна роль и значение неумения человека управлять собой.

Фабрика работала плохо. Из-за международной конкуренции, спада в мировой экономике и сужения внутреннего рынка прибыльность была низкой. Генеральный директор С.А. Иванов отдавал работе все свое время, рано приезжал, задерживался допоздна, брал работу на дом, метался с одного совещания на другое в горячке менеджерской активности. Каждый вечер он возвращался домой лишь для того, чтобы просматривать документы, писать отчеты, а потом, совершенно истощенный, сидел перед экраном телевизора, уставившись в статью в управленческом журнале. Хотя он и обсуждал с женой планы на отпуск, приходилось постоянно откладывать его, чтобы справиться с очередным «кризисом». Поначалу жену сердила поглощенность Сергея своей работой, но, не сумев повлиять на его поведение, она впала в состояние молчаливого осуждения. Стиль работы Сергея был логическим и четким, а его внешний вид — как раз наоборот. Он был бледным, с излишним весом, постоянно ерзал или постукивал пальцами по первой попавшейся поверхности. Он непрерывно курил и позволял себе носить мешковатую, грязную и потертую одежду. Его всепоглощающей страстью была менеджерская компетентность, и свои редкие свободные часы он посвящал чтению лекций студентам по проблемам управления. Однажды он услышал, как его называют «трудоголиком», но не придал этому значения, посчитав это поверхностным суждением безответственных и неумелых сотрудников. В то же время ему приходилось напрягать все силы, чтобы успевать за безжалостным графиком своей работы. Один из его близких людей сказал: «Сергей отдает работе слишком много и совершенно не заботится о себе. Боюсь, он может сорваться». Поэтому коллег Сергея не удивила весть о том, что он попал в больницу с сердечным приступом. Сергею повезло: он выздоровел и вернулся к работе. Но он вернулся с изменившимся отношением к ней и жизни. Он сказал: «Я по-прежнему хочу работать и добиваться результата, но не собираюсь обращаться с собой как с машиной». Только почти расставшись с жизнью, он научился по-другому относиться к себе.
Почему всем руководителям необходимо уметь управлять собой
В работе руководителей много привлекательного. Они имеют возможность развивать свои умения и сильные стороны, а также получать удовольствие от новых ситуаций и нового опыта. В хорошо управляемой организации роль менеджера полна достоинства и силы. Большинство менеджеров считают свою работу захватывающей. Однако если бы организационные процессы и события всегда развивались последовательно и по плану, менеджеры вообще были бы не нужны. Роль менеджера неизбежно включает в себя работу со сложными проблемами и выбор решения в условиях неясных перспектив. Это напряженная работа, и каждый менеджер часто испытывает стрессы.

Работа требует всей энергии человека, полной поглощенности ею, и может выжать из руководителя всю его непосредственность, творческую силу, лишить его жизнь радости. Кому-то удается управлять собой, несмотря на трудности, другие же не выдерживают борьбы со стрессами, истощением, деморализацией и даже заболевают. Точно как в пословице «Сапожник всегда без сапог», руководители часто не следят за собой с тем же рвением, с каким они отдаются достижению своих рабочих целей. Внимание отдельных менеджеров, таких как С.А. Иванов (в приведенном выше примере), может настолько быть поглощено важностью их работы, что на службе своей организации они подрывают собственное здоровье и жизненные силы.

Даже если менеджер вынужден пренебрегать собой, долгосрочный эффект от этого часто серьезен. Возникает угроза разрушения здоровья, ухудшения отношений в семье, возрастания стрессов, личной неудовлетворенности и неизбежно неудач в работе. Сергей (в примере) понял: чтобы предотвратить саморазрушение, требуется эффективно управлять собой. Чтобы управлять другими, нужно сначала научиться управлять собой.
Что такое управление собой
Этот раздел можно озаглавить «Забота о менеджере и поддержание его работоспособности», поскольку здесь предпринимается попытка установить, как с успехом удовлетворить требованиям жизни руководителя. Управление собой — сложная задача, поэтому полезно определить характерные черты руководителя, хорошо управляющего собой.

К таким чертам можно отнести:

· здоровое тело;

· отсутствие вредных привычек;

· энергичность и жизнестойкость;

· спокойный и сбалансированный подход к жизни и работе;

· способность справляться со стрессом;

· эффективное использование времени.

Все аспекты управления собой взаимосвязаны, но для удобства следует исследовать проблему с четырех точек зрения:

· поддержание физического здоровья;

· рациональное распределение сил;

· преодоление трудностей;

· рациональное распределение времени.
Поддержание физического здоровья
Было время, когда каждый усердно тренирующийся человек становился объектом едких замечаний со стороны важных господ, попыхивающих сигаретами над бокалами джина с тоником. Современные руководители куда лучше понимают необходимость поддержания физической формы. Уже много написано о необходимости заниматься спортом и целесообразности делать зарядку, что излишне повторять это здесь. Однако практический опыт и наблюдение за менеджерами, хорошо управляющими собой, убедили в содержательности следующих принципов.

Следите за своим весом. Если у вас избыточный вес, очень важной задачей становится выбор здорового образа питания. Существуют специальные организации, книги и специалисты, профессионально обучающие тому, как управлять собой в вопросах питания. Делайте упражнения, которые вам нравятся. Наши тела предназначены для работы, и без нее они слабеют. Большинство видов управленческой работы позволяет использовать лишь часть потенциальных возможностей организма, поэтому для менеджера необходимо выбрать способ тренировки и постоянно к нему прибегать. Однако по опыту известно, что, не ощущая удовольствия и радости, трудно настойчиво продолжать тренировки. Необходимо отыскать вид деятельности, доставляющий удовольствие и обеспечивающий поддержание здоровья.

Балансируйте свои нагрузки. Одни виды деятельности истощают силы, другие их восстанавливают. Здоровье — это вопрос равновесия, поэтому для менеджеров важно не допускать несбалансированности своих нагрузок. Выбирайте такие виды деятельности, которые совместно обеспечивают наполненную и разнообразную жизнь. Праздники необходимы, потому что они дают возможности, которые просто не встречаются в ходе обычной деловой жизни.

Избегайте вредных привычек. Менеджеры подвержены многим распространенным пристрастиям. Наиболее часто встречаются табак и алкоголь. И то, и другое опасно для здоровья, и риск возрастает с ростом их потребления. Многие заядлые курильщики озабочены, чтобы «бросить», но трудность в том, что они не знают, как расстаться с давней привычкой. Основа умелого управления собой — контроль своего поведения. Ради этого придется расстаться с ненужными привычками.

Будьте разумны в путешествиях. Многие менеджеры часто ездят по стране или по миру, испытывая физические нагрузки и стрессы. Так как путешествие может быть крайне выматывающим и продолжительным, отправляясь в него, следует экономно относиться к своим силам. Если уж поездка действительно необходима, задайтесь вопросом: «Какой из возможных способов путешествия наименее тяжел, сбережет больше времени, наиболее продуктивен и приятен?»

Проживание в гостиницах — это еще одна потенциально стрессовая ситуация. Имея дело с большим количеством людей, персонал большинства современных отелей зачастую оказывается незаинтересованным в том, чтобы было удобно каждому. Составление планов на будущее и использование навыков влияния на окружающих может помочь получить именно то, что вам нужно.

Опыт в обсуждении проблем управления собой с менеджерами свидетельствует, что принципы быстро усваиваются, но реальных изменений добиться труднее. Один руководитель так высказался по этому поводу: «Все эти разговоры о здоровье очень хороши, но главное в том, чтобы каждый действительно сам проникся заботой о своем состоянии. Если вы реально не заинтересованы в самом себе, все самые лучшие в мире советы «будут отскакивать как горох от стенки».
Рациональное распределение сил
Человеческую энергию можно описать как потенциальную способность к восприятию, развитию и достижениям. Некоторыми она воспринимается как конечный ресурс, подобный топливу в бензобаке; они думают, что конец наступает, когда оно кончается. Но человеческая энергия — это более сложное явление.

Одни люди быстро растрачивают свои силы, другие на протяжении всей жизни сохраняют энергичность и активную жизненную позицию. Эти наблюдения свидетельствуют, что человеческая энергия наряду с физическими силами имеет психологические источники. Энергичность человека уменьшается или увеличивается по эмоциональным причинам.

Энергия и эмоции

Психическую энергию можно использовать в позитивном направлении, а можно — в негативном и разрушающем. Можно подорвать эффективность работы других, подавляя или унижая их, и можно блокировать рост своей эффективности, подавляя свои чувства.

Многие менеджеры неспособны или не желают считаться со своими чувствами. Они отвергают эмоции как досадную помеху — нежелательное вторжение в деловой мир. Многие эмоции они считают отрицательными и были бы рады их исключить их из своей деловой жизни: гнев, страх, ревность, самоумаление, ранимость.

Эмоции, которые они признают (и причины, по которым они считают их полезными и положительными), включают следующие:

· волнение: оно стимулирует активность;

· сопереживание: оно делает управление гуманным;

· заинтересованность: она помогает продвигаться вперед;

· любопытство: оно помогает осваивать новые сферы;

· уверенность: она добавляет солидности и изящества усилиям работников.

Опытные люди ценят все свои чувства и не боятся, например, выразить разочарование или гнев при потере контракта или расстроиться из-за ухода ценного сотрудника. Те же, кто стремится избежать выражения чувств, не дают разрядиться напряжению, неизбежно накапливающемуся в жизни руководителя. Подавляя часть своей природы, они могут уменьшить уважение к себе, поскольку ведут себя, как «полагается», а не как им хотелось бы.

Бывает, что руководитель обладает развитой способностью выявлять и решать проблемы и в то же время в эмоциональном отношении остается ребенком. Это может стать серьезным недостатком, так как управленческая деятельность требует эмоционально зрелых людей. Один из способов изучения эмоционального развития связан с оценкой чьей-либо «силы». Про некоторых менеджеров говорят: он — «слабый», «пустой», «мелкий», «сырой», используя слова, характеризующие людей, которым не хватает уверенности в себе. Способность действовать уверенно, энергично и изобретательно требует эмоциональной зрелости, которую можно определить как умение идти навстречу острым ситуациям, эффективно с ними справляться, не переживать из-за своих действий и знать, как их улучшить в следующий раз. Научиться рационально использовать и наращивать свои силы — сложная задача, но можно предложить некоторые рекомендации.

Стремитесь изучить себя. Два важных фактора личности менеджера часто ограничивают его энергию и силы. Во-первых, менеджер, подавляющий свои эмоции, стремясь вести себя не так, как было бы откровеннее, а как, как «следует», может лишиться природной уверенности. Во-вторых, силы менеджера могут быть заблокированы чем-то, что не получило решения когда-то в его ранние годы. Нужно изучить влияние детских переживаний, раскрепостить свою личность.

Не бойтесь выражать свои чувства. Трудно переоценить значение выражения своих чувств для поддержания здоровья и сил человека. Необходимо переживать, признавать и выражать свои чувства. Не выражая их должным образом, человек часто ощущает себя расстроенным, даже не зная отчего. У него затруднены отношения с окружающими, ухудшаются результаты, сокращается полнота ощущений от жизни.

Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Общение с окружающими — это естественный и эффективный способ разрядить напряжение, получить поддержку и достичь гармонии в отношениях. Для большинства людей самые глубокие чувства — это те, которые связаны с окружающими, и личные отношения с ними питают жизненную энергию человека.

Ищите вызов. Успех обычно увеличивает способность конструктивно использовать свою энергию. Многие наслаждаются, преодолевая трудности и «побеждая» вопреки препятствиям. С другой стороны, слишком большие трудности могут вызвать и обязательно вызовут истощение сил и угнетенное состояние, поэтому руководителям необходимо тщательно выбирать новые нагрузки, чтобы расширить свои возможности, а не подорвать их.

Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Ошибаться и терпеть неудачи — это, видимо, неизбежно, так же как и вспоминать их потом с чувством глубокого сожаления. Однако неудачи дают возможности лучше узнать себя самого и исправить свои действия в будущем. Признание неудач — это необходимая составная часть человеческого опыта.

Оцените, чего вы стоите. Руководители должны вырабатывать реалистичное, но и оптимистичное отношение к себе. Раз уже негативное существует, с ним необходимо считаться, но положительное чувство собственной ценности должно выражаться свободно. Чтобы чувствовать положительный настрой, необходимо ощущение успеха, и менеджеры должны учиться ценить себя. Для этого необходимо время от времени праздновать свои удачи.

Наблюдение за собой — важный способ изучения своих сил. Руководители, желающие оптимально использовать свою энергию, должны:

· продуктивно распределять те силы, которыми они располагают;

· выявлять все психологические барьеры, препятствующие увеличению запаса сил.

Выявление психологических барьеров — наиболее трудно, поскольку каждый человек привыкает работать на определенном уровне нагрузок и затрат энергии. Необходимо разрушить привычные образцы и заставить себя действовать с большей затратой сил. Это требует времени, но, позволив себе выражать волнение, заинтересованность, другие чувства и свободно следуя им, можно многого добиться. В результате можно более четко идентифицировать и оценить все то, что мешает вам в работе.

Преодоление трудностей

Люди очень по-разному реагируют на затруднения. В то время как один может страшно расстроиться, потеряв часы, другой спокойно справляется с серьезной международной кризисной ситуацией, не чувствуя никакого потрясения. Полезно поразмышлять над влиянием затруднений на действия людей. Во всякой управленческой работе они время от времени возникают, но вот когда руководитель говорит, что он «в затруднении», это обычно означает, что он чувствует себя неспособным подобающим образом справиться со своими обязательствами и требованиями ситуации.

Медики заинтересовались реакцией людей на затруднения и начали исследовать стрессовые проявления человека. Из их сообщений следует, что мы живем во времена возрастания стрессовых нагрузок. Большинство показателей стрессов и напряжений постоянно возрастает, в особенности вызываемая ими заболеваемость. Во многих западных странах каждый пятый в тот иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями.

Словом «стресс» обычно описывается ощущение внутреннего давления с такими психическими проявлениями, как затрудненное дыхание и увеличение мускульного напряжения. Иногда организм реагирует на перегрузку изменением характера мозговой активности. Поскольку люди под влиянием стресса становятся более уязвимыми по отношению к ежедневным затруднениям, качество их работы снижается. В крайне стрессовой ситуации человек может становиться рассеянным, просто сдается и избегает нагрузки хотя бы мысленно. Полезно, однако, знать, что стресс — это реакция человеческого организма и в определенной степени ею можно управлять.

С другой точки зрения стресс полезен, поскольку стимулирует активность. Недостаточная нагрузка и нехватка острых ситуаций также могут привести к появлению личных проблем. Большинство людей нуждается в определенном уровне нагрузок, чтобы действительно заинтересоваться, и многие достигают в работе наиболее ценных результатов, испытывая затруднения. Есть данные, свидетельствующие, что недостаточное напряжение приводит к ухудшению морального состояния, низкой эффективности работы и нехватке самоуважения. Идеальная ситуация достаточно остра, чтобы стимулировать активность, но не предъявляет избыточных требований. В качестве примера приведем выбор инструктора человеком, желающим научиться катанию на лыжах. Слишком требовательный и грубый инструктор может вызвать страх и желание прекратить обучение, но ленивый инструктор не создает достаточной заинтересованности. Начинающему требуется такой стиль обучения, такие препятствия и поддержки, чтобы возникало здоровое напряжение и желание развивать свое умение.

Разница в реакциях людей на одни и те же потенциально стрессовые ситуации заставляет исследователей углубляться в изучение причин, по которым одни менее подвержены стрессам, чем другие, в ситуациях, когда внешние требования примерно одинаковы. Медики обнаружили, что люди, относительно менее восприимчивые к порождающим стресс проблемам, избирают образ жизни, позволяющий им легко справляться с предъявляемыми к ним требованиям. Для тех, кто успешнее других управляется со стрессом, характерны следующие черты.

1. Они способны откладывать проблемы до того момента, пока не окажутся в состоянии справиться с ними. Напротив, подверженные стрессам зачастую не могут отвлечься, продолжая вращаться в круге проблем, волнуются из-за маловероятности возможностей.

2. Они специально расслабляются для того, чтобы дать отдых телу и уму от физических и психических нагрузок борьбы со стрессом. При этом часто прибегают к перемене типа нагрузок, например к интенсивным физическим занятиям, или, наоборот, спокойным расслабляющим упражнениям.

3. Они способны бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях ситуации.

4. Им удается управлять развитием стрессовых ситуаций, осуществляя реалистичное планирование и вмешиваясь в них так, чтобы не дать стрессу поглотить себя. Они имеют ясное представление о вероятном направлении развития событий и не теряются при возникновении проблем.

5. Они идут навстречу проблемам и готовы иметь дело с трудностями или неприятными вещами.

6. Они знают свои возможности и не позволяют себе перенапрягаться. Они знают, что определенный уровень нагрузок полезен и действует возбуждающе, но избыточные нагрузки рискованны, и на них можно идти, только осознавая это.

7. Они не дают себе погрязнуть в состояние депрессии, но предпочитают установить причину проблемы, чтобы затем взяться за ее решение. При этом они открыто и умело выражают свои чувства, работая над устранением всех возникающих затруднений.

8. Они способны идти на потерю популярности. Многие из тех, на кого сильно влияют стрессы, растрачивают большую часть своих сил на беспокойство по поводу того, что думают окружающие. Те же, кто хорошо справляется со стрессом, не слишком тревожатся, если окружающие не одобряют их поступки.

9. Они не заставляют себя следовать крайне жестким планам, которые вряд ли можно выполнить. Это суть профессионального отношения, позволяющего не оказываться в состоянии постоянной борьбы за выполнение нереальных обязательств.

10. Они активно ограничивают степень своей вовлеченности в работу. Будучи готовыми посвятить значительные усилия достижению цели, они поддерживают сбалансированное отношение к разным сферам жизненной активности.

  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка